О том, что такое консьюмеризация, мы все наслышаны прекрасно хотя бы потому, что этот термин явно входит в первую десятку (а может даже в пятерку) наиболее употребляемых в среде специалистов по корпоративной автоматизации. Подробная трактовка его появления и широкой распространенности исходить из постулата, что люди, привыкшие к определенному набору ИТ-функциональности и форме ее предоставления в собственном быту, хотят перенести все это в рабочее пространство. Но «матерых корпоративщиков» как всегда не устраивает роль, согласно которой им надлежит двигаться в форватере новой тенденции, путь даже и самой перспективной. По всей видимости они склонны действовать по принципу: лучший способ вписаться в тенденцию — возглавить ее.

Сегодня узнаю о том, что компания SAP совместно с фирмой Vuzix уже создало прототип специальных очков, преобразующих и дополняющих визуальную картину окружающего мира за счет информации поступающей со специальных датчиков (augmented reality), и управляемых голосовыми командами (см. http://www. youtube. com/watch? feature=player_embedded&v=9Wv9k_ssLcI). И при этом у производителей имеются вполне четкие намерения внедрить данную инновацию в широкую практику. По сути идеи здесь практически те же, что заложены в совсем недавно представленном проекте Google Glass. Однако специально подчеркивается, что новое устройство будет ориентировано на использование исключительно в корпоративном сегменте, а более конкретно в основном совестно с программами автоматизации склада и производства на цеховом уровне. В подобном контексте данная инновация может рассматриваться как логическое продолжение оснащения низового персонала инструментами автоматизации (например, voice picking), дающими им удобную подсказку в любой ситуации и в то время осуществляющими полный контроль за их работой.

Более чем явные аналогии с Google Glass дает полное основание еще раз вспомнить о консьюмеризации, если бы не одно но... Массовый пользователь не может желать перенести эту технологию из личной в профессиональную среду по той простой причине, что еще явно не освоил Google Glass. В вряд ли освоит в самом ближайшем будущем. Так что не исключено возникновение парадоксальной на первый взгляд ситуации — консьюмерские технологии будут приходить в нашу жизнь с корпоративного рынка. Интересно заметить, что именно рынок промышленной автоматизации представляется наиболее приспособленным плацдармом для такого движения. Так визуальный интерфейс систем SCADA уже давно насыщен элементами виртуальной реальности технологически ничуть не уступающими самым совершенным компьютерным играм. И кто тут технологически впереди неизвестно. Многие компании, производящие компьютерные платформы для индивидуального применения и работающие в промышленных условиях (например, Intermec) помимо наличия специфических свойств могут с успехом выдержать конкуренцию по функциональности (правда, пока не по цене) с самыми современными смартфонами. Да еще оказаться куда более «живучими» в экстремальных условиях, что для стиля жизни многих людей тоже немаловажно.

В итоге в дополнении к популярнейшему ныне лозунгу «возьми личный девайс на работу» может появится новый: «внедри устройство, с которым ты работаешь, в личную жизнь».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.