Кризис и последствия санкций, как известно, заставляют многих искать более простые решения в бизнесе вообще и информационные решения – в частности. И уж по крайней мере большинство избегает пересматривать подходы в уже отработанных методиках автоматизации традиционных бизнес-процессов. Но так или иначе часто приходится наблюдать, что многие известные зарубежные поставщики относительно «тяжелых» программных решений именно сейчас начинают методично прививать отечественному корпоративному заказчику мысли о будущих направлениях автоматизации бизнеса, которые, надо сказать, не является линейным продолжением того пути, к которому многие заказчики уже привыкли.

В этом смысле хочется, например, отметить конференцию Dassault Systèmes, которая прошла в Москве этой осенью

В центре ее внимания оказалась платформа 3DEXPERIENCE, что в общем понято, поскольку данная тема является одной из флагманских для компании в текущий момент. О самой платформе, конечно же, можно почитать на сайте производителя, а здесь хочется сказать о другом.

В отношении технологий одной из основных отправных точек ее развития без сомнения является направление, которым много лет занималась и продолжает заниматься Dassault. Это трехмерное моделирование изделий в приложении к задачам технического дизайна и проектирования продукции. Сначала в основном машиностроительного профиля, а затем некоторых направлений consumer goods. Но при этом маркетинговая, да и реальная содержательная идеологии 3DEXPERIENCE совершенно иные.

Речь идет о том, чтобы сделать данную модель центром управления бизнесом в широком смысле. Достичь этой цели производитель пытается за счет того, что под одной «зонтичной» платформой параллельно традиционными направлениями работы с 3D-моделью сконцентрировать целый ряд функций, в основном ориентированных на различные формы совместной работы – от коллективной работы с документами до новомодных корпоративных социальных сетей. На этой основе, а также с учетом того, что инструменты работы с 3D-моделью тоже заметно совершенствуются, ее действительно становится проще принять не только проектировщикам и производственникам уровня shop floor , но и большинству профильных подразделений того или иного бизнеса, включая его высшее руководство. Более того, развитие электронных коллабораций постепенно выводит данные технологии за границы бизнеса, распространяя их на уровень партнеров и клиентов. А вместе с этим границы предприятий преодолевают и функции работы с 3D-моделью.

И надо сказать, что это не единственный пример вывода технологий, до недавнего времени считавшихся уделом узких профессионалов, на уровень управления бизнесом в самом широком смысле. Если применительно к деятельности Dassault прежде всего имеются в виду задачи, близкие таким отраслям как машиностроение или энергетика, то в случае решений Bentley Systems, можно говорить, скажем, о строительной индустрии. Но концепция при этом остается той же: в центре управления жизненным циклом объекта ставится его виртуальная модель, которая еще недавно оказывалась полезной в основном на этапе проектирования здания, а теперь распространяется и на строительство, и на эксплуатацию, и на этапы, связанные с возможной модернизацией объекта.

Похожие инициативы пытается предпринять, допустим, компания ESRI, с той лишь разницей, что место 3D-модели той или иной продукции здесь занимает модель развития самого бизнеса в картографической привязке. Но и здесь та же идея: GEO-интерфейс совершенствуется, становится способен принимать различные формы, комфортные для работы сотрудников того или иного профиля. А «усиленный» различными средствами коллективного делового взаимодействия, он, где это имеет содержательный смысл, становится во главу угла автоматизации управления как ключевыми, так и вспомогательными бизнес-процессами.

Что касается России, можно сказать, что в бизнесе средства коллективного взаимодействия, от зарегулированной правилами совместной работы с документами, до почти «свободного творчества» в пространстве корпоративных социальных сетей, сейчас все-таки развиваются, и не с последнюю очередь за счет отечественных продуктов. Думается, что в совокупности они уже опережают внедрение классического транзакционного функционала управленческих систем.

Средства 3D-моделирования и GIS-системы отечественного производства тоже представляются вполне конкурентоспособными. Правда, пока они в основном позиционируются не в составе более функциональных платформ и соответственно предлагаются в основном как инструменты решения узкоспециализированных задач.

Однако санкции санкциями, а упомянутые гранды зарубежной ИТ-индустрии путем представления новых продуктов в России, российскими внедрениями (наподобие уже состоявшегося внедрения 3DEXPERIENCE в Нижегородским «Атомэнергопроекте») методично продвигают идеи автоматизации жизненного цикла самых сложных объектов, а вместе с этим, естественно, и новые идеи информационной поддержки бизнеса. Если они и будут находить отклик у отечественных заказчиков, то прежде всего, конечно, у крупного территориально распределенного бизнеса. Хотя , думается, что и концепция «умного города» в силу масштабности задач, глубокой вовлеченности в их решение самых разных организаций, а также сложности жизненного цикла многих автоматизируемых объектов тоже окажется активным катализатором описанных выше идей.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.