В минувшем году мы опубликовали много интервью с лауреатами премии . Нам хотелось по возможности подробно познакомить читателей с их взглядами на управление ИТ, с тем, какие они применяют принципы и подходы к работе, какой накопили опыт. Накануне объявления номинантов премии «IТ­Лидер­2007» мы решили задать лауреатам «прошлого созыва» два вопроса о лидерстве.

На наши вопросы отвечали ИТ­лидеры 2006:
Сергей Дятлов, директор по ИТ ОГК­5
Александр Пионтковский, директор по ИТ НПО «Сатурн»
Игорь Киселев, ИТ­директор «Северсталь­авто»
Игорь Соловьев, начальник управления информатизации и связи
Высшего Арбитражного суда Российской Федерации
Андрей Гусельников, начальник управления информационных систем
Федерального казначейства РФ

Что с вашей точки зрения определяет лидера? Какие знания, умения и навыки в наибольшей степени способствовали вашему успеху как ИТ­лидера? Есть ли принципиальные отличия лидеров в других областях бизнеса от лидеров­CIO?

Сергей Дятлов: Для меня лидер — это в первую очередь человек, у которого хочется поучиться. Тот, кто может не только объяснить, как решать ту или иную проблему, как действовать в тех или иных условиях, но и сформулировать саму задачу, задать направление движения. Мнению этого человека полностью доверяешь, полагаешься на его советы. Принципиальных отличий лидеров в различных областях, думаю, нет. Есть профессиональные оттенки. Для CIO, например, я считаю основным профессиональным качеством способность к постоянному обучению, так как необходимо, с одной стороны, все время отслеживать динамичное развитие информационных технологий, чтобы быть готовым к применению новых разработок, а с другой — разбираться в технологических и управленческих процессах основного бизнеса компании и также отслеживать изменения в них.

Андрей Гусельников: В расхожем смысле лидер — это тот, кто умеет «повести за собой». В моем понимании надо уметь не только «повести», но еще и «довести», т. е. достичь намеченных целей. Таким образом, по моему мнению, ИТ­лидера определяет сплав душевного порыва лидерства с холодным расчетом менеджмента. Считаю, что лидеру необходимы следующие навыки и умения: слушать и слышать, донести до собеседника свои мысли кратко, но ёмко, найти компромиссы, оценить риски и быстро, но взвешенно принять решение. И такие качества, как корректность, дипломатичность и неравнодушие к делу и людям.

Игорь Киселев: С моей точки зрения лидера определяет умение предложить коллегам и подчиненным цель и увлечь за собой в ее достижении. Что в наибольшей степени способствовало моему успеху как ИТ­лидера? Думаю, умение соединить стратегию компании с задачами ИT, подготовить план перехода из текущего состояния в новое и реализовать его.

Игорь Соловьев: На мой взгляд, лидера определяет наличие амбициозных планов, желание воплотить их в жизнь, несмотря на трудности, а также способность не бояться принятия решений, которые в дальнейшем могут оказать серьезное влияние на развитие всей отрасли. Полагаю, что нет каких­либо основных отличий лидеров в других областях от ИТ­лидеров, по­моему, само по себе лидерство и составляет это отличие: люди являются профессионалами в своей области деятельности и несут ответственность за принятые ими решения.

Александр Пионтковский: Я считаю, что никаких отличий у лидеров разных функциональных направлений нет и быть не может. Ведь лидер — это прежде всего человек, умеющий организовать и повести за собой людей для достижения поставленных целей. Самое главное для него — это умение работать с людьми и видеть будущее. Надеюсь, что у меня это получается.

На каком­то этапе развития у каждой компании появляется новый лидер, который приглашается на определенную роль. Есть роль реформатора и кризисного управляющего, есть роль инновационного лидера… Как вы могли бы определить свою роль в компании? Можете ли вы сказать, что действительно оказываете влияние на бизнес ваших компаний?

Игорь Соловьев: По­моему, в настоящий момент в лидерстве приходится совмещать все перечисленные роли. Хотя мне больше импонирует роль инновационного лидера. Мне кажется, те проекты, которые мы реализуем в рамках арбитражной системы, хоть и не оказывают существенного влияния на выполнение задач, возложенных на арбитражные суды, всё же в большей степени делают эту работу более эффективной, прозрачной и доступной для общества.

Игорь Киселев: Я бы определил свою роль в компании как роль реформатора. Что касается влияния на бизнес, то оно, к сожалению, меньше, чем хотелось бы.

Александр Пионтковский: Думаю, настоящий лидер должен уметь играть любую роль — и реформатора, и кризисного управляющего, и инновационного лидера. Все эти роли в современных мировых тенденциях развития бизнес­среды лидеру просто необходимо уметь выполнять. Ведь по большому счету это составляющие одного постоянного процесса совершенствования и развития компании: «кризис — реформа — инновации». Другой вопрос, что на разных этапах этого развития какая­то роль должна доминировать в большей степени. Я не являюсь в этом смысле исключением, мне приходится играть разные роли.

Сергей Дятлов: Для нашей компании прошедший период — это старт бизнеса, поэтому роль всей нашей команды заключалась в запуске и «выводе на орбиту» большой сложной машины — энергогенерирующей компании. На данном этапе задачи всех функциональных директоров, в том числе и CIO, сходны: оформление бизнес­процессов, выстраивание вертикали управления. При создании промышленного предприятия влияние ИТ объективно начинает ощущаться несколько позже, когда отстроены процессы управления и его качество начинает зависеть от инструментов, применяемых для этого. Внедряя ИТ­инструменты в процессы управления, ИТ­подразделение и в частности CIO начинают влиять на бизнес компании. И чем больше степень автоматизации управления, тем сильнее влияние. В нашей компании уже есть первые примеры построения бизнес­процессов на базе ИТ. Влияние возникло. Но теперь CIO столкнулся с новым классом задач — поддержания только положительного знака ИТ­влияния на бизнес.