Реальная интеграция приложений на производственном предприятии чаще всего сильно отличается от радужных картин, рисуемых производителями ПО. Определенная интеграционная стратегия прослеживается далеко не всегда. На Боровичском комбинате огнеупоров с 2002 года идет проект внедрения ERP-системы, и за это время удалось не только реализовать широкую функциональность в самом ERP, но и связать его со многими другими системами.

О логике, последовательности, организационных принципах этих связей рассказывает Юрий Саламонов, директор по информационным технологиям ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров».

Intelligent Enterprise: С момента нашего прошлого интервью, посвященного внедрению ERP‑системы, прошло несколько лет. Насколько далеко вы продвинулись в ее использовании?

Юрий Саламонов: Жизне­спо­собность каждого внедрения становится ясна со временем. За шесть лет наш проект внедрения ERP‑системы (тогда еще Axapta, а теперь Microsoft Dynamics AX) продолжал развиваться как по масштабу, так и по функциональности. По сравнению со стартом число пользователей выросло в несколько раз. Мы внедрили управление закупками, финансовый и производственный модули, завершаем установку модуля продаж. Из производственного модуля получаем не только информацию по управлению производством, но и данные для более точной, чем раньше, оценки себестоимости. После внедрения этого инструмента алгоритмы расчета и уровень детализации информации были пересмотрены. Большая детализация позволила производить распределение затрат не на группу изделий, а по маркам продукции. Раньше себестоимость изделий разных марок, но входящих в одну группу, определялась усредненно.

В условиях непрерывного производства ERP‑система эксплуатируется круглосуточно. В основных цехах с нею работают все ИТР от мастеров до начальника цеха. Перед началом смены начальники участков создают в системе сменные задания для каждого рабочего, а по окончании мастера фиксируют их выработку. В результате в системе формируются данные как для оперативного управления производством, так и для расчета основной заработной платы. Управленческий и бухгалтерский учет строится на едином достоверном источнике — первичных документах, которые однократно вводят в систему создающие их сотрудники. Работа ведется в реальном времени, проходят сутки — и по тем позициям, по которым имеет смысл отслеживать ежедневные изменения, видна производственная картина, включая положение в цехах, на товарно-материальном складе и на складе готовой продукции. Видно, какие заказы поступили на предприятие, какие из них включены в план и какие уже находятся в производстве.

Давайте перейдем к интеграции. С какими приложениями вы связываете ERP‑систему?

Прежде всего — с АСУТП. На­при­мер, на одном из наших новых производств, где выпускаются гранулированные порошки для нефтедобывающей отрасли, установлена современная система управления технологическим оборудованием, данные из которой передаются в ERP‑систему без участия человека и, следовательно, без вносимых им поправок. Благодаря связке ERP — АСУТП и труд мастеров облегчается, и достоверность данных повышается.

Интеграции ERP‑системы и АСУТП способствует то, что ИТ‑служба объединяет все направления автоматизации, в том числе промышленную автоматизацию и связь. Это позволяет на этапе проектирования новых производственных объектов закладывать возможности для передачи данных от технологического оборудования в учетные системы различного назначения, формировать и реализовывать единую информационную стратегию.

Какие еще направления интеграции вы развиваете?

Есть хорошие результаты в области интеграции ERP- и CAD/TDM/PDM‑систем. В состав предприятия входит проектное подразделение, разрабатывающее технологические линии и оснастку для производства новых видов изделий, что нередко требует сложных инженерных расчетов и трехмерного проектирования. Создание производственных мощностей может потребовать проектирования новых зданий, сооружений и инженерных сетей.

В качестве общей платформы для выполнения разных проектных задач выбрана продукция компании Autodesk. Платформа дополнена программными инструментами, необходимыми каждой группе конструкторов с учетом специфики области их деятельности. Так, для конструирования технологической ос­­настки используются приложения белорусских разработчиков Cadmech, у них же мы взяли систему технического документооборота Search, предназначенную для хранения электронной проект­но-конструкторской документации предприятия и управления её движением.

За последние два года в проектном подразделении кульманов не осталось. Удалось выстроить цепочки, поддерживающие все операции от проектирования до передачи конструкторской документации на изготовление техоснастки непосредственно в производство. Система быстро вышла за рамки проектно-конструкторского отдела, поскольку потребителями этой информации оказались многие технические службы предприятия и производственные цеха.

Расскажите подробнее, как работают выстроенные вами интеграционные цепочки.

Если появляется новый вид продукции, под него проектируется технологическая оснастка. Конструктор разрабатывает проект и отправляет его на согласование в электронном виде. В таком же виде он визируется всеми ответственными лицами и передается в архив.

Оригиналом проекта считается завизированный ЭЦП электронный экземп­ляр, который хранится в технической СЭД вместе с детализированной информацией по составу технологической оснастки и материалам, из которых она будет изготавливаться. В случае надобности проект может быть распечатан и выдан из архива как обычный бумажный набор документации.

Из системы технического документооборота необходимые проектные данные реплицируются в ERP‑систему. Если в конструкторскую документацию вносятся изменения, исправленная информация также передается в ERP. Благодаря этому специалист по подготовке производства основного цеха, работающий в Microsoft Dynamics AX, может по каждому виду планируемой к выпуску продукции видеть перечень необходимой техоснастки в соответствии с действующей конструкторской документацией. Исходя из потребностей производства в ERP‑системе создаются электронные заказы на изготовление техоснастки, которые через техническую СЭД передаются в программу производственного планирования вспомогательного цеха. На основании данных из электронных заказов в этой программе формируется месячный план-график и рассчитывается стоимость технологической оснастки. А после изготовления данные по её стоимости и количеству передаются в ERP‑систему и используются при расчете себестоимости продукции основного производства. Таким образом, инициированный в ERP‑системе процесс изготовления оснастки проходит через ряд интегрированных систем и снова завершается в ERP‑системе, отражая результаты процесса.

Что вы считаете наиболее важным, принципиальным в интеграционных проектах?

Однозначное определение родительской системы для каждого вида информации, особенно НСИ. Какой бы проект мы ни делали, какие бы системы ни связывали, сначала точно определяем, какая система будет приоритетной для тех или иных данных. Каждый раз говорим: такой‑то справочник будет вестись только в такой‑то системе, и это — закон. Если информация из одной системы нужна в другой, то вторая система изменять ее не может, она будет только использовать её. Установив такой порядок, мы интегрировали множество систем, причем бесшовно для пользователей, они этих «смычек» и не замечают. Пользователь работает со своим приложением, видит готовые данные и не задумывается, откуда они пришли.

Это помогло вовлечь в работу с информационной системой множество людей, которые прежде компьютера не знали и порой не понимали даже очевидной разницы между набором чисел на клавиатуре и их написанием на бумаге. Приведу курьезный пример. Начинающий пользователь жалуется: «Я ввожу 63 рубля 2 копейки, а система ставит 61 рубль». Оказывается, он вводит «63 —02», так он привык писать числа на бумажке, через тире. При значительных объемах обрабатываемой информации позволять переносить данные из системы в систему вручную — нельзя! В течение месяца разойдутся все системы, и эффекта не будет ни от одной.

Однако по мере развития информационных решений нам приходилось изменять направление репликации некоторых данных. Так, на первом этапе внедрения ERP‑системы список контр­агентов велся в существовавшей на предприятии системе управления продажами и реплицировался в Microsoft Dynamics AX. После внедрения финансового модуля процедура ведения справочника контрагентов перекочевала в ERP и репликация справочника была переориентирована в обратную сторону. А вскоре необходимость в упомянутой репликации вообще исчезнет, поскольку завершается процесс перевода в ERP‑систему функционала управления продажами. Эта разработка, как и многие другие приложения для Microsoft Dynamics AX, выполнена программистами ком­бината.

Справочник контрагентов является одним из наиболее востребованных со стороны других систем. На его основе организована интеграция ERP-решения с системой управленческого электронного документооборота Directum. Даже реквизиты адресатов при подготовке исходящей корреспонденции в Directum заполняются на основании данных из справочника организаций Microsoft Dynamics AX.

Есть и другой принципиальный момент. В соответствии с принятым на предприятии стандартом за содержание информации и правильность данных в системе отвечают пользователи, которые эти данные генерируют и вводят. Алгоритмы обработки определяют функциональные подразделения, являющиеся заказчиками приложений. Служба ИТ, в свою очередь, обеспечивает выполнение установленных заказчиками алгоритмов, но не воздействует на содержание информации.

Последовательным соблюдением этих несложных правил мы в значительной степени обеспечили результативность своих интеграционных проектов.

Наглядный пример интеграционных связей

Максим Галимов
Директор по перспективным исследованиям компании Directum

Отмеченное в интервью согласование технологической документации в СЭД, включая визирование электронной цифровой подписью, с последующим экспортом данных в ERP‑сис­тему — один из наглядных примеров необходимости интеграции систем. Но процесс согласования, обеспечиваемый механизмом workflow СЭД, может охватывать не только неструктурированные документы (к которым относится технологическая документация), но и структурированные данные ERP-решения, например заявки или бюджеты. Другая задача — использование информации из ERP для согласования документов в СЭД: например, в процессе согласования договора можно определить, вписывается ли он в заложенный бюджет. Часто возникает задача автоматического отслеживания статуса согласования договора с отражением этих сведений в ERP‑сис­теме. Еще один пример — связь первичного документа в ERP с его отсканированным образом, находящимся в архиве СЭД.

Для решения подобных задач часто требуется реализовать целый комплекс интеграционных решений: обращение к сервисам ERP‑системы из workflow СЭД, сохранение ERP-отчетов в СЭД, обращение к текстам документов СЭД из интерфейса ERP‑системы, синхронизацию справочников и т.п.

НСИ требует специфичного управления

Игорь Леонов
Заместитель руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами, НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»

Основной целью перехода крупных предприятий к единым корпоративным справочникам (МТР, услуг, контрагентов, кадров и т.д.) является повышение экономической эффективности управленческих процессов в компании и как следствие — конкурентоспособности. Чтобы правильно решить эту задачу, требуются определенные знания в области построения систем управления НСИ, современных принципов и методологий структуризации больших массивов НСИ и соответствующих программно-технических решений. С нашей точки зрения наиболее верный и правильный путь — привлечь к работе внешних консультантов‑экспертов в данной сфере, а также задействовать собственных ключевых специалистов, которые впоследствии будут руководить преобразованиями в НСИ. Таким образом формируется группа НСИ, куда входят собственные эксперты предприятия и специалисты консультанта. Как правило, группа, или, точнее, служба НСИ включает руководителя проекта, системного архитектора, программистов‑разработчиков, бизнес-аналитиков, специалиста по структуризации НСИ, экспертов НСИ в предметной области. Когда же проект завершается и система вводится в промышленную эксплуатацию, остается вопрос ее обеспечения. И здесь многие наши крупные клиенты отдают поддержку системы на внешнее обслуживание, т.е. нам, чтобы сократить собственные трудозатраты и расходы на эксплуатацию системы НСИ.