Централизованный мониторинг и управление информационной инфраструктурой в организации, филиалы которой распределены от Камчатки до Калининграда, безусловно, представляет собой непростую задачу. Качество ее решения определяется как правильно выстроенными процессами внутри ИТ‑департамента, так и отношениями ИТ с бизнесом. Об этом рассказывает начальник управления информационных технологий Райффайзенбанка Сергей Енютин

Intelligent Enterprise: Мониторингом ИТ-инфраструктуры, управлением в данной области занимаются, наверное, все компании. Но бизнес, когда он существенно распределен, всецело зависит от качества ИТ-поддержки. Над повышением эффективности этого важнейшего направления работы приходится работать постоянно. Что делается для этого в вашем банке?

Сергей Енютин: Мони­то­ринг состояния инфраструктуры мы рассматриваем как неотъемлемую часть деятельности в области развития ИТ-ин­фраструктуры в банке. Для успешного осуществления этой деятельности Райффайзенбанк уделяет много внимания стандартизации используемых ИТ-решений, что позволяет добиться в том числе и сокращения операционных расходов. У нас практически полностью стандартизованы как оборудование, так и программное обеспечение. К основным производителям, на которых мы ориентируемся в выборе инфраструктурных решений, относятся Microsoft, IBM, HP. И ключевые продукты в сфере мониторинга для нас — это продукты Microsoft System Center Operations Mana­ger, Tivoli Provisioning Manager, HP Operations Manager, поставляемые соответственно этими тремя компаниями.

Стандартизация также осуществляется на несколько более высоком уровне, чем использование отдельных компонент ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения. Поскольку бизнес у нас построен по трехуровневой схеме (цент­ральный офис — региональные центры — операционные офи­сы), сейчас мы разработали модель типовой инфраструктуры для региональных центров и операционных офисов, которая реализуется для всей филиальной сети Райффайзенбанка. В ней, безусловно, нашлось место и средствам мониторинга.

Другой ключевой идеологией в сфере управления инфраструктурой в банке стала централизация. Информационные сервисы разрабатываются и реализуются централизованно. Каждый из них, будучи внедренным, предоставляется всем филиалам — от Камчатки до Калининграда. Следовательно, недоступность каждого из них может оказаться весьма критичной для банка. К качеству мониторинга централизованных сервисов (а значит, и к процессу контроля работы всего оборудования, которое связано с его предоставлением) предъявляются повышенные требования.

Впрочем, мы, как и другие крупные компании в России, не имеем возможности держать в каждом филиале и даже в региональном центре большую команду ИТ‑специалистов, и это еще один довод в пользу развития централизованного администрирования ресурсов. У нас, например, уже сейчас практически во всех региональных офисах нет администраторов систем компании Microsoft, почтовых систем, сетевых сервисов, средств антивирусной защиты. Ими управляют исключительно из центрального офиса в Москве. В текущем 2010 г. мы планируем полностью перейти к централизованной системе мониторинга, а также к централизованной установке программного обеспечения на все серверы и рабочие станции пользователей. В этом же году будет полностью реализована типовая модель региональных офисов, о которой я говорил выше.

Что касается схемы организации деятельности по мониторингу инфраструктуры, то в ИТ-подразделении Райффайзенбанка уже достаточно длительное время существует подразделение централизованного мониторинга Network Control Center, работающее в режиме 24×7. Данное подразделение осуществляет мониторинг состояний серверной, сетевой инфраструктуры и центров обработки данных.

Вы упомянули сразу три ведущие системы мониторинга от разных производителей, которые существуют в вашем банке. Такое разнообразие не противоречит принципам стандартизации?

Стандартизация вовсе не обязательно должна подразумевать под собой полную унификацию решений. Как я уже сказал, на­личие у нас соответствующих систем компаний Microsoft, IBM и HP в значительной степени продиктовано присутствием в нашем арсенале многих инфраструктурных решений от этих компаний. Также не надо забывать, что в 2007 г. Райффайзенбанк завершил проект интеграции с Импэксбанком, который включал в том числе и объединение двух инфраструктур, выполненных по разным стандартам. И те средства мониторинга, которые используются, целиком и полностью соответствуют нашей ИТ-инфраструктуре и ее состоянию, которые мы имеем в настоящее время.

Да, частично функционал разных систем мониторинга пересекается, но далеко не полностью. Уже сейчас мы видим, что какой‑то продукт лучше подходит для решения одних задач, а другой — соответственно для решения других. Замечу также, что если ориентироваться на те KPI, которые нам установил бизнес, время восстановления ИТ‑сервисов после сбоев у нас должно быть крайне невелико. Поэтому выгоднее с некоторым ущербом для унификации использовать для каждого конкретного объекта мониторинга наиболее подходящую систему, так как раннее обнаружение проблемы позволяет быстро ее ликвидировать или даже предупредить.

Говоря о централизованном мониторинге, вы упомянули централизованные сервисы. Хотелось бы знать, что они собой представляют, как разрабатываются, существует ли каталог ИТ‑сервисов?

Я не могу сказать, что у нас в ИТ-подразделении полностью сформирован каталог сервисов, который к тому же являлся бы для нас рабочим документом. Но в определенной мере вполне можно говорить о его наличии. У нас есть подразделение, которое отвечает за ведение каталога сервисов, как инфраструктурных, так и функциональных. Хотя, скорее всего, Райффайзенбанк находится в начале пути по внедрению сервисной модели в ИТ.

Что касается разработки содержания конкретных сервисов, то соответствующая модель реализуется в рамках построения нашей целевой архитектуры. А значит, мы смотрим на развитие сервисов, тесно привязывая данный вопрос к той архитектуре, той совокупности прикладных систем, которые существуют и будут существовать в банке.

В качестве одного из KPI разрабатываемых сервисов, например, выступает степень их повторного использования.

Какие сервисы разрабатываются и используются у нас сейчас? Это запрос и предоставление клиентской информации, запрос и получение доступного баланса по счету. При проектировании сервиса необходимо также учесть, кому он должен быть доступен — в call-центре, в системе интернет-банкинга, в региональных отделениях и т. д.

Что касается ИТ‑сервисов, то деятельность в области их проектирования и реализации для Райффайзенбанка, как для дочернего банка «Райффайзен Интернациональ», является в известном смысле глобальной по масштабу.

ИТ‑сервисы, которые использует Райффайзенбанк в России, предоставляются не только с территории нашей страны, но и со стороны центрального офиса в Вене. С его стороны осуществляется и мониторинг, соответствующий этим сервисам. Тут возникает множество пересечений: мы занимаемся мониторингом сервисов, с которыми работаем за пределами Российской Федерации, а нас в части доступности нашей инфраструктуры контролируют со стороны нашего головного офиса в Австрии. В рамках всей группы «Райффайзен Интернациональ» используются стоящие за сервисами ИТ-решения, которые стандартны в масштабах всей группы. Это, в частности, помогает нам минимизировать затраты, так как в данном случае мы может пользоваться опытом и ресурсами группы. Работа в составе группы также позволяет нам получать более выгодные условия, работая с международными ИТ-вендорами.

Когда уже имеются развитые отношения между бизнесом и ИТ по поводу функционирования ИТ‑сервисов, большую роль в решении этой проблемы играют соглашения об уровне сервиса (SLA). Существует ли у вас практика их использования? На каком уровне она сосредоточена? Дело в том, что в целом ряде практических ситуаций реальная работа с параметрами SLA «оседает» внутри ИТ‑подразделения, в то время как отношения между бизнесом и ИТ по‑прежнему продолжают строиться на неких договоренностях, сформулированных весьма неформальным образом.

Да, мы работаем с SLA, подписываем все необходимые документы с бизнесом, а затем действуем в соответствии с подписанными документами. Это стало для нас стандартом в ведении проектов уже в 2008—2009 гг., и в текущем году мы лишь продолжаем сложившуюся практику. В отношении формализации отношений с бизнесом на базе SLA как раз все строится по вполне классической схеме. Конкретные значения SLA, по сути, базируются на тех стоящих перед банком бизнес-целях, которые нам были декларированы, и в первую очередь они содержат количественные описания таких характеристик, как время и уровень поддержки, время восстановления, доступность сервисов.

После подписания договора о SLA с бизнесом он действительно имеет практическое значение на протяжении всего жизненного цикла того или иного сервиса. Об этом говорит ряд фактов. SLA используется для того, чтобы на базе подписанного с бизнесом соглашения формировать ИТ-бюджет. Кроме того, опираясь на данный документ, мы можем вести оперативный диалог с бизнесом. Если мы приходим к выводу, что у нас нет сотрудников для обеспечения соответствующего конкретному SLA качества поддержки, мы можем предложить открыть дополнительные вакансии в ИТ, передать какие‑то функции в аутсорсинг, изменить бюджет проекта или же пересмотреть заданные значения SLA.

Что касается взаимодействия внутри ИТ-подразделения по вопросам предоставления сервисов, то тут используется другой, хотя тоже, надо сказать, вполне стандартный и давно проверенный на практике подход. Речь идет о так называемых OLA (Operational Level Agreement). Эти документы как раз призваны определять регламент работы внутри ИТ-отдела. У нас не так уж и много сервисов, за которые отвечает только одна группа в составе ИТ-подразделения. Следовательно, необходимо обеспечить четкое взаимодействие между группами (отвечающими, скажем, за инфраструктуру, приложения, региональную сеть и т.д.) в работе по предоставлению того или иного сервиса. OLA определяют схему взаимодействия, зоны ответственности или время реакции каждой группы на определенные события уже внутри ИТ. Еще раз подчеркну: OLA — это соглашения, действующие внутри ИТ-отдела, которые, в частности, служат целям выполнения тех SLA, которые мы подписываем с бизнесом.

Известно, что на рынке существуют продукты, как раз призванные управлять ИТ-инфраструктурой и ИТ‑сервисами именно в контексте бизнес-процессов. Такие системы — это уже мониторинг более высокого уровня. Каковы перспективы их применения в Райффайзенбанке?

В нашем арсенале есть два известных на рынке ИТ-решения — Remedy компании BMC и Mercury Quality Center компании HP. Не скажу, что эти системы у нас уже внедрены в полной конфигурации, но именно в 2010—2011 гг. на базе этого инструментария мы и собираемся развивать мониторинг бизнес-процесов. В этом же году мы также планируем начать внедрение работы с бизнес-требованиями, используя указанный инструментарий. Сделав данный шаг, мы уже должны плавно переходить к мониторингу бизнес-процессов в новых проектах.