Избирательную систему России ожидает серьезное техническое переоснащение. На смену традиционным технологиям постепенно приходят электронные. О том, какие изменения необходимы и к чему они должны привести, рассказывает Председатель ЦИК России Владимир Чуров.

Intelligent Enterprise: В чем отличие российской информационной системы, применяемой на выборах, от систем других стран?

Владимир Чуров: Современная избирательная система использует различные технические возможности, и на первое по важности место следует поставить автоматизированную информационную систему, используемую при подготовке и проведении избирательных кампаний в России, — Государ­ственную автоматизированную систему «Выборы». Она объединяет порядка 3 тыс. территориальных избирательных комиссий. Основные задачи ГАС «Выборы» — это ведение электронного регистра избирателей, ввод данных обо всех этапах избирательной кампании, о выдвижении и регистрации кандидатов, о финансовых отчетах кандидатов и партий, а также передача данных о ходе подсчета голосов и предварительных итогах. В целом наша информационная система обеспечивает выполнение 57 задач. Практически все страны применяют в избирательном процессе информационные системы. ГАС «Выборы» построена таким образом, что данные протоколов об итогах голосования, введенные в систему в территориальных комиссиях, одновременно направляются по защищенным каналам связи в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ и в ЦИК России. Программное обеспечение ГАС «Выборы» позволяет параллельно суммировать данные протоколов на всех уровнях избирательных комиссий и не дает возможности вносить изменения в эти данные. Когда же суммарные данные субъекта Федерации поступают к нам, мы можем проверить и сравнить результат. Поэтому никакие манипуляции с данными в системе просто невозможны. Также это система защищенная, в том числе потому, что в ней хранится большой массив персональных данных. Все подобные системы построены одинаково. Отличие нашей в том, что она работает.

Как давно ГАС «Выборы» полноценно выполняет свои функции?

Система существует с 1995  г. Ее возможности постоянно росли, развивалась функциональность. В постоянную эксплуатацию ГАС «Выборы» введена в 2000  г. А начиная с 2009  г. выполняется ввод данных в систему с поселкового уровня. Это самый многочисленный вид выборов — это выборы, формирующие органы муниципального самоуправления. Сейчас ГАС «Выборы» работает полностью в штатном режиме. 10 октября, в единый день голосования, пройдет около 8 тыс. избирательных компаний. Это свыше 52 тыс. мандатов, более 100 тыс. кандидатов всех уровней. Вся эта информация вводится и хранится в ГАС «Выборы», позволяя нам не только контролировать происходящее, но и обеспечивать публичность этих данных.

Если бы ГАС «Выборы» не работала в штатном режиме, мы не могли бы ввести институт единого информационного центра в единые дни голосования, когда отсюда, из Москвы, из Большого Черкасского переулка информация о выборах в режиме онлайн идет всем избирателям России, политикам, журналистам, политологам и специалистам, не только в нашей стране, но и во всем мире.

Какие еще технические средства, кроме информационной системы, могут и должны применяться в избирательном процессе?

Вторая компонента технического обеспечения избирательной системы — оснащение избирательных участков. Многие страны мира применяют для голосования различные устройства, в том числе Индия, Бразилия, Венесуэла, США. На избирательных участках применяется техника двух основных типов: с использованием бумажного бюллетеня и без такового. Для подсчета голосов в первом случае в основном применяются оптические сканеры. Применение сканирования удваивает доверие к результатам. Первый подсчет голосов производится автоматически после сканирования, а в случае необходимости можно сделать второй подсчет — контрольный пересчет обработанных бумажных бюллетеней.

В Российской Федерации сейчас 3100 сканеров, что достаточно для оснащения 1550 участков. В этом году, впервые за несколько лет, производится закупка сканеров нового поколения. Они будут использованы в Челябинске в единый день голосования 10 октября, где будет проведено их сравнение со сканерами предыдущего поколения. На примерно одинаковых участках будут применены и новые, и старые сканеры. В основном это тестирование на удобство использования и надежность. Если испытания пройдут удачно, по поручению Президента РФ мы на будущий год приступим к их массовой закупке, чтобы к федеральным кампаниям 2011—2012 гг. оснастить 10% избирательных участков. Это примерно 10 тыс. участков, соответственно потребуется около 20 тыс. таких устройств. Сейчас их цена снизилась в два раза.

Второй тип оборудования для участков — устройства для голосования без бумажных носителей, когда избиратель голосует с помощью электронного бюллетеня, делая свой выбор на сенсорном экране. У нас выпущена опытная партия таких устройств — это комплексы для электронного голосования (КЭГ). Избирателю выдается индивидуальная карточка со штрихкодом, которую он может использовать только один раз и только на определенном участке. В Венесуэле для идентификации применяется биометрия — может использоваться отпечаток пальца или смарт‑карта с биометрическими данными. В Перу идентификатором служит карта избирателя со штрихкодом.

Упрощенный вариант безбумажного голосования используется в Индии. Там применяются электронно-механические устройства для голосования, в которых есть только набор кнопок, соответствующих кандидатам или партиям. При нажатии кнопки сигнал передается на счетное устройство. Идентифицирует избирателей член избирательной комиссии, и он сам включает оборудование для голосования каждому избирателю. Для исключения повторного голосования палец проголосовавшего избирателя маркируется несмываемыми чернилами.

На избирательных участках может быть установлено и дополнительное оборудование. Предполагается, что постепенно все избирательные участки будут оснащаться автоматизированным рабочим местом (АРМ), на котором будет формироваться итоговый отчетный протокол. Непосредственно в АРМ будет вводиться информация с КОИБов или КЭГов. Данные протокола на нем будут заверяться ЭЦП председателя и секретаря участковой избирательной комиссии и передаваться в вышестоящую комиссию. Когда это будет реализовано, мы сможем получать протоколы уже непосред­ственно с участков. Они также начнут одновременно передаваться в территориальную избирательную комиссию и в ЦИК России. Это принципиально важная задача, которая снимает все проблемы, например, с копиями протоколов. Также это существенно упростит и удешевит перевозку документации. Для передачи данных мы будем использовать различные виды связи.

Какие проблемы может снять применение электронных средств обработки результатов голосования?

Мы сталкиваемся с самими разными ситуациями, контролируя легитимность выборов. В частности, пытаясь доказать нарушения на участке, нам иногда присылают фальшивые копии протоколов. Не копию фальшивого протокола, а именно сфабрикованную фальшивую копию, с фальшивыми печатями, подписями и иногда даже несуществующим адресом участка. Автоматическая обработка результатов все подобные проблемы сразу снимает. Более того, резко ускоряется процесс подсчета. Так, в ходе эксперимента в г. Рязани протокол был получен через пять минут после завершения голосования.

Еще одно дополнительное оборудование на участке, эффективное со многих точек зрения, — Web‑камера c демонстрацией изображения в сеть Интернет. Впервые я видел работу этих камер в Азербайджане, когда на недавних выборах президента республики камерами было оснащено 10% участков. Основной задачей было продемонстрировать реальность политической активности. На выборах имелся очевидный лидер, но чтобы никто не мог оспорить результаты, было необходимо показать реальность явки.

У нас уже тоже несколько тысяч участков оборудованы Web‑камерами, и с них, как правило, не поступает никаких жалоб. Для анализа сигнала должна быть ячеистая структура, примерно такая, как при организации сотовой связи. Кроме того, мы изучаем программное обеспечение, позволяющее по картинке автоматически распознавать критические ситуации, анализируя взаимоотношения упрощенных видеообразов. Мы будем испытывать эту технологию.

Предполагается ли применять в России дистанционное голосование, без визита на избирательный участок?

Во всем мире стоит проблема организации голосования из‑за рубежа. Я общался с коллегами из многих государств — Японии, Британии, Швейцарии, и у всех возникает такая проблема. Люди мало голосуют потому, что им неудобно, страны тратят очень большие средства на организацию голосования за рубежом и в труднодоступных местностях. В России таких участков 1%, а тратим мы на них 10% бюджета. Дистанционно сейчас передают только данные протоколов с судов по радио. Во всем мире велик интерес к дистанционному электронному голосованию. Изучаются различные способы такого голосования. Пока немногие страны ввели такую практику законодательно. Примеры — Эстония, где разрешено досрочное голосование через Интернет, Швейцария, где голосование через Интернет используется в дополнении к голосованию по почте, и др. Мы разработали технологии дистанционного голосования с использованием мобильной связи, технологию голосования с социально-платежными электронными картами, протестировали и пришли к заключению, что это надежные способы голосования. Мы готовы к внедрению способов дистанционного голосования в труднодоступных, удаленных и зарубежных участках. Соответствующие поправки к законопроектам уже сформулированы, но Дума пока не приступает к их рассмотрению. Важно, что применение дистанционных средств не просто повысит общую безопасность, но и увеличит физическую безопасность людей, вовлеченных в избирательный процесс. У нас в Центризбиркоме есть памятная доска, где перечислены те, кто погиб, в том числе и при перевозке документации. В труднодоступных районах сокращение перевозок документов избирательных комиссий будет крайне важным.

Окупятся ли технологические инновации в организации выборов?

Технические средства голосования затратны в принципе. При этом оптические сканеры затратны изначально, поскольку бумажный бюллетень сохраняется. Комплекс для электронного голосования через некоторое время может себя окупить, поскольку исчезают затраты на изготовление и перевозку бумажных бюллетеней. Дистанционное голосование дает экономический эффект, прежде всего за счет снижения транспортных издержек, снижения общих затрат на обеспечение голосования на участке.

Что касается производства всего необходимого для выборов оборудования, то я предлагаю правительству вернуться в социализм и разместить государственный заказ на производство техники для избирательной системы на предприятиях отечественной промышленности. Потребуется авторский надзор за производством со стороны патентодержателя. Работа должна вестись под контролем соответствующих министерств. Необходимо организовать эту деятельность не в варианте, регулируемым Федеральным законом № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а в варианте плановой экономики. Я убежден, что в данном случае, при производстве уникальной техники для государственных нужд, должна быть использована только такая схема. Это касается всей техники для избирательной системы. Издержки при таком подходе будут меньше. Такая схема применяется во многих странах, отнюдь не социалистических. Во всем мире есть пять-шесть фирм, нам хорошо известных, которые предлагают продукцию подобного типа, причем значительно дороже, чем могут сделать наши предприятия. В таком случае проще организовать и общественный контроль.

Каково основное направление технологического переоснащения в избирательном процессе?

Как магистральный путь развития я вижу постепенный переход от бумажных технологий голосования к обмену электронными документами. Три года назад я предложил схему полностью автоматизированного голосования с использованием спутниковых систем связи и позиционирования. Эта инициатива, я уверен, со временем будет реализована. Сканеры и даже КЭГ — это уже немного вчерашний день. Я полагаю, что будущее за дистанционными способами голосования, которые в полной мере обеспечивают гражданину свободу, в том числе свободу перемещения.