Мобильные технологии — направление относительно новое, хотя их использование уже вряд ли можно рассматривать как привнесение дополнительных функций автоматизации, не связанных со всеми наработками, которые существовали ранее. Наоборот, они активно интегрируются в имеющуюся конфигурацию ИТ-поддержки. И в то же время их применение порождает ряд технических и организационных вопросов. Об этом рассказывает ИТ-директор Московской пивоваренной компании Александр Дудников.

Intelligent Enterpise: Мобильные приложения компании сейчас если и развертывают, то скорее с осторожностью, не спеша охватывать данными технологиями ключевые корпоративные сервисы. С чего начинала ваша компания? Каковы, на ваш взгляд, оптимальные пути развития данного направления?

Александр Дудников: В настоящее время в развитии корпоративных мобильных систем мы ориентируемся на устрой­ства и программные технологии BlackBerry. Что касается программных сервисов, мы развивались, я полагаю, по довольно традиционному сценарию. В первую очередь интегрировали почтовые услуги в свою внутреннюю мобильную сеть. Я имею в виду корпоративную электронную почту, календарь, адресную книгу и другие подобные задачи. С технической точки зрения получился некий специализированный сервер мобильных приложений.

В отношении возможностей развития очень многое зависит от задач компании на текущий момент и обозримую перспективу. Если мы, например, говорим о небольшой компании, которая занимается продажами, то тут, я считаю, бывает вполне достаточным наличие мобильной почты. То есть менеджер поехал на встречу, и ему «вдогонку» выслали свежий обновленный прайс-лист по определенным позициям с их наличием на складе. Несмотря на свою простоту, это уже полноценное бизнес-решение, поскольку оно реально помогает менеджеру увеличить продажи. Когда компания занимается еще и производственной деятельностью, то гораздо лучше, если вдобавок к этому менеджер, будучи у клиента, сможет сделать заказ и сразу же отправить его на сборку или же запустить некий процесс подготовки документов. А если бизнес-процесс в принципе может предусматривать быструю доставку заказанного товара, и менеджер, продолжая диалог с клиентом, получит возможность отслеживать и доставку товара, то выгода от мобильных технологий еще выше.

Чтобы решение стало законченным, часто необходимо иметь также инфраструктурные сервисы, и прежде всего сервис безопасности.

Очень полезно бывает использовать прикладную программную инфраструктуру. Довольно сильным тандемом я бы назвал «союз» сервера мобильных приложений с портальным решением MS SharePoint. Руководителями, как известно, всегда востребована оперативная отчетность. Но когда речь идет о мобильных устройствах, становится крайне неудобно скачивать на него файл Excel, а потом просматривать его на крошечном экране. Тут данный тандем и приходит на помощь.

Хотелось бы понять, как оптимально выстраивать работы по развитию мобильных технологий с точки зрения персонала. На кого следует делать ставку в первую очередь?

Все опять‑таки зависит от бизнес-целей компании. Если речь идет, скажем, о торговых представителях, то это одна конфигурация, если о менеджменте, принимающем решения, — то она в корне изменяется. Приступая к внедрению мобильной культуры в жизнь той или иной компании, к некоему пилотному проекту, тестовую эксплуатацию любого сервиса или самого мобильного устройства необходимо начинать с ответственных сотрудников, принимающих решения. При этом оптимально, если это будет все‑таки не самый высший управленче­ский слой компании, у которого просто нет времени на различные тесты, пробы, ошибки, да часто и желания. Хорошо подойдут для этих целей ИТ-менеджмент, руководители проектов, менеджеры по продажам. Очень хорошие кандидаты для тестовой эксплуатации, как мне кажется, — менеджеры по рекламе. Они часто в разъездах, очень много общаются с людьми на стороне и время от времени вынуждены принимать оперативные решения. Эти технологии мобильного офиса просто созданы для них. Другое дело, что функциональные возможности автоматизации здесь пока еще не настолько богаты, как для стационарных систем. Пару месяцев назад я, допустим, получил информацию о новой инициативе одного из операторов, который начал предлагать некий пакет прикладных сервисов для клиентов, использующих SAP ERP. Мы этой системой не пользуемся, но сам факт предложения все равно мне интересен. Однако пока еще мобильные сервисы с точки зрения разнообразия функционала недостаточно развиты, чтобы оптимизировать вовлечение в мобильную культуру определенных сотрудников компании, даже не задумываясь о том, сможем мы создать для них адекватную для их работы ИТ-поддержку или же рынок пока нам ничего не предложит.

Говоря о законченных решениях, вы упомянули про сервис безопасности, который представляется очень важным. Хотелось бы остановиться на этом вопросе подробнее.

Тема безопасности мобильных приложений и мобильных сетей, я думаю, заслуживает отдельного разговора. Хотя мы и говорим о чисто инфраструктурном сервисе, здесь тоже многое зависит от того, какую бизнес-задачу мы пытаемся решить. Если мы говорим про банковские приложения — это одна задача и определенное количество финансовых ресурсов, выделяемых на проект. Если ведем речь об интеграции ключа безопасно­сти в ту же самую почтовую систему — это другая, более простая задача уже за несколько иные деньги.

То есть можем сказать, что если у нас имеется почтовый сервер и клиентские лицензии на использование почтового сервера, то дополнительный сертификат безопасности, скажем, для 100 пользователей нашего сервера обойдется нам еще где‑то в 2— 3 тыс. долл. в год. Это отнюдь не заоблачные цены, зато мы будем точно знать: попади электронное сообщение в чужие руки, оно не сможет быть прочитано, или по крайней мере для его расшифровки потребуются такие ресурсы (в том числе временные), что после решения соответствующей задачи информация, содержащаяся в нем, потеряет всякую актуальность.

Надо также сказать, что некоторые сервисы безопасности мобильных приложений фактически не имеют аналогов в схожих с ними по функциональной архитектуре традиционных системах. Они часто достаточно просты и встроены в серверы приложений мобильных систем корпоративного уровня. Тем не менее они бывают очень важны, и забывать о них не стоит. Так, используемые нами мобильные устройства могут полностью обнуляться с помощью одной команды на сервере приложений BlackBerry. Все это может делаться одним нажатием кнопки мыши, следовательно, осуществить эту операцию может как администратор, так и сам пользователь. После этого устройство сбрасывается в конфигурацию заводских установок, и на нем не остается никакой информации.

Мобильные устройства, как известно, предлагаются на рынке в очень богатом ассортименте. Как вы относитесь к тому, чтобы задействовать весь этот арсенал в корпоративной сети? Иными словами, целесообразно ли концентрироваться на какой‑то определенной платформе, или можно проводить менее жесткую политику в отношении различных мобильных платформ?

Начнем с того, что использование различных мобильных устройств в корпорации не всегда диктуется сложившимися вкусами и приоритетами пользователей, пусть даже самого высшего ранга. С достаточно надежным в обычных условиях эксплуатации iPhone вы не пойдете в производственный цех. Для этого устройство не предназначено и может показать там себя не с лучшей стороны. Поэтому в который раз здесь надо подчеркнуть уже не раз упомянутую мною мысль — все зависит от конкретных бизнес-задач. Что касается вопросов мобильного офиса, то я остаюсь сторонником единой платформы. Во-первых, не секрет, что мобильные аппараты различных платформ имеют разную степень надежности функционирования. И я, и многие мои коллеги по опыту знают, что Windows Mobile, например, в этом отношении не всегда на высоте. Переходя на тот же BlackBerry, сразу чувствуешь, что на рынке есть решения, отличающиеся заметно более высокой надежностью. А создавать в автоматизации бизнес-процессов компании слабые места значит снижать ее надежность в целом.

Далее в случае многоплатформенности могут возникать различные проблемы с пользователями. Если у сотрудника есть необходимость синхронизировать на своем мобильном устройстве корпоративную почту, то существует инструкция, которая выложена на сервер для того, чтобы пользователь сам мог это сделать. Но чаще всего самостоятельно настроить у пользователей не получается, потому что для каждого производителя существует свой небольшой нюанс. С подобными проблемами, которые случаются постоянно, люди, конечно, приходят в ИТ-отдел, и это явно не лучшая практика.

Надо сказать, на рынке существуют как технические решения, так и предложения в отношении аутсорсинга поддержки разных мобильных платформ. Вместе с тем они достаточно дороги, и это еще один фактор, который работает явно не в пользу многоплатформенности.

Построение мобильной информационной поддержки бизнеса — все‑таки относительно новое направление. В связи с этим наверняка есть какие‑то специфические нюансы внедрения.

Подобные нюансы существуют и, наверное, еще будут появляться. Если брать сервис того же BlackBerry, то федеральные структуры нашего государства решили, что использование связи Wi-Fi на этом устройстве таит в себе угрозы безопасности, и оно было отключено. Это относительно неожиданное решение, которое может оказать заметное влияние на перспективы автоматизации бизнеса с помощью мобильных устройств. Мобильные переговоры можно считать небезопасными и в том смысле, что наши операторы, например, обязаны предоставлять информацию некоторым государственным структурам по решению суда.

Вместе с этим надо отметить, что новизна мобильных технологий, а также то, что они еще в значительной мере не освоены бизнесом, таят в себе и массу нереализованного потенциала. Дело в том, что архитектура этих решений достаточно гибка по определению, и это дает возможность выстраивать решения под определенные особенности бизнеса даже в том случае, когда построение этих решений, казалось бы, не может зависеть от заказчика.

Определенные конструктивные особенности зданий на территории нашего предприятия, его территориальное расположение приводили к тому, что мобильная связь здесь работала не очень качественно. В связи с этим у меня возникла идея организовать внутри предприятия свою собственную мобильную сеть, связав ее соответственно с сетью нашего корпоративного мобильного оператора. Это был один из вариантов решения, и, кстати, не такой дорогой. Но после проведения некоторых финансовых расчетов я понял, что еще дешевле договориться с сотовым оператором о монтаже их антенн на территории нашего предприятия, чтобы потом платить им за предоставляемый сервис, а оператор платит нам за предоставленную возможность разместить у нас свое оборудование. Далее очень много зависит от того, какой договор с оператором вы в конце концов заключите. Это касается тарифов на звонки на внутренней территории предприятия, регулярных платежей, условий пользования предоставляемым коммуникационным оборудованием и т. д. Подчеркну еще раз: в данном случае мы имеем дело с потенциально очень гибкими архитектурными решениями и финансовыми схемами, и этим, без сомнения, необходимо пользоваться.

Мобильные решения многие считают очень дорогими. Что бы вы могли сказать по поводу их стоимости?

Решения эти, понятно, не бесплатные, но точно могу сказать, что их стоимость нас не останавливает. Например, лицензия на мобильный офис для BlackBerry стоит на порядок дешевле, чем тот же Microsoft Office для ПК или ноутбука. Лицензия приложения, поддерживающего мобильные продажи, стоит, скажем, от 20 до 50 долл., что также значительно ниже, чем аналогичный параметр настольных лицензий. Конечно же, в силу ряда причин даже при такой разнице в ценах мобильные рабочие меcта отнюдь не вытесняют стационарных, но тем не менее ценовая картина налицо. И это, кстати, помогает делать не очень затратные пилоты, что очень важно для такого нового направления, как мобильный бизнес.

Еще раз хочется вспомнить и о гибкости решений, или, в данном случае, о возможности арендовать серверные компоненты или же держать собственные. Например, простой подсчет позволяет увидеть, что при 50 и более пользователях (а это не так уж и много) ставить собственный сервер BlackBerry и самим обслуживать его становится уже выгодно.