Учет и контроль — это то, в чем в первую очередь нуждаются финансы. Контроль расходования бюджетных средств, выделяемых для проведения избирательных кампаний, требует развитых средств автоматизации учета. О подсистеме, которая решает эти задачи в ГАС «Выборы», рассказывает Борис Лежава, директор по развитию бизнеса компании «Центр новых технологий “Парус”».

Intelligent Enterprise: Как возникла подсистема «Управление финансами»?

Борис Лежава: Ее развитие началось в 2001  г. Это был период начала активного реформирования бюджетного законодательства страны. Возросли потребности автоматизации бухучета в избирательных комиссиях. ЦИК России поставила задачу повысить оперативность сбора и обработки отчетности.

К этому времени автоматизация бухгалтерской работы уже входила в практику, но общепринятой, как сейчас, еще не стала. Поэтому ФЦИ при ЦИК Рос­сии начал работу по систематизации средств автоматизации бухучета в избирательных комиссиях. Проведенный анализ выявил, что более 30% избирательных комиссий субъектов РФ практически не используют средства автоматизации при ведении бухгалтер­ского учета и отчетности. В остальных избирательных комиссиях применялось около 20 различных программных продуктов. «Центр новых технологий “Парус”» был выбран разработчиком подсистемы «Управление финансами» ГАС «Выборы» отчасти благодаря наличию развитой партнерской сети и использованию значительной частью избирательных комиссий ПО корпорации «Парус».

Как разрабатывался и внедрялся продукт? В чем заключаются особенности учета в избирательных комиссиях?

В состав подсистемы «Управление финансами» в первую очередь входят специальное ПО «Бухгалтерский учет» и специальное ПО «Расчет заработной платы». Для сбора и анализа отчетности избирательных комиссий перед ЦИК России было подготовлено третье специальное ПО — «Сбор и консолидация отчетности». А при проведении федеральных избирательных кампаний возникает дополнительная отчетность территориальных и участковых комиссий. И как раз для ее формирования и обработки предназначено четвертое специальное ПО — «Отчетность территориальных и участковых избирательных комиссий».

Если говорить об учете в ФЦИ при ЦИК России, на балансе которого находится все имущество и техника ГАС «Выборы» в 83 субъектах РФ, то управление такими финансовыми потоками требует особого подхода. Для него было создано специальное ПО. Разработка продукта шла около полугода, три месяца занял пилотный проект в трех субъектах, еще квартал — внедрение во всех остальных комиссиях одновременно. Наличие нашей развитой партнер­ской сети в регионах позволило решить эту задачу в короткие сроки.

Бюджетный учет в избирательных комиссиях такой же, как во всех бюджетных учреждениях, тонкости возникают только в выборный период. А расчет заработной платы имеет свои особенности. Дело в том, что избирательные комиссии относятся к тем немногим госучреждениям, которые финансируются из разных источников: из федерального бюджета и регионального. Причем распределение расходов между бюджетами строго регламентировано. Поэтому около 70% трудоемкости по доработкам и настройкам пришлось на специальное ПО «Расчет заработной платы». После разработки программных продуктов начался процесс их сопровождения.

Как организовано сопровождение подсистемы «Управление финансами»?

В 2003  г. ЦИК России принимает решение о том, что сопровождение подсистемы «Управление финансами» должно вестись централизованно во всех избирательных комиссиях. По итогам конкурсных процедур «ЦНТ Парус» начал осуществлять поддержку пользователей на местах, привлекая к этой работе более 60 партнеров корпорации «Парус». Наша обязанность — поддержка ПО в актуальном состоянии, а это прежде всего касается отражения в нем изменений в законодательстве. В год бывает около 15 таких изменений. Их реализацию мы объединяем в три-четыре апгрейда. За нами также согласование всех методологических вопросов с ЦИК России. Действует служба поддержки. Вопросы первой и второй линий обычно решают наши партнеры, к нам попадают более сложные случаи. Всю статистику и отчетность по поддержке подсистемы мы представляем в ФЦИ при ЦИК России. Такая централизованная поддержка успешно себя зарекомендовала, особенно учитывая, что основную сложность в ней создают не технологические, а методологические вопросы.

В 2005  г. был поставлен вопрос о снижении расходов на сопровождение подсистемы. Поэтому почти половина избирательных комиссий субъектов РФ была переведена на дистанционное сопровождение. На избирательную комиссию, обслуживаемую обычным образом, выделяется 60 консультаций в год (каждая консультация — трехчасовой визит), на обслуживаемую дистанционно — всего 12 консультаций. При дистанционном сопровождении пользователь избирательной комиссии в случае возникновения у него вопросов «дает добро» консультанту, находящемуся в Москве, на подключение к соответствующему СПО, установленному на его рабочем месте. Дальнейшая консультация осуществляется так же, как если бы консультант находился рядом. И количество дистанционных консультаций не ограничено.

Какие задачи развития подсистемы «Управление финансами» придется решать при реализации «Концепции развития ГАС “Выборы” до 2012  г.»?

В первую очередь предстоит наращивание функционала подсистемы. Классический бюджетный процесс состоит из задач планирования бюджета, его исполнения, отчетности, анализа и контроля. Поэтому для полной автоматизации управления финансами необходимо разработать в рамках развития специальное ПО по планированию, анализу и контролю.

Предстоящая работа интересна нам, в том числе с технологической точки зрения. У нас имеется решение для территориально распределенных структур, где есть головная организация и подведомственная сеть, когда сама ИТ‑система полностью размещена на сервере головной организации, а все остальные работают с ней через установленных у них клиентов. При этом обеспечивается единая методология учета и создается единое хранилище данных, на основе которого можно строить любые аналитические отчеты.

Мы представили данную технологию в ЦИК России и в ходе ее обсуждения остановились на несколько другой архитектуре, а именно на построении хранилища и наполнении его первичной информацией, получаемой из специального ПО по бюджетному учету избирательных комиссий. Использование этой технологии позволит проводить анализ и контроль расходования бюджетных средств в режиме реального времени и принимать управленческие решения на основании актуальных данных. Реализация такого подхода облегчается тем, что во всех избирательных комиссиях установлено единообразное специальное ПО. Возникла и еще одна задача. Планирование связано, в том числе, и с процедурой закупок и проведения торгов. В межвыборный период каждая избирательная комиссия проводит примерно пять конкурсных торгов в год с использованием федеральных средств. Такие расходы можно было бы и «вручную» проконтролировать. Но когда начнутся федеральные избирательные кампании, конкурсов станет намного больше, деньги будут использованы в очень короткие сроки, и вот тем, будущим финансовым потокам необходим четкий и оперативный контроль. В разрабатываемом ПО будет учтена и эта специфика. Перед нами стоит задача до конца года модернизировать подсистему, чтобы в следующем году, когда начнутся федеральные выборы, новая функциональность была уже внедрена и использована.

Елена Буйволова,
начальник финансово‑экономического Управления ФЦИ при ЦИК России

Подсистема «Управление финансами» ГАС «Выборы» — важный инструмент управления финансово‑хозяйственной деятельностью ЦИК России и подведомственных предприятий. Подсистема совершенствуется в соответствии с изменениями законодательства. Перевод бухгалтерского учета значительной части избирательных комиссий на дистанционное сопровождение и наличие обширной партнерской сети в регионах позволяют «Центру новых технологий “Парус”» оптимизировать затраты на сопровождение программного продукта по учету финансово‑хозяйственной деятельности ЦИК России. Хотелось бы отметить, что потенциал подсистемы «Управления финансами» состоит в реализации единого технологического цикла планирования государственных потребностей ЦИК России, формирования и размещения госзаказов, а также исполнения государ­ственных контрактов.