Константин Анатольевич Стешенко, начальник отдела внедрения и технической поддержки информационных технологий группы компаний «Автотор», рассказывает о том, как на предприятии решается задача интеграции корпоративных систем связи и обеспечивается мобильность персонала заводов и офисов.

Intelligent Enterprise: Можно ли сказать, что на «Автоторе» имеется система унифицированных — или объединенных — коммуникаций?

Константин Стешенко: Строго говоря, наша корпоративная система связи старше, чем этот термин, так как «Автотор» существует с 1996 г. и выпускает автомобили с 1999-го. Но она действительно едина как в том, что касается интеграции разных видов связи, так и с точки зрения географии подразделений. Мы — территориально распределенная компания: наше производство — четыре завода — находится в Калининграде, а офис управления — в Москве. И наши сотрудники независимо от своего местонахождения могут оперативно обмениваться информацией по электронной почте, внутренней телефонной (IP-телефонной) сети и сети видеоконференцсвязи.

Традиционный вопрос: по каким критериям выбиралось решение?

В первую очередь мы искали продукт, который бы позволял построить именно такую, единую во всех смыслах коммуникационную систему. Кроме того, мы хотели, чтобы он работал по общепринятым мировым стандартам, то есть не был бы привязан к оборудованию какого-либо определенного производителя, и чтобы не требовалось серьезных затрат на его обслуживание. В итоге мы остановились на программном обеспечении IceWarp (тогда Merak), которое обладало всеми перечисленными свойствами. Изначально это чешская разработка со своеобразной историей: авторы задумали свой сервер как решение для операторов, способное поддерживать многие миллионы пользователей, но он нашел применение в корпоративной среде и стал известен как продукт для предприятий, отличающийся надежностью и быстротой. Его можно масштабировать как угодно — есть небольшие инсталляции, есть гигантские. Это передовой продукт — многие решения появились у компании IceWarp намного раньше, чем у других разработчиков.

В IceWarp продуманный интерфейс администрирования, позволяющий настраивать уведомления о событиях, есть возможность интеграции логов функционирования сервера и собственные инструменты анализа логов. Имеется полный набор средств информационной безопасности, куда входят антивирус, защита от спама, сертификаты шифрования. Почтовый трафик проходит многоуровневую проверку, и проверяется легитимность источников этого трафика (серверов, клиентов, шлюзов), что позволяет существенно снизить нагрузку на сервер. Я бы рекомендовал обратить внимание на этот продукт организациям, сотрудники которых рассредоточены по многочисленным офисам и находятся в постоянном движении.

В IceWarp используется схема лицензирования, при которой продукт устанавливается всегда полностью, но активизируются только те функции, за которые заказчик заплатил, причем функциональность на разных рабочих местах может быть неодинаковой. Что вы используете, дифференцируете ли по составу функций рабочие места для разных категорий пользователей?

Функциональность на всех рабочих местах одинаковая, различий нет — в компании применяется единый подход к решению такого рода задач. И мы всегда использовали практически весь предлагаемый функционал решения — по мере того как разработчики развивали IceWarp, мы плавно переходили от версии к версии, постепенно наращивая функциональности. Система лицензирования, кстати, тоже неоднократно менялась при переходе на новую версию. В настоящее время мы приобретаем (продлеваем) пакеты лицензий на дополнительные модули — Outlook integration, SMS Server и др.

Наша конфигурация включает два почтовых сервера: один установлен в Москве, другой — в Калининграде (четыре находящихся там завода объединены общей сетью). Оба сервера работают на платформе Windows (IceWarp существует в версиях для Windows и для Linux, нам удобнее использовать Windows). Общее количество лицензий — 1000.

Стоит сказать и о клиентской программе — WebMail. Это Web-клиент, приближенный по интерфейсу к инсталлируемым программным продуктам: поддерживаются окна с закладками, всплывающие меню и подсказки, работает перетаскивание объектов. Пользователь получает с помощью WebMail доступ ко всем функциям, которые предоставляет сервер. При желании можно использовать также Microsoft Outlook — у нас приобретена лицензия на модуль Outlook Connector, обеспечивающий полную совместимость сервера IceWarp и Outlook, включая такие функции, как назначение встреч, общие папки, группы.

Поддержка мобильных пользователей сегодня становится обязательной составляющей корпоративных коммуникаций. Что доступно с мобильных устройств на «Автоторе»?

Поскольку IceWarp работает по стандартным протоколам, он позволяет получить доступ к электронной почте с любого почтового клиента и к VoIP — с любого клиента SIP. Если же говорить о поддержке WebMail для мобильных устройств, то она зависит от платформы, а у нас нет стандарта на использование какого-то определенного оборудования — пользователи работают с личными устройствами. Скажу о платформах, которыми пользуются наши сотрудники. Больше всего сервисов доступно в WebMail под Windows Mobile — электронная почта, файлы, календарь, мгновенные сообщения (IM) и голос (VoIP). На платформе Adroid в WebMail доступны электронная почта и VoIP, на платформе iOS — только электронная почта. Платформа Symbian пока тестируется.

Если говорить о мобильных сервисах в целом, то надо добавить, что на всей территории нашего предприятия действует, кроме того, беспроводная телефония, базирующаяся на технологии DECT. Единая телефонная сеть с подсистемой DECT была развернута у нас много лет назад, мы активно ее используем и вовсе не собираемся ни отказываться от нее, ни чем-то ее заменять. Сеть офисных АТС интегрирована с системой IP-телефонии, базирующейся на оборудовании Cisco (голосовая связь между Москвой и Калининградом происходит по VPN-каналу с использованием VoIP), и — через шлюз Cisco — с IceWarp VoIP. Поэтому внутри компании беспроводные звонки можно осуществлять двумя равноправными способами — с радиотрубок DECT и со смартфонов по VoIP/SIP (при доступе из Интернета из них, естественно, остается только VoIP/SIP).

С IP-телефонией у нас интегрирована также система ВКС, построенная на оборудовании Tandberg: есть возможность принимать на эту систему звонки и инициировать звонки во время проведения видеоконференции.

Возникали ли у вас сложности, связанные с IceWarp, есть ли пожелания в адрес разработчиков?

Хотя в целом это продукт надежный, мы в разное время отмечали нестабильную работу отдельных функций. Во всех таких случаях информация передавалась разработчикам, чтобы они знали о проблеме и исправили ошибку в следующей версии. Мы также направляли в IceWarp предложения по доработке некоторых элементов продукта, в том числе по повышению удобства работы с папками и управления доменами. Хочется верить, что мы увидим все это в новых версиях.

Определенные проблемы, с которыми мы встретились в качестве пользователей IceWarp, связаны не с самим продуктом, а с организационными моментами — с тем, как компания работает непосредственно с заказчиками, с качеством документации, с технической поддержкой. На наш взгляд, эти элементы нуждаются в улучшении, так что разработчику пора обратить на них более пристальное внимание и, видимо, выделить дополнительные инвестиции для их развития.

Планируете ли вы развивать коммуникационную систему, и если да, то в каких направлениях?

Прежде всего, мы планируем существенно повысить мобильность сотрудников. У нас должно значительно вырасти количество мобильных клиентов, особенно на платформах iOS, Symbian и Windows Mobile. Кроме того, у нас есть план полностью интегрировать видеоконференцсвязь. Если оба этих плана реализуются, нам понадобится вдвое увеличить количество лицензий IceWarp: сейчас у нас, как я говорил, 1000 лицензий, в 2012 г. предположительно будет по 1000 лицензий на каждый из двух серверов.