Сегодня большинство людей принимают участие в различных виртуальных социальных сетях. О перспективах научных социальных сетей, о векторах развития этого направления журнал Intelligent Enterprise беседует с Николаем Курмышевым, проректором по информатизации Новгородского государственного университета.

Intelligent Enterprise: Какие были предпосылки для создания социальной сети НовГУ? Для каких целей создавался социальный сервис?

Николай Курмышев: Стоит отметить, что социальная сеть была создана не на пустом месте. Это естественное и логичное продолжение существовавших ранее социальных сервисов портала Новгородского государственного университета, которые достаточно активно использовались студентами, преподавателями и сотрудниками.

Потребность в таком развитии была обозначена в первую очередь самими пользователями, которым стали необходимы новые социальные сервисы, широко используемые в публичных социальных сетях (сообщества, вики, форумы, совместная работа, закладки и другие).

С другой стороны, руководство университета ожидает, что использование технологий социальных сетей в научно-образовательной деятельности нашего университета позволит более эффективно работать с информацией, взаимодействовать с коллегами и студентами. Используя различные социальные приложения, можно улучшить условия работы и учебы, повысить качество и эффективность образования и научных исследований.

Участниками социальной сети могут стать пользователи, авторизованные на портале нашего университета. Всего в системе более 60 тыс. профайлов. Это студенты вуза, выпускники, преподаватели и сотрудники. Для нас очень важно не терять связь с выпускниками (привлекать их к обсуждению важных для университета вопросов, показывать их успешные истории в бизнесе, способствовать взаимной поддержке, в том числе финансовой и политической).

На какой инструментальной базе создается социальная сеть?

Проект реализуется Нов­городским университетом вместе с компанией IBM при участии компании Genus Technologies. Его цель — выполнение научно-исследовательских работ по внедрению программных продуктов серии IBM Connections в интернет-портал НовГУ, помогающих расширить его функциональные возможности для социальных коммуникаций. Сейчас мы находимся на стадии внедрения и опытной эксплуатации системы.

Проект стартовал в августе 2011 г., ведутся работы по внедрению и эксплуатации. В данный момент интегрируется система управления медиаконтентом (видео, документы, презентации). Этот этап планируется завершить весной 2012 г. Инструмент — IBM Connections, промышленная платформа для создания корпоративных социальных сетей.

Как трансформируется учебный процесс с появлением социальных сетей?

Некоторые преподаватели НовГУ создают сообщества по своим учебным дисциплинам и включают в эти сообщества студентов. Таким образом, студенты и преподаватели могут легче коммуницировать, обмениваться учебными материалами, обсуждать учебные вопросы и научные задачи, получать и сдавать контрольные, делать объявления, размещать дополнительные учебные мультимедиаобъекты. Одним словом, социальная сеть станет дополнительной площадкой для общения учащихся и преподавателей. И я уверен, что в ближайшей перспективе будет расти роль социальной сети в эффективном решении учебных, научных, социальных и воспитательных задач НовГУ.

Хочу также подчеркнуть, что наличие университетской социальной сети станет дополнительным аргументом в пользу выбора нашего вуза для абитуриентов. Нынешние школьники уже активно используют публичные социальные сети и, придя в наш университет, смогут комфортно работать с социальными сервисами для учебы и интересной студенческой жизни.

Какие операции могут осуществлять участники социальной сети?

Прежде всего участники социальной сети Новгородского университета заполняют профили (куда включена информация о пользователях) и, разумеется, могут изменить эту информацию со временем. Они могут вступать в различные сообщества по интересам, общаться на форумах, создавать вики-продукты, вести блоги. Кроме того, участники могут обозначать свои задачи, выкладывать файлы разного формата. Участники также могут писать небольшие сообщения‑статусы, доступные для прочтения всем участникам их ленты. Этим наша социальная сеть несколько напоминает микроблоггинговую платформу. Таким образом, функционал социальной сети НовГу во многом схож с функционалом распространенных социальных сервисов.

Выбранная платформа поддерживает мобильный доступ, автоматически предоставляя пользователям мобильных устройств специализированную версию сайта. Более того, весь интерфейс доступен на десятках языков мира, что упрощает работу с иностранными студентами и зарубежными коллегами.

Хочу еще отметить, что мы интегрируем нашу научную соцсеть с публичными социальными сервисами.

Кто контролирует работу социальной сети?

Пока только происходит становление социальной сети, так что формального органа, осуществляющего руководство проектом, еще нет. Общую координацию работ на текущем этапе осуществляю я, проректор по информатизации.

При этом я могу отметить очень показательные тренды, замеченные еще на заре становления социальных сервисов. А именно, сама социальная сеть формирует различные неформальные сообщества, в которые входят как технические специалисты, так и наиболее активные пользователи портала. И эти самоорганизованные сообщества начинают все более активно участвовать в различных задачах проекта (например, модерировать группы). Так что на данном этапе социальная сеть не только находится под внешним контролем, но и внутри нее осуществляется самоконтроль.

Во многих университетах создаются электронные библиотеки. Реализуется ли эта идея в НовГУ?

Действительно, все больше университетов создают собственные библиотеки, работы в которые могут добавлять сотрудники вузов и студенты. В настоящее время в университете параллельно с социальной сетью реализуется проект по созданию электронной научной библиотеки на базе системы «Библиотех». Интегрирующая основа для обоих проектов — портал НовГУ, поэтому будет единая авторизация, система управления правами и соответственно возможности для участников университетского сообщества добавлять электронный контент, включая книги.

Каковы перспективы развития социальных сетей для университетов?

Я хочу подчеркнуть, что социальные сети в недалеком будущем станут естественным инструментом взаимодействия между людьми. Сейчас мы наблюдаем постепенное отмирание электронной почты и других видов мессенджеров — на смену им приходят комплексные социальные сети. Так что, внедряя сегодня социальную сеть в своем университете, мы создаем основу для получения конкурентного преимущества в ближайшей перспективе.

Разумеется, не стоит оценивать социальный сервис исключительно как инструмент коммуникации. В будущем мы планируем развивать нашу социальную сеть в качестве инструмента управления знаниями, и я уверен, что эта тенденция получит широкое распространение.