Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе налагает определенные условия на обеспечение безопасности людей, объектов и т. д. В рамках подготовки к проведению во Владивостоке мероприятий саммита АТЭС-2012 планируется ввод в эксплуатацию объектов стратегического значения (мосты, дороги, объекты энергетики), а также объектов с массовым скоплением населения, таких как федеральный университет, обновленный аэропорт и т. д. О том, что представляют объекты саммита АТЭС-2012, нам рассказал генеральный директор Федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Минрегиона России» Олег Букалов. ФКУ «Дальневосточная дирекция Минрегиона России» является государственным заказчиком строительства на острове Русский во Владивостоке Дальневосточного федерального университета, а также дирекцией-координатором Подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР».

Intelligent Enterprise: Олег Анатольевич, подготовка к саммиту АТЭС-2012 (далее — Саммит) предполагает строительство, реконструкцию и последующую эксплуатацию множества самых разнообразных объектов. Можно ли говорить о единстве задач обеспечения безопасности в рамках всей комплексной деятельности по подготовке Саммита?

Олег Букалов: Давайте разделим понимание Саммита на два явления — Саммит как стройка и Саммит как мероприятие. Саммит-мероприятие — это территория ответственности спецслужб. Естественно, всех форм и методов обеспечения безопасности на Саммите никто не раскроет. Однако сегодня уже можно сказать, что безопасность мероприятия будут обеспечивать свыше 20  000 сотрудников правоохранительных органов и тысячи средств видеонаблюдения и видеоконтроля. Так, например, въезды на мост на остров Русский, который сейчас достраивается в рамках подготовки к Саммиту, будут оборудованы пунктами досмотра.

Невозможно будет заехать на мост, минуя досмотровую группу. Двойной контроль — на въезде и на выезде, видеофиксация маневров автомобилей, средства контроля доступа в помещения — все это в комплексе обеспечивает возможность управлять людскими потоками на таком массовом мероприятии. Если же говорить о Саммите-стройке, то там высокотехнологические новинки другого рода — они отчасти тоже обеспечивают безопасность, но основное их предназначение в другом — улучшать качество строительства, устранять пресловутый «человеческий фактор».

Можно привести примеры?

На стройке моста на остров Русский при бетонировании пилонов — крупных несущих конструкций моста — арматура выставлялась по GPS-навигатору с точностью до сотой доли миллиметра. Не так давно эта же стройка была оборудована системой пожаротушения новой российской разработки — генератором «холодного тумана». «Холодный туман» позволяет бороться с возгораниями на высоте выше 300 метров, а также в некоторых случаях бороться с обледенением конструкций. Чтобы в зимнее время бетон, из которого сделаны конструкции опор моста, набирал нужную прочность и не перемерзал, он оборудуется вокруг так называемым «тепляком» — конструкцией, которая при помощи тепловых пушек и укрытия из специального материала создает необходимую температуру. За температурным режимом следят датчики. Кроме того, работу датчиков дополнительно контролируют люди. Если говорить о мостах, то они выдерживают сейсмическую нагрузку магнитудой 8,1 балла по шкале Рихтера — это очень высокий показатель для Дальнего Востока. Вообще, мостовые сооружения оборудованы множеством устройств автоматизированного сбора первичной информации — сейсмодатчиками, датчиками, которые следят за натяжением вант. На одной из конструкций моста на остров Русский имеется даже погодная станция.

Какое внимание уделяется средствам обеспечения безопасности за счет инфокоммуникационных технологий? Будет ли создаваемая технологическая инфраструктура как-то использоваться в дальнейшем?

Инфокоммуникационные тех­нологии призваны помогать человеку, но они не отменяют самого человека. Чисто технологические решения на стройке используются таким образом, чтобы обеспечивать контроль доступа на территорию, видеоконтроль стройплощадки. Они помогают также управлять технологическими процессами, автоматизируя многие работы — например, по изготовлению бетона или буровые. Отдельно хотелось бы рассказать о Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), который уже построен на острове Русский. Только на этапе строительства стройплощадка была оборудована 22 видеокамерами, которые в режиме круглосуточной работы фиксировали все происходящее на стройке. Вещание было налажено таким образом, чтобы через сеть Интернет доступ ко всем камерам имели представители нашей дирекции, Минрегиона России, полномочный представитель президента РФ в ДВФО, глава российского правительства и президент России. То есть первые лица государства могут наблюдать за ходом строительства ДВФУ в режиме онлайн.

После проведения мероприятий Саммита, когда состоится переезд ДВФУ в помещения на острове Русский, руководство университета организует систему интеллектуального управления единым комплексом зданий — так называемый «смарт-кампус». Система «смарт-кампуса» позволит замкнуть все комплексы жизнеобеспеспечения федерального университета в единое целое. Прошу заметить, что ДВФУ расположен на площади в 200 га, состоит из 26 корпусов, к которым следует добавить еще 90 инженерных объектов. Общая площадь ДВФУ составит почти 900 тыс. кв. м. Таким образом, после Саммита техническая инфраструктура никуда не «исчезнет», а наоборот, будет развиваться далее, решая смежные задачи.

Каким образом проекты в области безопасности учитывают организацию жизни на той или иной территории после Саммита? Был ли в проекте по подготовке Саммита учтен в том числе и отрицательный опыт, связанный с появлением катастрофических ситуаций, которых просто необходимо избегать в будущем?

Давайте сразу определимся. Систему безопасности на стройках Саммита обеспечивают не только средства технического контроля. Во-первых, каждый из проектов прошел через горнило государственной экспертизы, которая учитывает все риски, насколько это вообще возможно, в том числе пожарные. Во-вторых, за стройками осуществляется серьезный государственный контроль, в том числе по линии Ростехнадзора и МЧС России. В-третьих, стройплощадки оборудованы системами пожаротушения, а рядом с ДВФУ вообще построены два пожарных депо — временное (на два автомобиля) и постоянное (на шесть автомобилей). Постоянное пожарное депо будет самым современным в России. Вся эта деятельность, по сути, уже влючает учет отрицательного опыта и позволяет минимизировать вероятность возникновения катастроф, о которых упоминается в вопросе.

Другое дело, что в техногенных катастрофах, в том числе пожарах, свою роль играет пресловутый «человеческий фактор», когда из-за невнимательности или халатного отношения к делу конкретного человека возникает опасная ситуация, которая получает большой общественный резонанс. В декабре 2011 г. во время работ на одном из объектов — строящемся мостовом переходе через бухту Золотой Рог — с южной стороны возникло возгорание деревянной опалубки, подготовленной к демонтажу. Сильный ветер быстро раздул пламя, однако оперативная и грамотная работа пожарных расчетов позволила в кратчайшие сроки локализовать возгорание. Сегодня основная версия следователей такова, что возгорание возникло именно в силу «человеческого фактора»: один из работников нарушил правила техники безопасности при проведении сварочных работ. Техника, к сожалению, не может полностью исключить влияние «человеческого фактора», поскольку техногенные катастрофы, как правило, развиваются очень быстро. В данном случае на стройке моста возгорание набрало силу в течение нескольких минут Тем не менее, подводя итоги, можно отметить — сегодня строительная готовность почти всех объектов Саммита составляет около 90%, и при этом крупных ЧП на этих объектах не допу­щено.

Если говорить о дальнейшей эксплуатации объектов Саммита, то пока несколько преждевременно было бы вести речь о том, как они могут быть дополнительно оснащены системами безопасности. Думаю, что этот вопрос целесообразно задать эксплуатирующим организациям, которые займутся обслуживанием этих объектов. Что касается непосредственно строительства объектов АТЭС, то могу вас заверить, что строители избегают катастроф при работе.

В таком случае уместно задать вопрос о подготовке кадров для данных объектов…

Сегодня строителями наработан бесценный опыт, который, конечно же, по завершении строительства будет передан для нужд науки, в том числе — уже функционирующему Дальневосточному федеральному университету, который объединил в себе четыре мощнейших вуза Приморского края. Инженерная школа ДВФУ, в состав которой входит более 60 кафедр, я полагаю, вполне справится с подготовкой кадров как строительной направленности, так и эксплуатационной. Не думаю, что с подготовкой кадров для обслуживания объектов Саммита будут проблемы.

Если Владивосток становится центром международного сотрудничества, можно ли узнать планы на будущее? В какую сторону будут развиваться подобные системы в вашем городе?

Вообще-то развитие комплексных систем безопасности — это прерогатива муниципальных властей, в данном случае — администрации Владивостока. Но если речь идет о проведении Саммита, то его подготовка идет в рамках программы «Безопасный город», которая включает в себя оснащение городских улиц и дорог камерами видеонаблюдения в количестве более 200 единиц, замкнутыми в единый диспетчерский пункт. Система «Безопасный город» уже работает во Владивостоке, позволяя оперативно реагировать на дорожную обстановку, непогоду, массовые скопления людей и т.  д. Эта же система позволяет влиять на дорожное движение. Владивосток, как современный город, развивается в русле активного использования современных технических решений, и поэтому системы автоматизации и безопасности в нем не будут отставать от общемировых.