Несмотря на то, что в нашей стране альтернативные источники энергии и энергосберегающая политика пока не находят такого широкого применения, как хотелось бы, определенные шаги для более рационального использования энергоресурсов предпринимаются во многих регионах. О том, какие программы по энергосбережению реализуются в Обнинске и в Калужской области, и о специфике «энергосберегающего» поведения россиян журналу Intelligent Enterprise рассказал мэр Обнинска Александр Авдеев.

Intelligent Enterprise: В период с 2004 по 2008 годы в Калужской области реализовывалась программа энергосбережения. Каковы были основные пункты этой программы и была ли она связана с технологическими инновациями?

Александр Авдеев: Такая программа действительно была принята для нашего региона, и ее реализация не ограничивается обозначенным периодом. В целом хочу отметить, что подобные проекты зачастую принимаются в продолжение федеральной инициативы для стимулирования энергосбережения в регионе.

В таком случае если регион до принятия курса на энергосбережение уделял минимум внимания вопросам повышения энергоэффективности, практически любые действия приведут к существенным результатам. Если же его руководство занималось этой проблемой и раньше, то законодательство лишь формализовало задачи и применяемые подходы. В Калужской области в целом и в Обнинске в частности реализуется второй вариант.

К примеру, если поставить вопрос об экономии на городском освещении, то лишь осуществив самые основные задачи (очистив плафоны или заменив их на аналоги с высоким коэффициентом отражения, применив более энергоэффективные лампы), уже можно добиться существенного результата. В нашем городе реализованы подобные подходы, и исходя из этого опыта я могу сформулировать следующий широко известный принцип, также называемый правилом Парето: 80% результата достигается двадцатью процентами усилий, и оставшиеся 20% результата достигаются восемьюдесятью процентами усилий. То есть на начальном этапе существует определенный рычаг, и в первую очередь имеет смысл затратить те самые 20% трудозатрат.

Что же касается реализуемых в настоящее время в Обнинске программ, то на данном этапе мы занимаемся внедрением системы АСКУЭ (Автоматизированная система контроля и учета энергии), которая управляет электропитанием, разводит покупку электричества в дневное и ночное время, обеспечивает более плавный запуск двигателей и многое другое. Эффективность данной программы очевидна, и мы можем уже сейчас предположить, что она окупится в короткие сроки — за один-два года.

Опишу другой предполагаемый проект. В Обнинске функ­ционирует городская котельная максимальной мощностью порядка 600 Гкал/ч, и реальная загрузка составляет порядка 450 Гкал. Котельная работает с очень высоким коэффициентом полезного действия. В разные периоды для внутренних нужд станция потребляет 4—6 МВт, и стоимость генерации тепла одна из самых низких в нашей стране вследствие эффективно отлаженной системы. И несмотря на это мы видим возможности для еще более эффективного использования потребляемых ресурсов. Так, на данном этапе котельная представляет собой источник исключительно тепловой энергии, однако сегодня есть смысл провести модернизацию и создать когенерационную станцию, производящую наравне с тепловой энергией еще и электричество. При этом себестоимость выработки электроэнергии на действующем источнике окажется существенно ниже рыночной, что позволит повысить эффективность и так эффективно функционирующей котельной. Снижение стоимости эксплуатации даст региональным властям дополнительные возможности, которые могут вылиться либо в снижение тарифов для населения, либо в модернизацию тепловой сети.

Что же касается нашего областного центра — Калуги, то в настоящее время там также инициирован масштабный проект по оптимизации теплосетей. Так как Калуга — старый город с определенными особенностями коммунальной инфраструктуры, с большим количеством котельных, в том числе и не очень эффективных, это долгосрочный проект.

В программе одной из целей ставилось создание «энергосберегающего поведения граждан». Насколько данная цель была реализована? Возможно ли в принципе прививание «энергосберегающего поведения» в стране с рекордными запасами топлива?

К сожалению, многие наши сограждане полагают, что в России бесконечное количество разного рода ресурсов, в том числе пресной воды и энергоносителей, и мало задумываются о разумной экономии и рациональном использовании ресурсов. В то же время мы по мере сил и возможностей доносим до населения информацию о необходимости ресурсосбережения и подсказываем возможные пути решения.

В настоящее время существует немало разноплановых решений, позволяющих оптимизировать потребление ресурсов. К примеру, заменив стандартную душевую лейку на экономичную, можно более чем вдвое уменьшить расход воды, при этом само качество умывания никоим образом не изменится. Однако у наших граждан отсутствует мотивация для подобного поведения, и практики ресурсосбережения приживаются далеко не так активно, как хотелось бы.

В то же время в других государствах, к примеру, в странах бывшего Варшавского договора, после перехода на капиталистические рельсы произошло прин­ципиальное изменение тарифной сетки (которое в некотором смысле можно назвать «шоковой терапией»), в результате цены на воду и другие услуги взлетели в несколько раз. Это послужило стимулом к трансформации практики траты ресурсов и привело к формированию более экономичного поведения. То есть люди установили счетчики, стали более ответственно относиться к ресурсам и оптимизировать их использование.

В настоящее время в Обнинске активно проводятся программы по модернизации коммунального хозяйства, и в числе прочего мы мотивируем жителей к установке счетчиков на воду. Как нам удалось подсчитать исходя из нагрузки на очистные сооружения, за последние два года количество стоков уменьшилось на 10—12%. По сравнению с аналогичными населенными пунктами в европейских государствах объем стоков должен быть меньше еще на 15—20%, так что резерв для снижения потребления воды еще есть. Учитывая, что пока установлено порядка 30% счетчиков, это вполне реально. При этом важную роль играет как формирование ответственного поведения, так и ликвидация протечек и модернизация инфраструктуры в целом.

Если же говорить об энерго­сберегающем поведении, то, безусловно, мы ведем активную просветительскую работу и доносим до наших жителей мысль о том, что необходимо беречь тепло. Следует объяснять гражданам, что разбитые окна в подъездах — это прямое отопление улицы, а значит, большие теплопотери, счет за которые включается в так называемые общедомовые нужды. Так что за эти проблемные моменты граждане платят из своего кошелька. За рубежом подобное отношение уже давно сформировано, и невозможно представить себе американца или немца, который в отапливаемой комнате открывает окно, — он в первую очередь уменьшит отопление, так как прекрасно понимает, что теплый воздух стоит определенных денег. У нас пока нет подобной инфраструктуры, однако это не говорит о том, что нет смысла работать с конечными потребителями энергии.

В общем и целом могу сказать, что необходимо работать со всеми гражданами и призывать их к рациональному и экономному использованию всех видов ресурсов. А также отмечать их личное влияние на расход пресной воды в мире, на количество нефти и газа, на загрязнение окружающей среды и многое другое. Не следует воспринимать себя вырванными из глобального контекста, нельзя не осознавать своего воздействия на среду обитания.

В программе Калужской области рассматривалась также возможность использования альтернативных источников энергии. Насколько успешен этот опыт?

В Калужской области почти отсутствует генерация энергии, и наш регион полностью энергозависим. Мы приобретаем электроэнергию у Смоленской и Курской АЭС и у ряда дополнительных источников. При этом с учетом высоких темпов развития региона был отмечен серьезный энергодефицит и недостаточное развитие инфраструктуры (сети передачи энергии). Хорошим индикатором масштаба проблемы может служить следующий пример: в кризис 2008—2009 годов, когда во всех регионах наблюдалось снижение расходов электричества, так как предприятия старались ограничивать потребление и затраты, в Калужской области потребление электричества росло.

Основываясь в том числе и на этих показателях, руководство нашей страны приняло решение о строительстве энергетической инфраструктуры для обеспече­­ния растущего спроса на электричество. Кроме того, было решено развивать сетевое хозяйство и генерировать энергию внутри региона.

В настоящий момент мы сфокусированы на строительстве и развитии тепловых электрических централей, которые производят тепловую и электрическую энергию на базе газовых станций. Один подобный проект уже реализован компанией «Квадро» в Калуге. В ближайшее время в Обнинске планируется запуск другой газотурбинной установки, мощностью 25 МВт. В разработке находится ещё серия проектов, предусматривающих строительство генерирующих мощностей, что позволит производить электричество и снабжать теплом близлежащие строения.

Реализуются в регионе и довольно экзотические по российским меркам проекты. Так, в городе Медынь Калужской области функционирует крупное сельскохозяйственное предприятие, производящее молоко, а рядом с ним располагается комплекс по переработке биоотходов и генерации электроэнергии. Получаемая мощность относительно невелика и составляет порядка 200 кВт. Тем не менее это интересный опыт в области генерации электроэнергии из биоотходов.

В настоящее время в мире большое внимание уделяется вопросам солнечной энергетики, однако в климатических усло­ви­ях нашего региона сущест­вующие решения неконкурентоспособны. В европейских государствах другой тип климата, при этом стоимость электроэнергии и ее доставки выше, а значит, и проекты в области солнечной и ветряной энергетики выглядят более перспективными. Не надо забывать и о том, что проекты по переработке отходов там субсидируются государством, так как на данном этапе они остаются экономически невыгодными.

В Калужской области проводились эксперименты по созданию «умных домов», генерирующих энергию альтернативными способами. Успешен ли был этот опыт и насколько перспективны подобные решения в российских реалиях?

Подобные проекты были реализованы как в Калужской области, так и в Белгороде, однако назвать это успехом пока нельзя. Люди отказались от высокоэффективных солнечных батарей и тепловых насосов, выкачивающих тепло из недр, и поставили традиционные газовые котлы. Дешевый газ оказался гораздо удобнее и проще в использовании, нежели альтернативные источники энергии. На данном этапе вследствие отсутствия стимулов (во всяком случае экономических) подобные решения не будут популярны у россиян. Здесь необходимо как сти­мулирование со стороны государства (в том числе и субсидирование), так и грамотная тарифная политика. Од­нако на сегодня мы можем говорить, что это вопрос скорее средне- и долгосрочной перс­пективы. Хочу еще раз отметить, что по принципу Парето эти задачи как раз входят в те 80% усилий, которые необходимо применить для достижения 20% успеха. Пока же перед нами стоят задачи другого уровня: привить гражданам «энергосберегающее» поведение, мотивировать их заменить окна и регулировать отопление. После этого уже будет целесообразно переходить к более дорогостоящим технологиям (солнечным панелям, ветрякам, тепловым насосам и т. д.).

Каким образом именно информационные технологии могут быть использованы для повышения энергоэффективности?

Как я уже отмечал, мы успешно и плодотворно используем систему АСКУЭ для управления работой электрических двигателей. Кроме того, внедрено решение, управляющее городским освещением.

В настоящий момент внедряются системы учета и управления электро-, водо- и теплоснабжением в многоквартирных домах Обнинска (всего в городе насчитывается 580 многоквартирных домов). На существующие тепловые и гидроузлы ставятся счетчики, оснащенные Wi-Fi-передатчиком и транслирующие информацию о затратах ресурсов в реальном времени. В результате мы получаем архив записи, который можно регулярно анализировать и основываясь на результатах принимать управленческие решения. К примеру, если два соседних дома идентичной конструкции потребляют принципиально разные объемы ресурсов, мы можем сделать определенные выводы: либо в доме происходит воровство, либо что-то неисправно, и в таком случае руководство должно принимать соответствующие меры. Я полагаю, что концепция «умного города» и заключается в подобных решениях, позволяющих планомерно улучшать жизнь граждан и рационально использовать ресурсы.