Некоторые болезненные вопросы организации взаимодействия заказчика с ИТ-поставщиком, характерные сегодня для рынка в целом, наиболее рельефно проявляются в том случае, когда заказчику требуются специализированные решения. Именно такой сценарий мы обсуждаем с Антоном Гавриным, директором департамента ИТ и ТВ-технологий «CTC Медиа».

Intelligent Enterprise: Потребности отрасли телевещания в информационной поддержке бизнеса можно, наверное, признать весьма специфическими. Как исторически складывались взаимоотношения поставщика ИТ-продукции или услуг с заказчиком в вашей индустрии?

Антон Гаврин: Лет десять назад в России потребности в ТВ-интеграции определяла дюжина основных телеканалов и собственно весь рынок этим и ограничивался. Потребности эти покрывали несколько компаний, специализирующихся на поставке и интеграции ТВ-оборудования. Но для крупных ИТ-интеграторов, которые уже тогда были достаточно мощными, данный рынок значительного интереса не представлял просто потому, что потребности в традиционных массовых ИТ-решениях в то время перевешивали узкоспециализированный рынок телевизионных систем.

Сейчас ситуация, на мой взгляд, изменилась. С развитием кабельного и спутникового вещания выросло число небольших телекомпаний, кабельных и спутниковых операторов, которые существенно расширили медиарынок с точки зрения привлекательности для крупных игроков. Однако несмотря на явное увеличение объема этого рынка лично я по-прежнему не наблюдаю какой-либо ответной активности со стороны поставщиков ИТ-продукции и услуг. История моих контактов с двумя крупными интеграторами довольно наглядно иллюстрирует ситуацию в целом. Один из них намеревался выйти на медиарынок путем покупки компании, которая давно предоставляла услуги для телевидения, хотя и не специализировалась исключительно в этой области. И соответственно потенциальный приобретатель стремился таким путем широко развить данное направление. Второй пытался сформировать соответствующую экспертизу с нуля. Это было около года назад, и оба игрока в то время были настроены весьма серьезно. Но, к сожалению, ни у первого, ни у второго в результате так ничего и не получилось.

Что касается нашей компании «СТС Медиа», то мы плотно работаем с одним известным интегратором, который специализируется на услугах технической поддержки для телекомпаний. Там грамотные специалисты, и проблемы, возникающие у нас в телевизионном комплексе, решаются, но беда в том, что на телевизионном рынке этот интегратор — явный монополист. В этом случае было бы резонно хотя бы эпизодически обращаться напрямую к вендорам, но поставщики важного для нас оборудования тоже до последнего времени на российском рынке либо не присутствовали вовсе, либо действовали на нем откровенно пассивно.

О нюансах взаимоотношений, о том, как каждый игрок чувствует себя в сложившейся ситуации и как ее использует, подробно говорить не буду. Здесь, я думаю, и без комментариев многое понятно.

Об этом действительно нетрудно догадаться. И все же для лучшего понимания возможных ситуаций во взаимоотношениях поставщика и заказчика хотелось бы более подробно представлять себе деятельность интегратора в вашем случае.

В настоящее время технологии телевещания по сути развиваются путем использования в общем-то универсальных новых ИТ-решений, которые применяются чрезвычайно широко. Конечно, некая специфика в нашей отрасли существует, но не в таких количествах, как может представляться на первый взгляд. Иными словами, перед нами стоят те же задачи хранения, передачи и оперативной обработки информации, которые не так уж существенно отличаются от  тех, что мы имеем в традиционных ИТ. Поэтому во многом мы имеем дело с оборудованием и программным обеспечением всем известных корпоративных ИТ-вендоров. С другой стороны, специфика, безусловно, существует, и мы по определению не можем строить собственную архитектуру обработки медиаданных только на ИТ-оборудовании. Есть специализированные медиарешения, и в силу уже отмеченной мною близости телевизионных и информационных технологий очень часто бывает, что решения эти по сути сочетаются в одном. Данная техническая особенность имеет прямое отражение в пространстве взаимоотношений между заказчиком и вендором. И в общем, я думаю, понятно какое. Вендор пытается продать решение, построенное на универсальной платформе, но с небольшим добавлением специальных аппаратных «примочек». Решение преподносится как целиком уникальное, и стоит оно в разы дороже, чем аналогичное универсальное. А поскольку ту самую «примочку» производит только этот конкретный вендор, он прекрасно сознает свое монопольное преимущество и пытается его по максимуму использовать. Техническая архитектура вещательного комплекса — это смесь традиционных ИТ-решений и узкоспециализированных элементов. При столь непростой архитектуре возникающие вопросы необходимо решать быстро — эфир не допускает ни секунды простоя. Естественно, что самые серьезные вопросы встают на стыках разных решений, и тут рискованно рассчитывать на оперативную поддерж­ку вендоров. Каждый из них сначала обязательно попытается переложить проблему на соседа. В итоге мы можем либо развивать собственную и при этом весьма глубокую экспертизу, чтобы в любой ситуации оперативно диагностировать неисправность, либо целиком рассчитывать на интегратора, который обладает комплексной экспертизой в оборудовании разных вендоров. Пока мы используем второй вариант.

Каковы, по-вашему, причины пусть временного, но все-таки явно ощущаемого зазора между развитием рынков спроса и предложения в вашем бизнесе?

Во-первых, по всей видимости, даже сейчас, в условиях кризисных проявлений, в экономике действует прин­цип притягательности своего рода «суперклиентов». Наш бизнес далеко не беден, и потребности в автомати­зации у него ощутимы, однако рос­сийским интеграторам пока интереснее крупные клиенты — РЖД, Сбербанк и им подобные, — чем телевизионные компании.

Во-вторых, потенциальные риски, которые связаны с выходом интеграторов на новые специализированные ИТ-рынки, весьма высоки. Под этим следует подразумевать целый комплекс факторов. Это и специфические производители, с которыми надо налаживать взаимоотношения, и ощутимая инертность менеджмента ИТ-компаний, ориентированного на универсальный рынок. А главное, очень не хватает специалистов, хорошо знающих отраслевые проблемы, а если конкретно, то современные технологии телевещания. Их в настоящее время с должным качеством вообще нигде не готовят. А за теми, что есть, постоянно охотятся, их перекупают, что напрямую повышает риски для поставщиков услуг.

Насколько, на ваш взгляд, можно было бы выправить ситуацию за счет проверенных организационных инициатив? Прежде всего — каких-либо мер, предпринимаемых на уровне государства, или, скажем, формирования отраслевых объединений ИТ- и технических руководителей отрасли, которые все вместе тоже могли бы повлиять на ситуацию.

По поводу государственного регулирования позиция у меня пессимистичная. Придется подождать, пока рынок сформируется сам. А это непременно произойдет.

Что касается отраслевых общественных объединений, то тут у меня тоже не слишком много энтузиазма. Часто их деятельность связана с разработкой и продвижением тех или иных ИТ-стандартов, но для нашей отрасли это не столь актуально. Форматы медиаданных, спецификации их передачи, общие принципы построения телевизионных решений давно сложились. Они всех устраивают, поддерживаются на мировом уровне, и какие-либо изменения тут вряд ли целесообразны.

Прямой обмен мнениями и опытом между специалистами в области построения телевизионных систем, что может стать еще одной целью формирования отраслевых специализированных сообществ, тоже по большому счету нельзя считать очень уж актуальной задачей. Рынок наш в общем небольшой, и всё, что на нем происходит, при желании вполне можно оценивать индивидуально. Да, иногда нелишне пообщаться с коллегами, и это происходит в рамках выставок и специализированных семинаров, но создавать специальную площадку для систематизации и углубленного изучения имеющегося опыта вряд ли необходимо. Лучше уж это время употребить для решения иных, более важных задач.

Но если подобные приемы не действуют, можно ли говорить о каких-либо рыночных изменениях, также способных повлиять на ситуацию и снять наиболее существенные противоречия?

Да, такие тенденции наметились именно в последнее время, и они как раз могут иметь существенное влияние на рынок. Многие производители всерьез задумываются о продаже услуг технической поддер­жки напрямую, а не через российских интеграторов. Безусловно, для этого им приходится решить задачи формирования собственного склада запчастей в России для оперативной замены, организовать, что немаловажно, массовое обучение специалистов и задействовать некоторые другие активности. Это в свою очередь означает выгоду для всех участников рынка, ну или по крайней мере для тех, кто не стремится вечно играть на его несовершенст­ве. Обучение означает, что и спе­циалисты интеграторов (в том числе не­больших) получают реальную возможность качественно нарастить собственную экспертизу, а следовательно, появляется разнообразие предложений и более здоровая конкуренция.

Обучение вполне могут пройти и специалисты заказчика, а также воспользоваться прямой поддержкой от производителя. А значит, у меня и у моих коллег появляется возможность куда более уверенно вести разговоры с интеграторами. По сути эти тенденции и определенные изменения в позиции поставщиков продукции и услуг по отношению к заказчику мы начинаем наблюдать уже сегодня.

«СТС Медиа»

Компания владеет тремя общенациональными эфирными каналами в России: СТС, «Домашний» и «Перец», — ориентированными на различные целевые аудитории. Международная версия CTC (CTC-International) является круглосуточным развлекательным семейным каналом, чей контент представляет собой сочетание программ российских телеканалов холдинга. Вещание посред­ст­вом разных технических схем осуществляется на территории России, в некоторых странах СНГ и Европы, а также в Северной Америке. Специфической особенностью бизнеса является, в частности, то, что техническое обеспечение вещания и информационная поддержка бизнеса во многом базируются на одних и тех же технологиях. В результате этого позиции CIO и технического директора в компании оказываются совмещены. Факт конвергенции телевизионных и информационных технологий также вносит некоторое своеобразие как в ИТ-поддержку бизнеса, так и в процессы взаимодействия с поставщиками.