Автоматизация отраслевых задач часто предполагает не только внедрение отраслевых решений в сфере управления бизнес-процессами, но и использование специализированных аппаратных устройств. При этом перед заказчиком может стоять нетривиальная задача интеграции всех решений в одно. На данную тему мы и беседуем с CIO компании ECCO-ROS Сергеем Прохоровым.

Intelligent Enterprise: Каковы потребности бизнеса вашей компании в ИТ?

Сергей Прохоров: С каждым годом они становятся шире и жестче, и департамент ИТ не только обеспечивает эти потребности, но даже формирует их, играя, таким образом, наряду с сервисной ещё и образующую роль. В 2010 году мы перешли на новую ERP-систему Microsoft Dynamics Axapta 2009, более мощную, чем предыдущая. И на сегодняшний день продолжаем ее развивать как силами своих разработчиков, так и с привлечением интеграторов. Система обладает большим потенциалом и позволяет в достаточно полной мере реализовывать активные изменения в бизнес-процессах.

Из сообщений прессы, я знаю, вы внедряете сейчас новый продукт — Microsoft Dynamics Ax for Retail, появившийся на российском рынке в прошлом году. Что вас подвигло на это?

Этот проект имеет для нас первостепенное значение, с его внедрением мы надеемся на качественные изменения в бизнесе. Если говорить более конкретно, то дело состоит в том, что основной канал сбыта для ECCO в России — это собственная розничная сеть, и совершенствование ее работы с помощью Ax for Retail и есть повышение технологичности, которое требуется нашему бизнесу. Сегодня мы имеем сложную цепочку хождения данных от POS-терминала до ERP-системы офиса и обратно. Информация проходит через четыре разнородные учетные системы: в POS-терминале, в бэк-офисе магазина, в розничной хост-системе офиса и наконец в Axapta. Такая разноплатформенность негативно сказывается на реализации необходимых изменений в бизнес-процессах. Мы вынуждены поддерживать все эти системы, и когда изменения вносятся в одну из них, приходится производить их и в остальных. Это трудоемко, а ввиду серьезной ограниченности в функциональности фронт-офисных систем зачастую и невозможно.

С внедрением Ax for Retail эти проблемы у нас должны исчезнуть, информация из POS-терминала будет напрямую поступать в Axapta. Здесь и важное для нас существенное сокращение времени прохождения данных от POS-терминала до ERP-системы главного офиса, и повышение отказоустойчивости всей информационной инфраструктуры, и отсутствие необходимости поддерживать несколько имеющихся сегодня у нас «сквозных» учетных систем.

А почему для вас важно снижение времени «хождения» данных от магазина в офис?

Нам нужно как можно быстрее узнавать об объемах проданного товара в течение дня, потому что чем раньше мы эту информацию получаем, тем раньше можем запускать на основе сводного планирования Axapta подсортировку товара по магазинам с учетом количества и номенклатуры того, что продано. Если ждать дольше, то из-за позднего запуска сводного планирования центральный склад не успеет собрать необходимый объем товара для всех магазинов. Если же информацию по продажам мы получаем поздно, а автоматизированную подсортировку запускаем раньше, существенная часть товара, проданного после запуска сводного планирования, учтена не будет и, таким образом, магазины не смогут оперативно и качественно подсортировываться. Кроме того, более быстрое получение информации о продажах даст нам более качественную оперативную отчетность, которая зачастую необходима для оценки текущей ситуации.

Подсортировка — в целом универ­сальный для ритейла процесс, который можно встретить и в логистике, и на цеховом уровне производственного предприятия, и в ряде других более узкоспециализированных бизнес-задач. В этом смысле возникает вопрос, устраивает ли вас функционал сводного планирования Axapta как универсальной системы информационной поддержки бизнесов.

На это можно ответить двояко: и да и нет. Основу, безусловно, составляет базовый функционал, но за последние полтора года мы его серьезно доработали силами собственных разработчиков и продолжаем дорабатывать сейчас. Теперь это — сильно измененная процедура, функционирующая полностью без вмешательства оператора и по устанавливаемому расписанию. Это большой проект по оптимизации внутреннего товародвижения, который еще не закончен. Но даже уже полученные результаты позволяют нам говорить о намного лучшем распределении товара. Мы добились, чтобы товар попадал на торговые полки именно в том объеме и в те магазины, которые в нем нуждаются. Учли также и то, что оборачиваемость при распределении товара должна быть минимальной, чтобы товар не лежал на складе, а «работал». Ведь, как известно, отсутствие необходимого товара в магазине является одной из основных причин снижения конкурентоспособности. Кроме того, в процессе распределения товара мы можем гибко регулировать затаренность магазинов в зависимости от вместимости их складов и объема товара на цент­ральном складе.

В рамках нашего проекта мы наряду с оптимизацией распределения товара со складов в магазины реализовали автоматизированную процедуру перераспределения товара между магазинами. Это очень важно в конце сезона, когда особенно остро встает вопрос управления товарными остатками текущего сезона до начала нового.

Задачу оптимизации ассортимента в ритейловой сети в целом часто пытаются решить и за счет, например, оптимизации использования полочного пространства, и с помощью так называемого визуального мерчандайзинга. Вы применяете подобные специализированные для розничной торговли решения?

Это действительно важные для ритейла решения. Другое дело, что конкретно для нашего бизнеса это не совсем актуально. Вернее даже речь идет не столько об актуальности, сколько о недостаточной его экономической эффективности. Иными словами, у нас не тот формат, который мы видим, скажем, в крупных магазинах бытовой и электронной техники или в продуктовых розничных сетях. Там большие торговые залы и много отдельных торговых зон. И там всё это работает. У нас же торговые залы не столь велики и везде одинаковы: направо, условно говоря, женская обувь, налево мужская, сзади — детская. Однако пилотный проект по видеоаналитике мы все же хотим провести. Хотя бы потому, что есть некоторые интересные результаты. Когда секцию сопутствующих товаров, которая стоит за кассовой зоной, мы в одном из магазинов поставили в центр, то получили рост продаж в разы. Хотя тут, надо сказать, мы не всегда вольны экспериментировать подобным образом, так как должны соответствовать мерчандайзинговым правилам датского концепта торговли или уж по крайней мере согласовывать изменения с датским ECCO.

Вообще подобные изменения, касающиеся повышения эффективности непосредственно торгового процесса, так или иначе связаны с возможностями, предоставляемыми внутрикорпоративной логистикой. Изменилась ли как-то работа складов в вашем бизнесе?

Мы не оставили склады без внимания. Технологии работы нашего цент­рального склада и распределительных центров за последние два года претерпели существенные изменения. По мере роста компании с расширением розничной сети нагрузки на центральный склад выросли, он уже не мог работать эффективно и обрабатывать возросшее количество товара как по приходам, так и по отгрузкам, объемы недоотгруженного товара стали доходить до 30%, что начинало сказываться на продажах. Внедрение в 2011 году WMS-системы на центральном складе эту ситуацию по большей части разрешило. При этом мы пересмотрели и технологические процессы склада, что дало свои результаты. Мы получили до четырех крат снижения времени на сборку товара, реализовали процессы складского учета, снизили недоотгрузки до долей процента, повысили точность комплектации заказов, уменьшили объемы расхождений. Количество ошибок по учету товара также снизилось, и повысилась его оборачиваемость. По мере открытия магазинов в регионах мы идем по пути создания региональных распределительных центров, работа которых также строится в WMS-системе.

Возвращаясь к переходу ECCO на Ax for Retail — что даст новая система бизнесу? И что вы намерены доработать в системе при ее внедрении?

Наиболее существенные преимущества компания получит в направлении маркетинга. Мы сможем перейти с уже изжившей себя накопительной дисконтной на бонусную систему лояльности. Это будет существенный шаг вперед. А кроме того, это позволит нам гораздо гибче управлять продажами с помощью тех маркетинговых акций, реализовать которые в настоящее время у нас нет технической возможности. Связав систему лояльности с системой маркетинговых акций, мы сможем делать персонифицированные акции и таким образом станем более лояльными по отношению к нашему покупателю. Конечно же впоследствии придётся внедрять систему тонкой аналитики, чтобы персонифицированные акции можно было планировать с высоким качеством. Но это уже более далекая перспектива. Система способна анализировать так называемый неудовлетворенный спрос, что позволит нам свести его к минимуму. Мы сможем полноценно продавать товар в кредит, резервировать его под покупателя, гибко привязывать продажу и возврат к продавцу и таким образом корректно рассчитывать заработную плату персонала. Целый ряд преимуществ получит и финансово-учетный блок. Мы сможем корректно вести учет возвратов, которые система без участия оператора привяжет к продаже. Если в настоящее время привязка возврата к продаже происходит вручную, а в отсутствие партионности во фронт-офисных системах это чревато значительными трудностями в расчете себестоимости, то в Ax for Retail это будет делать система.

Те цели, о которых вы только что сказали, кроме системы поддержки основных бизнес-процессов, какой бы мощной она ни была, требуют применения других компонентов автоматизации, среди которых и относительно универсальные бизнес-системы, и решения, специализированные для ритейла. Что вы могли бы сказать по этому поводу?

Да, это верно. И в качестве показательного примера здесь, пожалуй, можно привести маркетинговые акции. Для того чтобы инициировать соответствующую активность, нужно как минимум проанализировать, с какой целью мы ее инициируем, по каким товарам, в каких регионах и для какой группы покупателей. Для этого «сверху» необходимо иметь гибкую аналитическую систему. Ритейл без бизнес-аналитики в условиях сегодняшнего рынка по большому счету работать не может. Далее очень важно иметь тесную технологическую связку между бизнес-системой (в нашем случае Ax for Retail) и POS-терминалами, поскольку эти устройства опять-таки в современном розничном бизнесе выполняют далеко не только фискальную функцию. POS — это еще и возможность реализации разного рода маркетинговых акций и программ лояльности. Такая связка позволяет компании проводить мероприятия любой сложности, задействуя в них произвольное число параметров. А это в свою очередь открывает для бизнеса возможность проводить акции, скажем, с максимальным увеличением оборачиваемости по конкретным товарным позициям и минимальными потерями в отношении маржинальности. То есть можно действовать фокусно и эффективно. Многие операции по подготовке и реализации акций в данном случае становятся предельно автоматизированными, а значит, технологично исполняемыми. Персонал магазина при этом получает лишь уведомление о сроках проведения акции. Все остальные операции можно осуществлять в централизованном порядке силами группы специалистов, условно говоря, действующих со своих рабочих компьютеров. Органичный пример продолжения подобной «тотальной» автоматизации и одновременно использования своего рода неординарных методов информационной поддержки являют так называемые электронные ярлыки. Это некие информационные панели, до некоторой степени похожие на всем знакомые бытовые фоторамки, в которые по Wi-Fi можно передать экранный образ, имитирующий традиционную бумажную информационную листовку о проведении акции. В некоторых магазинах ECCO их можно увидеть уже сейчас.

Существуют ли помимо POS-терминалов иные специализированные платформы, востребованные при автоматизации ритейла, и для каких целей они сейчас могут приме­няться?

Пока еще к таким решениям можно, наверное, отнести мобильные, хотя скоро, я думаю, это будут вполне традиционные для большинства видов бизнеса элементы автоматизации. Опять-таки в основном применение таких технологий стимулируется если не потребностью проведения тех или иных маркетинговых акций или программ лояльности, то необходимостью адресно работать с клиентом, привлекать и удерживать его. Мы относимся к сегменту middle+, и для нашего клиента покупка у нас в магазине не просто акт удовлетворения потребности в товаре. Процесс покупки всегда имеет некую эмоциональную окраску, и позитивный контакт с персоналом магазина для нас очень важен. Мы оснащаем продавцов смартфонами, с помощью которых они могут посмотреть остатки нужного товара в присутствии покупателя, в случае отрицательного результата оперативно выяснить, нет ли аналогичного в ближайших магазинах сети, или, скажем, подобрать сопутствующие товары, которые можно порекомендовать вместе с теми, которыми в данный момент интересуется посетитель.

Другой пример использования мобильных устройств предполагает уже для покупателя возможность скачивать приложения с порталов. Будучи инсталлированы на их личные смартфоны и планшетники, эти приложения дают им возможность комфортно ориентироваться в текущем ассортименте и территориальном расположении наших торговых точек, используя при этом встроенные средства навигации и картографирования. Среди других специфических компонентов автоматизации могу назвать системы автоматизированного подсчета входящего и исходящего потоков покупателей. При всей их специфичности эти элементы вполне интегрируются в наше информационное пространство.

В ряду специфических ритейловых решений упомяну и такие актуальные для нашего бизнеса вещи, как системы слежения за работой персонала магазина и терминалы безналичной оплаты по карточкам. Применение первых сейчас начинает ассоциироваться не только с системами видеонаблюдения в магазине, но и с гораздо более эффективными в целом ряде задач средствами биоидентификации. Вторые постепенно эволюционируют в сторону бесконтактных способов оплаты, что тоже имеет ряд бизнес-преимуществ. Всё это в ECCO либо уже применяется, либо будет использоваться в ближайшее время.

ECCO-ROS

ЕССО является компанией, очень широко представленной на мировом рынке. Коллекции мужской, женской и детской обуви ЕССО представлены в 97 странах мира. С момента основания в 1963 году по настоящее время ЕССО — единственная в мире компания, контролирующая процесс создания и реализации обуви целиком — от выделки кожи до примерки модели её потенциальным владельцем. В России бренд ЕССО официально представлен с 1993 года и неоднократно завоевывал титул «Любимый бренд россиян» в категории «Обувь». К 2008 году в России было отрыто уже 200 магазинов. Их количество с каждым годом растет. В прошлом году в России появилось еще 28 магазинов.

О выполненных работах

В компании был выполнен проект по внедрению отраслевого решения в сфере упавления бизнес-процесами Microsoft Ax for Retail. Характерной особенностью выполненных работ явилось то, что совместно с данным решением используется целый ряд специализированных устройств. Среди них:

  • POS-терминалы;
  • электронные информационные рамки;
  • смартфоны;
  • электронный счетчики покупателей;
  • мобильные терминалы оплаты;
  • средства биоидентификации.

Некоторые из этих устройств интегрированы с Ax for Retail технически. Основной целью подобной интеграции явилось стремление улучшить качество обслуживания и увеличить эффективность обратной связи с потребителем.