Медицинская информационная система (МИС) «АРМ Поликлиника» представляет собой многофункциональное решение, автоматизирующее деятельность лечебно­профилактических учреждений в Алтайском крае. Это один из первых успешных проектов в России. Благодаря внедрению электронной регистратуры очереди сократились более чем в два раза. На вопросы, касающиеся проекта, отвечал заместитель начальника главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Сергей Насонов.

Intelligent Enterprise: Каковы основные цели создания решения «АРМ Поликлиника»? Какие сервисы она покрывает собой в настоящий момент? Кто является поставщиками и потребителями содержащейся в ней информации? С какими другими системами и для каких целей она интегрирована?

Сергей Насонов: Идея создания региональной системы «АРМ Поликлиника» принадлежит губернатору Алтайского края А. Б. Карлину. Функционал, разработанный в МИС, направлен на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи во всех лечебных учреждениях на территории края. На этапе проектирования в архитектуру решения было заложено несколько главных принципов: однократный ввод и многократное использование информации, в случае необходимости возможность интеграции с какими-либо сторонними системами, а главное — это формирование единого информационного пространства для всех новых подсистем.

МИС начала свое системное развитие с 2008 года — с модуля электронной регистратуры врачебно¬диспетчерской службы, которая позволяет направлять сельских жителей в специализированные центры края. В настоящее время реализовано более десяти модулей «АРМ Поликлиники» — с системой интернет-записи, с децентрализованным call-центром (операторами являются работники регистратур), «стационар» с мониторингом тяжелых больных, центральный архив медицинских изображений, модули регистров граждан и мониторингов патологий. Основой профилактики заболеваний в МИС служат созданные регистры предынфаркта, предынсульта, предрака, беременных для профилактики осложнений в родах и некоторые другие. Для реабилитации и профилактики повторных эпизодов заболеваний служат регистры после инфаркта и инсульта, установленного онкозаболевания, регистр получивших высокотехнологическую медицинскую помощь по всем профилям, в том числе за пределами края. По мере потребности возможно формирование новых регистров, этот процесс занимает до месяца.

В «АРМ Поликлинике» функционируют сервисы: «удаленная» регистратура, самозапись пациентов через Интернет, личный кабинет на портале самозаписи, электронные регистратура и карта пациента, экстренная и плановая госпитализация пациентов, диспансеризация взрослого населения, формирование счетов и реестров на оплату, а также другие сервисы для нужд конкретного больного, лечебного учреждения или органов управления и контроля.

МИС интегрирована с несколькими информационными системами — прежде всего с федеральной электронной регистратурой, предоставляющей возможность самозаписи пациентов в поликлинику, с региональной системой медицинской статистики БАРС, с медсводами для представления первичных данных от медицинских организаций края в режиме онлайн, с информационной системой ТФОМС для подачи реестров к оплате.

В какой степени созданная система учитывает совершенствование медицинских технологий и как пойдёт её дальнейшее развитие? Речь, в частности, о таких тенденциях, как дистанционная медицина, распространенность индивидуальных диагностических приборов с возможностью передачи информации, появление усовершенствованного профессионального диагностического, лабораторного и лечебного оборудования, поддерживающего цифровую обработку данных, и т. д.

«АРМ Поликлиника» постоянно растет, развивается и адаптируется под решение проблем и задач здравоохранения края. Так, например, после моего возвращения с финала конкурса «ПРОФ-ИТ» в 2013 году в системе появился новый функционал, позволяющий в удобной форме вносить данные по диспансеризации взрослого населения, который уже в июле был успешно запущен во всех лечебных учреждениях края.

Созданный в прошедшем году центральный архив медицинских изображений позволяет формировать этап электронной истории болезни граждан, проводить дистанционные консультации пациентов и, что не менее важно, проводить обучение медицинского персонала на рабочем месте новым методам диагностики и лечения.

Телемедицина в крае наиболее востребована в кардиологии — система «Телеальтон» обеспечивает мониторинг ЭКГ пациентов всего края, а для акушерства разработан модуль «АРМ Поликлиники» под названием «Регистр беременных», ведение которого позволяет уменьшить риск перинатальных осложнений у рожениц. В настоящее время в режимах онлайн и офлайн ведущие специалисты краевых лечебных учреждений проводят более двухсот консультаций в день. В тестовом режиме ведется адаптация к работе в МИС индивидуальных систем мониторинга состояния организма (сердечно¬сосудистой, эндокринной). Но, к сожалению, их число очень мало и, как следствие, данный сервис не имеет широкого внедрения.

Стоит ли задача координации различных медицинских учреждений (поликлиник, больниц, санаториев, реабилитационных центров, скорой медпомощи, предприятий государственной и коммерческой медицины и др.) с целью повышения качества медицинского обслуживания населения? Если да, как в этом могут помочь ваша и аналогичные ей системы?

Да, именно координация медицинских учреждений заявлялась в 2006 году губернатором Алтайского края А. Б. Карлиным как одна из приоритетных задач в кластерном подходе к развитию здравоохранения, когда концепцию представляли в Совете федерации Федерального собрания. С 2008 года кластерный подход в здравоохранении края начал активно развиваться. В 2009-м была создана новая структура в виде краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский центр — Управляющая компания Ал­тайского медицинского кластера», задачами которого явились координация деятельности учреждений, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, внедрение инновационных подходов к организации медицинской помощи, повышение ее доступности и качества для населения, концентрация и развитие высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях края, развитие информатизации в здравоохранении нашего региона.

Реализуемая в Алтайском крае модель основана не только на территориальном объединении учреждений, примером которого является нагорный медицинский кластер в Барнауле, но в первую очередь на функциональном и организационном взаимодействии учреждений здравоохранения края в интересах пациентов.

Разработанная «АРМ По­ликли­ника» внедрена и функционирует в полном объеме в 132 государственных лечебных учреждениях Алтайского края и в девяти частных. Ведутся переговоры о покупке нашей системы Республикой Казахстан. Ввод в эксплуатацию МИС в учреждениях края послужил основой при создании единого информационного пространства, вследствие чего повысилась достоверность и оперативность получаемых данных. Это в свою очередь способствует повышению качества медицинского обслуживания населения.

Что можно сказать о методах обратной связи с населением, которые реализованы в системе? Помимо записи на прием в режиме онлайн насколько ИТ-система призвана и насколько она в состоянии самостоятельно или совместно с другими интернет-ресурсами способствовать цивилизованной форме обсуждения медицинских проблем — проведению медицинских форумов, онлайн-консультаций, информационных рассылок и пр.?

Прежде всего хочется сказать о портале самозаписи пациентов, представляющем собой простой и удобный интерфейс, через который пациент может записаться на прием в поликлинику по месту прикрепления. Если у него возникают какие­-то сложности или вопросы, то непосредственно на портале можно заполнить заявку о проблеме, и наши специалисты в течение нескольких часов её рассмотрят и обязательно ответят на каждую заявку в индивидуальном порядке. С 2011 года на портале самозаписи существует личный кабинет, в котором пользователь видит историю своих посещений врачей, может распечатать талон и оставить номер телефона для оперативной обратной связи. С 2012-го запущен сервис SMS-уведомлений для оперативного информирования пациентов о различных событиях, а также для приглашения на диспансеризацию или в центр здоровья. На приеме в поликлинике, когда медицинская карта поступает в кабинет к врачу, пациент получает сообщение с номером кабинета и просьбой подойти к указанному времени. Если человеку требуется консультация узкого специалиста (в том числе в другой клинике), участковый врач, используя модуль «удаленной регистратуры» (врачебно-диспетчерской службы), может со своего рабочего места записать его на прием в любое медучреждение края, причём при записи жителей сёл учитывается время прибытия транспорта в другой населенный пункт.

Кроме этого специалисты Главно­го управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности регулярно организуют телерапорты, консилиумы, оперативные совещания. Ученые из Алтайского Государственного медицинского университета проводят телелекции. С использованием МИС на официальном сайте открыт медицинский форум, существуют различные информационные рассылки для населения, тестируется ряд других приложений.

Какие требования предъявлялись к инфраструктурному обеспечению проекта? В частности, к сетевой инфраструктуре и её окружению (включая спутниковую навигацию), к системам хранения медицинских данных, к мобильным клиентским устройствам?

Географические особенности Алтайского края и неоднородность сетевой инфраструктуры в различных районах диктовали особые условия к разрабатываемой МИС на этапе проектирования, поэтому изначально одним из основных требований к системе являлась работоспособность на низкоскоростных интернет-соединениях. В 2012 году по программе модернизации здравоохранения были построены оптоволоконные каналы связи с каждым лечебным учреждением края, что позволило объединить их в одну сеть. Это в свою очередь дало возможность внедрения центрального архива медицинских изображений и других модулей медицинской информационной системы — например, была введена в эксплуатацию подсистема «АРМ Медпомощь», которая обрабатывает вызовы скорой медицинской помощи. Мобильные коммуникаторы, применяемые в её работе, имеют особопрочный влагозащищенный корпус, а мобильное приложение функционирует по защищенному протоколу.

Каковы наиболее важные требования к информационной платформе созданного портального решения? Насколько оно должно быть масштабируемым с учётом меняющейся нагрузки (активность населения), насколько гибким к добавлению новых функций и изменению существующих? Насколько богатыми должны быть возможности в отношении пользовательского интерфейса и работы с данными разных форматов? Востребованы ли в системе функции аналитической обработки информации, обеспечения безопасности и инструменты интеграции с другими системами?

При проектировании портала интернет-записи для населения основной принцип был сформулирован как «Приоритет пользователю», что означает простоту интерфейса, который обеспечивает максимум доступных возможностей и позволяет индивидуально подходить к каждому пользователю, учитывая его прикрепленность к медицинской организации и специфику хронических заболеваний, в том числе эндемичность края. Не менее важным принципом при разработке всех модулей «АРМ Поликлиники» был и остается дружественный интерфейс для всех сотрудников ЛПУ (регистратура, средний медицинский персонал, врачи). Многие из них раньше никогда так плотно не работали с компьютером и МИС.

Понимая, что обучение кадров — это неотъемлемая часть успешного внедрения медицинской информационной системы, мы регулярно проводим обучающие семинары как с выездом в лечебное учреждение, так и на базе средних учебных заведений. С сентября 2013-го в программу обучения студентов Алтайского Государственного медицинского университета и учащихся медицинских колледжей запланировано включить занятия по работе с МИС «АРМ Поликлиника».

Существует ли методика оценки эффективности созданного решения? Использует ли оно, в частности, количественные показатели?

Да, такая методика существует и основывается на опросах граждан в холлах лечебных учреждений, на интернет-форумах (в том числе на сайте Главного управления), а также на анонимном анкетировании.

С 2009 года в рамках врачебно-диспетчерской службы реализуется «удаленная регистратура», которая позволяет докторам районных больниц записывать пациентов на консультации в ведущие специализированные учреждения, причем талон на прием выдается на руки пациенту в районной больнице; тем самым наши граждане гарантированы во времени и дате приема. Если в 2009 году через «удаленную регистратуру» записалось 12% от общего потока пациентов, то по последним данным 75% всех пациентов, обратившихся в специализированные лечебные учреждения, записываются в системе «АРМ Поликлиника». Например, только в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» ежегодно более 250 тысяч пациентов направляются на консультации именно таким образом. А благодаря работе информационного киоска на платформе МИС со сканером штрихкода краевой клинической больницы нам удалось на 60% разгрузить поток пациентов в регистратуре. Сейчас им нет необходимости стоять в очереди для получения талона и сверки данных полиса ОМС, информационный киоск индивидуально принимает решение по каждому пациенту, сверяя данные по базе «АРМ Поликлиники».

Показателем мониторинга для оценки востребованности МИС у населения является количество обращений на портал самозаписи. Если за весь 2012 год было выписано 112 435 талонов (1% от общего их количества), то на данный момент выдается свыше 25 000 в месяц, и эта цифра постоянно увеличивается. По нашим прогнозам к концу года через Интернет будет востребовано около 15% талонов. Помимо интереса со стороны граждан к нашему сервису, чтобы не допустить дефицита интернет¬талонов, мы еженедельно, а где­-то и ежедневно контролируем электронное расписание лечебных учреждений.

Каковы перспективы функционального развития системы?

Сейчас в медицинской информационной системе завершается разработка регистра детей, больных ДЦП, сахарным диабетом, детей­-сирот и ряда других медицинских регистров. В ближайшей перспективе планируется к внедрению модуль административно-­хозяйственной деятельности. Что же касается модуля электронной амбулаторной карты и истории болезни с применением юридически значимого электронного учета фактов оказания услуг, то его дальнейшее развитие, по нашему мнению, сдерживается необходимостью ведения документов в бумажной форме; приравнивание статуса электронного медицинского документа к бумажному будет иметь решающее значение для развития этого направления.

Перспектива дальнейшего развития информатизации и, в частности, системы «АРМ Поликлиника» связана с материально-­техническим оснащением самой МИС и регулированием правовых документов, чтобы стали значимы электронная история болезни и электронная амбулаторная карта.