О реализации столичной программы «Информационный город» мы беседуем с Андреем Белозеровым, заместителем руководителя Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы.

Intelligent Enterprise: Какие основные задачи стоят перед программой «Информационный город», которая сейчас реализуется в Москве?

Андрей Белозеров: Основ­ная цель программы, что естественно, — повысить качество жизни населения города Москвы. В частности, за счет широкомасштабного использования информационных технологий в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности города, во всех сферах управления городским хозяйством, а также в повседневной жизни граждан. Кроме того, и это не менее важно, в ходе реализации программы мы должны повысить эффективность и прозрачность городского управления.

В основе нашей деятельности лежит постановление Прави­тельства Москвы об утверждении государст­венной программы «Информацион­ный город» на 2012—2018 годы. В нем содержатся цели и задачи программы, конечные результаты по периодам, ответственные исполнители. Координатором является ДИТ. На сегодняшний день в программе указано четыре этапа до 2018 года.

В программу включено также несколько подпрограмм. Одна из них, в частности, направлена на предоставление электронных услуг физическим и юридическим лицам. Ответственные исполнители подпрограмм — ДИТ и Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Каждый год согласуется план мероприятий по программе — в нем указываются уже конкретные работы. Если говорить, скажем, о городских услугах, то план определяет, какие из услуг будут переведены в электронный вид.

Насколько важными в реализации программы оказываются известные концепции и технологии автоматизации? Например, концепция создания и распространения ПО с открытым кодом, геоинформатика, мобильные или облачные технологии?

Безусловно, мы учитываем их. В частности, есть концепция перевода услуг в электронный вид, которая утверждена Министерством связи и Правительством РФ. В ней указаны общие задачи для регионов, векторы развития. Собственно, чтобы их выполнить в Москве, мы планируем ряд мероприятий. Или же ГИС ЖКХ — мы действуем на основе этой системы.

Что касается открытого кода, облачных технологий, то здесь мы уже переходим к практике. Начиная проектировать, мы обращаемся, в частности, к нашему управлению технической политики — к экспертам, которые проводят анализ и дают понять, какие решения надо использовать для тех или иных задач в рамках проекта. Естественно, они учитывают все современные ­тенденции. Как итог вы можете пользоваться современными городскими сервисами, многие из которых являются уникальными для России — будь то Единая мобильная платформа или портал «Автокод».

Реализация программы фактически делится на несколько областей: безопасность, здравоохранение, образование, транспорт и т. д. Чем обусловлено такое деление — сложившейся в мире практикой реализации подобных программ, их потребностью именно для Москвы или, может быть, реализуемостью при современном технологическом арсенале? Каковы наиболее значимые вехи в развитии этих на­правлений?

В системе городского управления все органы власти так и разделены на комплексы: строительный, транспортный, социальной сферы (в него включено и здравоохранение, и социальное обеспечение), а также комплекс городского имущества. Собственно, эти векторы и обеспечивают реализацию нашей программы.

Среди наиболее значимых достижений отмечу сферу образования. Нельзя не сказать о нескольких уже реализованных проектах, предварительные результаты которых весьма обнадеживают. В рамках системы «Проход и питание» благодаря электронной карте организованы вход детей в школу, их выход оттуда, а также предоставление льготного и платного питания. При этом предусмотрен сервис SMS­информирования родителей о том, что ребенок пришёл в школу или покинул её. В рамках проекта «Школа новых технологий» путем конкурса было отобрано двадцать передовых московских школ, которые под отдельные образовательные проекты уже получают различное современное оборудование. Учащиеся этих школ на регулярной основе посещают передовые ИТ-­компании. В 2014 году к этому числу добавятся еще двести школ, и проект таким образом существенно расширится.

Можно ли на базе отдельных направлений программы или на основе тех или иных базовых технологий реализовать своего рода «ин­формационные меганаправления», которые развивались бы в ее рамках? Скажем, направления, сочетающие здравоохранение и интеллектуальный транспорт, интеллектуальный транспорт и безопасность, образование и социальную сферу и т. д?

На самом деле так и получается. В нашей программе, например, есть большое направление «Безопасность». Наряду с ним существует «Интеллектуальная транспортная система», за которую отвечает Департамент транспорта Москвы. С помощью этой системы мы смотрим на карту города со светофорами и трафиком, можем через камеры наблюдать за дви­жением транспорта либо использовать их для поддержания безопасности. К единому центру хранения данных сейчас подключены не только городские камеры (подъезды, школы, места массового скопления людей), но и камеры «Интеллектуальной транспортной системы».

Донести до каждого жителя

Чтобы интеллектуальные сервисы, доступные в столице, реально использовались, необходимо донести до москвичей информацию о том, что им в действительности доступно. Этой цели служит интерактивная экспозиция «Информационный город», которая открылась 1 августа на ВДНХ в обновленном павильоне № 14 (первоначально он был построен как павильон Азербайджана, в 1963 году перепрофилирован в «Вычислительную технику», а с начала 1990-­х вплоть до нынешнего времени не имел определенного профиля). Павильон поделен на три зоны. Первая, развлекательно-­игровая, адресована в первую очередь детям и подросткам, вторая, более серьезная, знакомит посетителей с возможностями городских порталов, третья представляет собой аудиторию для проведения семинаров и тренингов по интеллектуальным сервисам. Экспозиция будет действовать до конца октября, так как с ноября в павильоне возобновятся работы по реконструкции, а после их завершения откроется уже в качестве постоянной.

Еще одна программа, направленная на повышение пользовательской квалификации, разворачивается в московских школах — участницах проекта «Школа новых технологий», — где с октября начнется преподавание факультативного курса «Полезный Интернет». Курс рассчитан на учащихся 5 класса и знакомит их с правилами поиска друзей в социальных сетях и расстановки приоритетов при общении, учит соблюдению необходимых мер предосторожности при пользовании открытыми сетями Wi­Fi и другим аспектам кибербезопасности.