О подходах к организации бизнес­-процессов и целесообразности их ИТ поддержки рассказывает начальник отдела оптимизации бизнес­-процессов Энгельсского приборостроительного объединения «Сигнал» Вячеслав Верзин.

Intelligent Enterprise: Наличие бизнес-­процессов по определению означает некую регламентацию производственной деятельности. Если же мы говорим о холдинге или группе компаний, эта жесткость стандартизации процессов их деятельности на практике может колебаться в широких пределах. Какова тут позиция вашей компании?

Вячеслав Верзин: «Сиг­нал» — это группа компаний с полным циклом производства, от разработок до получения готового изделия. Все бизнес-­процессы внутри группы компаний регламентируются едиными стандартами, поэтому деятельность всех предприятий, входящих в ГК «Сигнал», включает в себя согласованные между собой операционные процессы, единую систему менеджмента, единую корпоративную культуру, направленные на создание высокой потребительской ценности.

Иногда говорят, что стандарты подавляют творчество и инициативу, но усовершенствовать процесс возможно, лишь опираясь на уже существующий стандарт, ведь нельзя улучшать что-­то абстрактное. Стандартизация бизнес­-процессов — это полезный и работающий на практике инструмент, обеспечивающий не только локальное развитие определенного участка, но и ключевое условие для активного развития и повышения эффективности всего потока создания ценности.

В последнее время на производственных предприятиях вообще и в сфере дискретного производства в особенности возрастает интерес к ряду концепций производственного управления — Lean, Kanban, Sig Sigma и пр. Есть ли у вас интерес к подобным идеологиям и как это отражается на подходах к управлению бизнес-­процессами?

Методология Lean применяется на нашем предприятии с 2007 года. Основная ее цель — устранение потерь и снижение издержек на разных уровнях управления.

Применение системы предложений по улучшениям дает возможность любому сотруднику инициировать улучшение любого процесса. Здесь хочу сказать о том, что на нашем предприятии в числе прочих используются две системы: «Система 5С» и «Визуализация рабочего пространства» Первая предполагает организацию рабочего пространства за пять этапов: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование. Визуализация (по­-другому визуальный менеджмент) дает возможность наглядно представлять информацию о процессах, результатах процессов, выполняемых стадиях каждого из них и получаемых результатах. В совокупности эти системы позволяют повысить эффективность управления процессами и оптимизировать рабочее пространство. Применение Kanban на некоторых участках позволило повысить ритмичность поставки, снизить запасы, упростить порядок управления производством.

В целом все инструменты «бережливого производства» направлены на привлечение к эффективному управлению бизнес­-процессами каждого сотрудника.

Насколько направление Business Process Management связано со зрелостью корпоративной автоматизации?

Направление BPM напрямую связано со зрелостью корпоративной автоматизации в крупных компаниях, ведь все понимают, что процессами управлять надо, и многие компании большинство бизнес­-процессов автоматизируют в основной используемой в их бизнесе информационной системе.

Для небольших организаций вполне достаточно не очень функционально насыщенного приложения, повышающего эффективность управленческих процессов, в некоторых случаях можно обойтись даже электронной таблицей. Крупные компании с неразвитой корпоративной автоматизацией могут использовать готовые платформы BPM. Но предприятиям, уже имеющим некую историю внедрения и эксплуатации промышленных информационных систем (использующим системы ERP, системы управления контентом и пр.), придется разрабатывать дополнительные функции в имеющейся корпоративной системе. Такая интеграция позволит охватить не только сами инструменты автоматизации, но и методологию управления. Как раз в результате этого разнородные методы и модели управления окажутся сбалансированными и взаимоувязанными.

Все­-таки, когда специалисты говорят об идеологии Business Process Management, часто имеются в виду и методологии, и бизнес-системы. Значима ли для BPM информационная поддержка?

Необходимым условием при моделировании бизнес-­процессов, их исполнении, мониторинге эффективности и управлении изменениями является актуальность информации о бизнес-процессе. На каждом шаге процесса исполнителю необходима полная информация о состоянии процесса для принятия правильного решения. Владельцу процесса необходима информация о сроках выполнения задач для «проталкивания» их по процессу с максимальной скоростью.

Для всех участников бизнес-­процесса важна актуальная и своевременная информационная поддержка, которая позволяет управлять процессом в оперативном режиме.