В прошлом году была введена в промышленную эксплуатацию государственная информационная система (ГИС) ЖКХ. Это, безусловно, стало заметной вехой в развитии автоматизации государственного и муниципального управления в нашей стране. Об истории создания системы, о некоторых итогах ее использования на сегодняшний день и о планах развития на будущее рассказывает Михаил Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Intelligent Enterprise: Расскажите о предпосылках разработки ГИС ЖКХ.

Михаил Евраев: Необходимость такой системы возникла в связи с отсутствием должного уровня прозрачности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Существует множество разных сайтов с неполной, а зачастую недостоверной информацией о ЖКХ, которая путает граждан и приводит их в тупик. Кроме того, актуальная информация в режиме реального времени нужна многим органам власти для принятия управленческих решений. С учётом всего этого и было решено создать полноценный централизованный информационный ресурс федерального значения. ГИС ЖКХ призвана решить множество задач. В приоритете — поставить сферу жилищно-коммунального хозяйства под общественный контроль и провести инвентаризацию жилищного фонда страны.

Насколько государственные и коммерческие компании в России оказались организационно и методически готовы к проекту такого уровня?

По-разному. Многие — с большим пониманием и активным участием в работе. Некоторые учреждения из сферы ЖКХ показывали нежелание раскрывать информацию о своей деятельности. При этом напрямую мало кто говорит, что он против открытости и прозрачности. Как правило, всё камуфлируется под разговоры о том, как это сложно для организаций сферы ЖКХ, что будут информационные сбои, что люди не разберутся… Ну и — «давайте поменьше информации оставим в системе, а вот это уберем на потом, и так далее…» Одним словом, многим открытость и прозрачность нужны только на словах, но не на деле.

Конечно, нельзя сказать, что все критики ГИС ЖКХ являются исключительно заинтересованными лицами, всегда ведь хватает и объективных проблем, и просто скептиков, и хорошо, что такая дискуссия есть, она заставляет нас быть эффективнее и быстрее двигаться вперёд в развитии системы.

Срок запуска ГИС ЖКХ был смещен на год. С чем это связано — с неготовностью самой системы или с проблемами у конечных пользователей? Как удалось разрешить их?

Участники рынка не успевали разместить в системе всю необходимую информацию, а мы не стремились запустить механизм взимания штрафов любой ценой. Поэтому мы с коллегами из Минстроя проанализировали результаты внедрения ГИС ЖКХ в регионах и пришли к выводу, что не хотим устраивать всем шоковую терапию. Мы прекрасно понимали, какой объем данных участникам рынка необходимо внести в ГИС ЖКХ, сколько работающих в этой сфере ИТ-систем нужно интегрировать с ней и какая это трудоемкая работа для коллег. Поэтому и решили несколько сдвинуть сроки. Принятые в Госдуме соответствующие поправки предусмотрели, что срок наступления обязанности размещения информации в ГИС ЖКХ переносится на 1 июля 2017 года, а административная ответственность вводится с 1 января 2018-го, исключая города федерального значения, для которых такая обязанность наступит в июле 2019 года.

Насколько гладким был процесс внедрения системы? Какие этапы оказались наиболее сложными, а какие прошли без особых проблем?

Надо сказать, что работа была проделана колоссальная. Такие системы, как ГИС ЖКХ, обычно создаются как минимум за пять-семь лет, перед нами же стояла задача сделать её за два с половиной года. Жесткие сроки реализации проекта создавали определенные сложности в работе как для Минкомсвязи, так и для региональных органов власти и организаций сферы ЖКХ. Тем не менее все поставленные задачи на сегодняшний день реализованы, приемка системы прошла, и 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ запущена в промышленную эксплуатацию на всей территории страны.

Когда были выявлены особенности отдельных поставщиков информации и субъектов РФ, ГИС ЖКХ пришлось дорабатывать, что, в свою очередь, приводило к необходимости доработки интегрированных с нею информационных систем. Для решения данного вопроса в ГИС ЖКХ стала поддерживаться версионность изменения форматов, которая позволяет операторам информационных систем при выходе новых версий не дорабатывать свои системы в том случае, если они не планируют использовать добавленные в ГИС ЖКХ сервисы или функции, связанные с региональными особенностями.

Какими параметрами можно охарактеризовать сегодняшние достижения в сфере эксплуатации ГИС ЖКХ?

На сегодняшний день проведено более пятисот обучающих семинаров по всей стране для ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, ТСЖ, органов государственной власти и местного самоуправления. Подавляющее большинство этих учреждений уже интегрировано с ГИС ЖКХ и размещает в системе всю необходимую по законодательству информацию. В ней зарегистрировано свыше 76,5 тыс. поставщиков информации, размещены сведения о 13 млн многоквартирных и жилых домов, о более чем 19,5 тыс. выданных управляющим компаниям лицензиях, о 575 тыс. договоров управления, о более чем 263 тыс. общедомовых приборов учета, более 12,4 млн индивидуальных приборов учета и о более чем 43 млн лицевых счетов. С ГИС ЖКХ интегрировано порядка двух тысяч ИT-систем. В ежедневном режиме осуществляется передача данных об оплате жилищно-коммунальных услуг 580 кредитными организациями (банками), зафиксировано более 560 млн фактов оплаты за ЖКУ.

Удалось ли решить те задачи, которые намечались при проектировании ГИС ЖКХ?

Работы по созданию системы шли параллельно по трем направлениям: формирование нормативной правовой базы, разработка программного обеспечения, проведение организационных мероприятий по внедрению ГИС ЖКХ в субъектах РФ.

Было принято два федеральных закона и пятнадцать совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя. Таким образом, подзаконная база для ГИС ЖКХ полностью сформирована.

Что касается второго направления работ, то 28 апреля 2016 года технологическая платформа системы прошла аттестацию на предмет соответствия требованиям безопасности и была принята в эксплуатацию.

И третье направление — организационное. Во всех регионах страны проведены необходимые мероприятия для внедрения ГИС ЖКХ. В частности, с восьмидесяти одним субъектом РФ были заключены соглашения о проведении опытной эксплуатации. При этом в четырех субъектах внед­рение системы осуществлялось без участия региональных органов власти, что, конечно, создавало определенные сложности для работающих здесь организаций из сферы ЖКХ. Но в любом случае во внедрении системы были задействованы все регионы без исключения.

Каковы основные пути дальнейшего совершенствования ГИС ЖКХ?

Следует отметить, что при разработке ГИС ЖКХ мы учли все требования законодательства. Наша задача на сегодняшний день — улучшить удобство ее использования для участников рынка ЖКХ и граждан, а также подготовить необходимые аналитические формы для органов власти.

Думаю, что пройдет несколько лет, и сложно будет представить нашу жизнь без ГИС ЖКХ, так же как сегодня мы не представляем её без мобильных телефонов. Потому что это очень удобно — видеть на одном ресурсе всю информацию по своему дому, квартире и двору. Конечно, это будет значительный толчок в развитии отрасли, и мы все станем участниками грядущих перемен.

С Михаилом Евраевым беседовал научный редактор IE Яков Шпунт