Облачная концепция в принципе имеет смысл ровно настолько, насколько реальными становятся очертания прикладных сервисов, получаемых с помощью данной модели вычислений. В противном случае все разговоры об этом не выходят за рамки теории.

Стимул в появлении прикладных систем, функции которых доступны из облака, диктуется целым рядом хорошо известных преимуществ данной модели (прежде всего масштабируемостью, доступностью ресурсов и некоторыми другими), практическая востребованность которых во многом определяется только одним обстоятельством. Состоит оно в том, что сегодня вычисления непрерывно сопровождают всю жизнь общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Мы говорим о корпоративной мобильности — нетбуках, смарт­фонах, планшетных ПК, но если рассуждать в более общих терминах, речь идет о том, что большинство активных людей сейчас постоянно находятся на связи и все время имеют возможность инициировать исполнение тех или иных вычислительных функций, которые ведутся непрерывно с невиданной ранее интенсивностью. Этот сценарий в свою очередь определяет необходимость высокой доступности прикладных функций. Мы говорим также о требованиях высокой эластичности приложений, однако на самом деле за этим стоит все тот же принцип «тотальной автоматизации». Эластичность востребована постольку, поскольку информация о каждой пусть и самой второстепенной по значению транзакции, о любом действии любого реального, а зачастую и потенциального клиента должна быть оперативно обработана в ИС.

Говоря о такой тотальности, можно в качестве параллельного примера привести развитие телефонной связи. По телефону мы просто звоним. Это делают все, не слишком задумываясь при этом, выступаем ли мы в данный момент в роли работников того или иного предприятия или просто общаемся со знакомыми. Очень четкого разделения телефонных звонков на профессиональные и личные давно не существует. И в такой ситуации обойтись без централизованных сервисов и выделенных провайдеров коммуникационных услуг просто невозможно. В организациях, конечно, тоже может существовать инфраструктура распределения внутренних телефонных вызовов, и тогда формируется своего рода гибридная коммуникационная среда.

Облачная модель вычислений по сути предполагает те же архитектурные принципы. Однако здесь существует по крайней мере одно очень знаковое отличие. В случае развития классической телефонии мы всегда имели прямой переход от инфраструктурных решений к конечным сервисам. В области прикладных вычислений для того, чтобы получить сервис, надо иметь слой, реализующий платформу, а также слой прикладных систем. Да и базовая инфраструктура здесь довольно сложна, разнообразна и отнюдь не может, как в телефонии, развиваться линейным наращиванием стандарт­ных мощностей. И говоря о перспективах ИТ-сервисов из облака, подчеркнем именно этот аспект.

Путь к конечному сервису

Итак, именно в силу только что отмеченной особенности, когда мы говорим о практической имплементации прикладных сервисов в облачной среде, мы не можем обойти проблемы развития нижележащих слоев — в терминах облачных вычислений давно получивших название PaaS и IaaS.

Пока во многом идеальной моделью прикладного сервиса в облаке является модель SaaS. Это законченное прикладное решение использует преимущество облачной платформы, разрабатывается тем или иным производителем и, как правило, им же поддерживается. Из гаммы предложений Microsoft в качестве характерного (хотя и не единственного) примера можно привести Office 365. Но если бы в случае информационной поддержки бизнеса потенциальное количество востребованных сервисов было хотя бы сравнимо с тем, что мы имеем при телефонных переговорах, все SaaS-приложения были бы, я думаю, написаны и отлажены уже сейчас. И соответственно были бы решены все проблемы. Однако, к сожалению, это не так.

Из этого факта в свою очередь следует, что сегодня, думая о реализации необходимых бизнесу прикладных функций, решение класса PaaS никак нельзя сбрасывать со счетов. Создаваемые с помощью облачных платформ решения в конечном итоге могут даже более точно соответствовать требованиям конкретного бизнеса и при этом ничуть не потерять в функционале и технологичности организации их жизненного цикла. Речь здесь по сути идет о создании собственного SaaS-решения. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что ИТ-специалистам предприятия придется куда больше потрудиться, чтобы создать полноценное, надежно работающее облачное приложение. Конечно, если заказчик захочет самостоятельно строить мостик «от Paas к SaaS», он уже сейчас получает в руки мощный API и некие шаблоны облачных приложений, благодаря которым он безусловно пройдёт выбранный путь куда быстрее и получит решение достойного качества.

Однако квалификация разработчиков при этом должна быть на достаточно серьезном уровне и концентрироваться на вполне определенных технологиях. Если брать наше решение Azure, многое зависит от того, насколько правильно и насколько в полном объеме разработчики смогут воспользоваться, скажем, возможностями SQL-сервера или платформы .NET. Да и в целом по рынку упомянутый выше переход «PaaS — SaaS» остаётся в значительной степени проприетарным: использование определенных платформ предполагает применение соответствующих готовых продуктов, шаблонов и инструментов разработки.

Глубоко специализированные задачи информационной поддержки бизнеса, с технической точки зрения требующие скорее создания точечных, очень сфокусированных по функционалу ИТ-сервисов, нежели полноценных приложений, зачатую имеет смысл решать, напрямую выходя из уровня IaaS в слой прикладного функционала. Собственно все это в некоторой степени напоминает известный подход создания предельно эффективно работающих и очень компактных по размеру системных программ узкого функционального назначения, при написании которых прямое обращение к аппаратным ресурсам системы является обычной практикой.

Прикладные функции «в интерьере»

Надо сказать, что помимо разнообразия SaaS-предложений и развитых средств разработки, как правило, являющихся составной частью PaaS-платформы, степень зрелости рынка прикладных облачных сервисов также характеризуется некой сопутствующей программной инфраструктурой. В той или иной мере она необходима всегда, однако формат cloud computing требует такой инфраструктуры в особенности. Здесь имеется в виду не мониторинг и управление аппаратными ресурсами, а такие вещи, как учет потребления сервисов, различные элементы администрирования работы прикладных сервисов со стороны конечных пользователей, перенос приложений, масштабирование, управление функционированием и автоматизация механизмов их развертывания по запросу. Если мы, скажем, развертываем сложное многозвенное приложение с нуля, то это непростая задача, требующая в том числе и серьезной ИТ-поддерж­ки с обеспечением всех правил change management.

В последующем не исключено появление сопутствующих сервисов (например, в области визуализации информации или информационной безопасности), которые в силу своей универсальности могут встраиваться в работу многих прикладных облачных систем. Надо сказать, что все это не в последнюю очередь вопросы глобальной стандартизации облачных технологий и соответственно тесной координации деятельности хотя бы ключевых игроков данного рынка. Пока, как известно, это остается откровенно болевой точкой. И, значит, корпоративному пользователю приходится больше рассчитывать на то, как отдельный вендор видит для своего решения архитектуру таких сопутствующих ИТ-услуг. На рынке уже сейчас можно встретить очень разумные с моей точки зрения инициативы (например, со стороны компании Parallels), призванные стимулировать вендоров к более координированным действиям. Microsoft также двигается в этом направлении, в частности создавая решения Application Service Templete. Хотя надо честно сказать, что подобные попытки консолидации усилий пока не очень активно встречаются рынком в целом. В этом смысле мы пока находимся на ранних стадиях зрелости технологий.

Частные, публичные, гибридные…

В контексте сказанного полезно еще раз сказать и об известной классификации облачных решений, предполагающей их разделение на публичные, частные и гибридные. Нынешняя ситуация складывается таким образом, что уже вполне развитые модели и шаблоны, сопряженные с PaaS-платформой, в большей степени доступны в формате публичного облака, в то время как частные облака гораздо в меньшей степени обустроены этой важной для создания прикладных программ инфраструктурой. О последних пока больше говорят в контексте IaaS-модели, то есть как об инфраструктуре, предлагаемой в качестве сервиса. Соответственно из этого следует простой вывод: развитие прикладных сервисов частных облаков требует больших усилий и по проектированию прикладных систем, и конечно же по созданию программного кода. Иными словами, развитие частного облака на сегодня задача более трудоемкая, чем развитие решений в публичном облачном пространстве. Однако по сравнению с традиционным путем это все равно имеет целый ряд бесспорных преимуществ.

И наконец, несколько слов о гибридном облаке. Данную модель следует ассоциировать с наибольшей степенью зрелости корпоративного заказчика в отношении применения облачных технологий вообще. Безусловно она предоставляет потенциально большую гибкость, а значит, и более устойчива. Хотя наряду с еще не до конца решенными техническими проблемами интеграции здесь важно иметь своего рода «психологическую» подготовку корпоративных пользователей. То есть положение, при котором сам факт наличия внутренней и внешней ИТ-поддержки воспринимается ими не как полярные концепции, а как возможность получить оптимальный с экономической и функциональной точек зрения симбиоз решений.

Если говорить о гибридных облачных решениях сегодняшнего дня, то по нашим наблюдениям наиболее типичным сценарием является вынесение в публичное облако фронт-эндных приложений и соответственно оставление бэк-офиса в пределах периметра автоматизации. И все чаще внутри этого периметра мы видим именно частные облака, а не традиционную архитектуру. Одним из классических примеров реализации подобной политики у наших заказчиков является извест­ный публичный интернет-сервис dnevnik.ru. Весьма распространенным сценарием в наших проектах является и организация регулярного доступа к каталогам метаданных, хранящимся в Active Directory, со стороны приложений публичного облака.

Конечно, всё это по сути элементарные сценарии разделения, реализуемые при построении довольно простых схем автоматизации. В дальнейшем же мы ожидаем существенного роста интереса к гибридным облакам, которые скорее всего и будут ассоциироваться с наиболее высокоуровневыми принципами архитектуры ИТ-поддержки бизнеса в целом. Соответственно упомянутые сценарии будут становиться все более сложными и разнообразными.