«Какая самая древняя профессия в мире? — с таким вопросом экономист Лестер Туроу (Lester Thurow) обратился к своей аудитории на недавней конференции IDC Directions 2002, проходившей 3 апреля в Сан-Хосе, Калифорния. — Нет, не та, о которой вы подумали. На самом деле это занятие музыкой. На древнейших памятниках человеческой истории изображены люди, исполняющие музыку. Однако может оказаться, что через 10 лет музыкальная индустрия исчезнет». Это одно из многих остроумных наблюдений Лестера, о которых я размышлял, пересекая страну на самолете в замечательной компании из сотни подростков в возрасте 12—13 лет. Взволнованные и непоседливые, они направлялись в Вашингтон на большую экскурсию, в то время как я упорно пытался перечитать пятикилограммовый груз книг, прихваченных с собой из офиса.

Увы, никто не смог бы надолго сконцентрироваться в подобных обстоятельствах. Как только мы достигли крейсерской высоты, окружающие меня ученики вытащили свои пухлые школьные рюкзаки и стали доставать из них массу разных вещей — проигрыватели компакт-дисков, MP3-приставки, игровые консоли и в довершение всего «мусорную» пищу. Вскоре они стали активно обмениваться компакт-дисками, едой и другими вещами, среди которых были глянцевые журналы с вылизанными изображениями звезд. «Это круто. Мне нравится твоя музыка, Саммер, — сообщил сидящий рядом молодой человек, «заехав» мне между глаз в попытке передать журнал девушке, сидящей в другом ряду. — Не слушай музыку Мики. Это отстой».

Господин Туроу, что-то мне подсказывает, что музыкальная индустрия просуществует еще долго, несмотря на все нынешние треволнения, связанные с цифровыми носителями и Интернетом. Это же относится к BI (Business Intelligence) и аналитике, которые, хотя и не могут считаться самыми древними ремеслами, все же процветали в той или иной форме с незапамятных времен и применялись предприимчивыми людьми при совершении сделок. Однако, если продолжить эту аналогию на несколько тысяч лет вперед, так же, как сейчас музыка больше не исполняется с применением рогов, костей, внутренностей и шкур животных, так и BI с аналитикой вырвутся из существующей инфраструктуры, в которой сейчас производятся и развертываются программные решения, т. е. из традиционной технологии информационных хранилищ. Муза BI останется жить в других местах — частью видимых, частью нет.

Программные небоскребы

Аналитика — вот сегодняшнее «наимоднейшее» слово в области BI. Его повсеместное употребление говорит о том, что этот сектор индустрии ПО не вышел еще из фазы генерации новых заклинаний и броских словечек. Генри Моррису (Henry Morris) из IDC приписывают изобретение термина «аналитические приложения», применяемого для описания новой волны систем поддержки принятия решений, которые предлагают намного больше, чем простая генерация запросов, обеспечение доступа и создание отчетов. Множество крупных поставщиков BI-решений сошлись в борьбе за увеличение доли на рынке аналитических приложений, что ведет к понятному замешательству и заблуждениям. Пользователям следует присматриваться очень внимательно: не предлагаются ли под видом нового продукта просто по-новому упакованные знакомые BI-средства? Или это именно то, что Филип Руссом, редактор журнала Intelligent Enterprise, называет аналитическим приложением: «…оно должно обеспечивать интерактивный, динамический анализ (а не просто предоставлять статический отчет) и содержать процедуры, которые «ведут за руку» пользователя через процесс анализа — так же, как другие типы приложений автоматизируют линейные бизнес-процессы»*.


* См. Филип Руссом. «Не-аналитические не-приложения». Intelligent Enterprise № 6‘2002, с. 30.

В своей презентации на конференции IDC Directions Моррис рассказал, как в процессе создания корпоративных приложений следующего поколения аналитику объединят со службами управления контентом и поддержки коллективной работы. Этому объединению поспособствует «вертикализация», которая последует за тем, что Моррис назвал знакомой тенденцией в эволюции приложений: после начальной «горизонтальной» стадии развития инструментальных средств их начинают объединять в пакеты программ, а затем для обеспечения дифференциации и повышения ценности эти пакеты расширяют, добавляя отраслевые и характерные для того или иного бизнеса опыт и знания. Развитые корпоративные порталы, поддерживающие динамическое, основанное на ролях управление процессами, смогут обеспечить поддержку пользователей любого мыслимого уровня.

Что же останется поставщикам BI-решений? Удастся ли им конкурировать на горизонтальных и вертикальных рынках? Компании Crystal Decisions, возможно, удастся сохранить сильную позицию, отчасти благодаря ее отношениям с Microsoft и SAP AG, причем взаимосвязь с Microsoft .NET будет становиться основной по мере развития BI Web-служб. Crystal Decisions разрабатывает также вертикально ориентированные аналитические приложения. С другой стороны, SAS Institute вкладывает большие средства в создание вертикальных областей знаний, соответствующих возможностям исследования оперативных данных в программных средствах SAS. Три ключевые области специализации аналитических приложений SAS — биотехнология, планирование спроса в сетях розничных продаж и управление отношениями с поставщиками.

Прощай, финансовый директор

По мере развития XML и интеграционных подходов к управлению данными BI станет освобождаться от традиционной тесной привязки к информационным хранилищам и начнет исследовать новые аналитические области. В пределах описываемых Моррисом «интеллектуальных» корпоративных приложений BI-средства возьмут на себя согласование потоков структурированных и неструктурированных данных.

Дело в том, что многие из этих приложений попадут в руки новых хозяев — топ-менеджеров, которые видят мир не только через призму бухгалтерских отчетов. Им захочется анализировать доходность и окупаемость инвестиций в конкретные бизнес-процессы, маркетинговые кампании или другую деятельность — и все это с применением таких методик, как система взаимосвязанных показателей (balanced scorecard frameworks) и исчисление затрат по объему хозяйственной деятельности (activity-based costing).

Недавняя рецессия приучила менеджеров, ответственных за судьбу бизнеса, к мысли о необходимости новых инструментов, без которых управленцы могут серьезно отстать от конкурентов, вовремя получающих аналитические данные. Изощренные аналитические средства предоставляют намного больше информации, чем традиционные, ориентированные на бухгалтерскую отчетность поставщики BI-средств, которые до сих пор «танцуют» под другую музыку.

Дэвид Стоддер (David Stodder) — директор американской редакции журнала Intelligent Enterprise. С ним можно связаться по e-mail: dstodder@cmp.com.