Казанский вертолетный завод (КВЗ) выпускает широкий спектр крылатой продукции. Это единственный авиационный завод в России, который самостоятельно проектирует новые изделия. Мы беседуем с Дмитрием Сергеевичем Шуркиным, начальником управления ИТ Казанского вертолетного завода.

Intelligent Enterprise: Дмитрий Сергеевич, почему на предприятии было принято решение о внедрении системы "Галактика"?

Дмитрий Шуркин: Когда я возглавил ИТ-службу КВЗ в 2003 году, проблем было много. Достаточно сказать, что до меня информационными технологиями на заводе занимались три конкурирующих подразделения, каждое из которых делало это по-своему. Сейчас внедрение систем класса САПР (завод имеет лицензию на право самостоятельной разработки вертолетов), внедрение комплексной информационной системы, а также управление связью входят в компетенцию только ИТ-службы.

Завод уже больше 30 лет использует компьютерные системы и, как говорится, "набил себе шишек". На путь информатизации мы встали еще в советские времена, а лет 12 назад решили провести автоматизацию управления заводом на базе SAP R/2. Купили под эту систему мощный дорогой мэйнфрейм, лицензии, пригласили немецких консультантов, которые провели обучение персонала. Однако проект был заморожен из-за отсутствия в то время спроса на нашу продукцию (лицензии у нас до сих пор лежат). Проведенные работы показали, что вопрос не в системе, а в людях и в готовности предприятия к внедрению корпоративной системы. Сначала нужно формализовать и описать бизнес-процессы, подготовить персонал.

Поскольку завод относится к оборонно-промышленному комплексу, мы хотели внедрить именно отечественную систему. Создали координационный совет, изучили различные решения, представленные на рынке. В результате выбор остановили на "Галактике ERP" на базе СУБД Oracle, как наиболее мощной по функциональности. Сейчас мы используем версию 7.11.

Как шел проект по внедрению системы? С каких участков вы начали внедрение?

Галактику ERP мы внедряем три года. Начали с наиболее важной для нас задачи - автоматизации учета комплектующих в отделе комплектации. Проблема заключалась в том, что стоимость покупных комплектующих изделий в составе вертолета достаточно велика. Специфика производства такова, что на один вертолет приходится примерно 60 тыс. позиций деталей и агрегатов, 20% которых различаются для разных моделей вертолетов. Провести автоматизацию учета при такой широкой номенклатуре крайне сложно. Тем более что на заводе работает не так много специалистов, которые занимаются именно подготовкой производства.

Покупных комплектующих изделий при этом используется всего около 500 наименований, а средства на их приобретение составляют львиную долю затрат. Для закупки комплектующих изделий мы берем кредит, и чем больше кредитов, тем больше сумма процентов, которые мы должны выплачивать. Поэтому и появилась задача: автоматически рассчитать затраты на покупные комплектующие изделия, чтобы минимизировать размер займа и соответственно выплаты процентов по кредитам. Эта задача была успешно решена. Сейчас на базе "Галактики ERP" мы автоматизировали всю цепочку приобретения покупных комплектующих изделий: заключение договора, выписку платежных поручений, приходование на склад, разбивку на партии, планирование выдачи изделия в цех - вплоть до сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

Затем, поскольку значительная часть нашей продукции - вертолетов - идет на экспорт, то для нас важно вернуть НДС на экспортную продукцию: чем точнее мы посчитаем значение НДС, тем больше денег удастся вернуть. При этом, конечно, все расчеты должны быть доказаны, подтверждена документами вся цепочка прохождения покупных комплектующих изделий - от покупки до продажи готового изделия. Чтобы удовлетворить все требования налоговой инспекции, нам пришлось в три раза увеличить документооборот (акты, требования и т. д.), который ведется в "Галактике ERP".

Это преимущества, которые мы получили от внедрения функционала системы, который сейчас используется. Конечно, нет предела совершенству: чем больше мы работаем с "Галактикой ERP", тем яснее видим, как можно улучшить ее применение на предприятии. Информация начинает работать, когда собрана вся статистика.

Раньше производство на заводе было серийным, и вертолеты делались партиями. Теперь каждый вертолет собирается по индивидуальному заказу, и для каждого заказа мы должны рассчитать себестоимость. "Галактика ERP" поддерживает производственный заказ и работу с партиями комплектующих, но некоторые отчеты нам пришлось дописать самостоятельно - благо система эта позволяет. В результате появилась возможность отслеживать, какое количество покупных комплектующих изделий ушло на каждый заказ. Помогает и взаимодействие с корпорацией "Галактика", которая с каждой новой версией расширяет возможности системы.

Что мешает ускорить внедрение системы?

Прежде всего, человеческий фактор. Руководство подразделений часто не хочет переходить на новые технологии, из-за чего сроки внедрения обычно увеличиваются на 60-80%. Плюс не хватает людей. Ведь мои сотрудники - это внедренцы, специалисты, которые работают с персоналом завода, показывая технологии использования системы. Они работают на стыке производства и ИТ-технологий. К сожалению, таких специалистов практически нигде не учат, нам приходится искать среди десятков обычных инженеров тех, кто понимает логику производственных процессов и разбирается в ИТ. Считаю, что ИТ-специалистов нужно "выращивать" именно на предприятии, потому что они должны знать, как работает их фабрика или завод. Сейчас, например, передо мной встала проблема перехода на подготовку электронной документации. Кто должен ее готовить - конструкторы или ИТ-специалисты? Сегодня этим занимаются мои специалисты и делают это уже лучше конструкторов.

С другой стороны, людей для внедрения системы требуется достаточно много, а вот заниматься поддержкой ее эксплуатации могут уже один-два человека. Если же привлекать стороннюю организацию, возможна другая проблема: сроки, договор. Нам, правда, систему "Галактика ERP" на КВЗ помогает внедрять фирма АБАК - партнер корпорации "Галактика", и проблем не возникает.

Как вы строите взаимодействие с поставщиком услуг по внедрению?

Когда мы приступаем к выполнению нового этапа, мы приглашаем специалистов АБАК. Они выполняют обследование тех бизнес-процессов, которые мы планируем перенести в систему. По результатам обследования они предлагают вариант возможного отображения бизнес-процессов в "Галактике ERP". Затем наступает этап настройки системы, демонстрации ее нам и совместного внедрения. Внедренцам приходится работать с каждым пользователем: "Сделай вот так. Тебе же будет удобнее. Не забудь нажать вот эту кнопку". И специалисты АБАК в период внедрения сидят вместе с моими людьми. Да, это дорого, но лучше, чем набирать на это время сотрудников в мой отдел. Подход специалистов АБАК к выполнению пусконаладочных работ в лучшую сторону отличается от подхода многих, особенно московских, консалтинговых фирм. Благодаря АБАК система работает именно так, как нам надо.

Как ваша корпоративная система будет развиваться дальше?

Сейчас мы занимаемся автоматизацией системы снабжения и пытаемся, как и в работе с покупными комплектующими изделиями, охватить всю цепочку. Если работы по отделу комплектации мы разбили на несколько этапов - сначала автоматизация складского учета, потом бухгалтерии, потом объединение этих подсистем, - то сейчас мы хотим все сделать в один этап. Правда, есть некоторые трудности: нужно в каждый цех и отдел поставить компьютеры, провести сети. Кроме того, сейчас завод не возвращает затраты по НДС на материалы. Для решения этой задачи нам придется еще в разы увеличить объемы документации. Зато затем мы вплотную подойдем к управлению по концепции ERP, так как вся информация по деталям и затратам уже будет собрана.

В ближайшем будущем ожидается также автоматизация управления персоналом, расчета заработной платы. Сейчас зарплата считается на старой системе, которая была внедрена еще лет десять назад на мэйнфрейме.

Так что планов по автоматизации на заводе много. Необходимо внедрить модуль "Основные средства", так как с них тоже платятся налоги. Есть идея автоматизировать цех автотранспорта, запустить систему "Управление ремонтами", может быть, заняться автоматизацией производства. Как видите, задач у меня - на несколько лет вперед.