Из года в год общие акценты в обсуждении проблем внедрения ИТ постепенно меняются. Это стало особенно заметно в последние три месяца, которые были отмечены не только несколькими большими ИТ-выставками, ориентированными на корпоративного заказчика, но и рядом крупных форумов поставщиков технологий уровня предприятия.

В сентябре такие форумы, собравшие по нескольку сотен участников, провели российские представительства компаний SAP AG и Navision. Подобные мероприятия — это всегда демонстрация новых продуктов, новых внедрений и разработок местных партнеров. Но день сегодняшний имеет и еще одну ключевую особенность: инициатива в пропаганде решений все более явно отдается клиентам.

Особенно ярко эта тенденция проявилась на форуме SAP. История массового внедрения R/3 насчитывает у нас в стране пять-шесть лет, но только сейчас набралась некоторая критическая масса опыта, позволяющая сообществу потребителей ИТ задавать тон в обсуждении всего спектра проблем комплексной автоматизации во взаимосвязи. Ведь речь в данном случае идет не столько об историях успешных внедрений и даже не о привычных проблемах проектов автоматизации (выражающихся в недостаточном внимании руководства, ограниченности проектных ресурсов или неподготовленности кадров). Заказчики крупных корпоративных систем наконец вышли на тот уровень, который позволяет им самим формировать мнение внутри собственного сообщества относительно приоритетных задач информационной поддержки, где по определению задействован целый арсенал продуктов и технологий. Более того, к их мнению начинают очень внимательно прислушиваться поставщики решений. Два-три года назад такое трудно было даже представить.

Данная тенденция настолько значима, что во многом способна изменить привычное распределение ролей между вершинами треугольника поставщик — интегратор — заказчик, которое, в свою очередь, и определяет архитектуру проектов корпоративной автоматизации.

Две осенние выставки — SofTool и “Управление”, о которых мы довольно подробно рассказывали, продемонстрировали одну новую особенность. Впервые одним из самых распространенных инструментов продвижения корпоративных решений стал тщательно подобранный материал по примерам внедрений. Важно, что за подобной маркетинговой политикой скрывается не стремление выставить напоказ success stories, а скорее желание передать ключевым заказчикам, уже имеющим собственный критический взгляд на вещи, инициативу по организации более глубокого и разностороннего обсуждения тех или иных решений внутри отрасли. В такой ситуации поставщики частично выпускают рычаги маркетинга из рук, зато им открываются новые пространства для отстаивания собственных позиций.

Мероприятия конца осени внесли в общую картину новые штрихи. Середина ноября прошла под знаком системной интеграции и корпоративной системы Baan. Более чем значительное внимание на прошедшей в Москве конференции “Дни Baan” было уделено докладам, представленным пользователями данной ERP-системы. А это сплошь и рядом предприятия бывшего оборонного комплекса со сложнейшими производственными задачами и богатой корпоративной культурой в области АСУ. Результирующий вектор всех выступлений с точки зрения авангарда корпоративных клиентов здесь также просматривался отчетливо и хорошо укладывался в русло изложенных выше тенденций. Цели комплексной автоматизации, стоящие перед производством, равно как и методы их достижения, выходят далеко за границы тех вопросов, на которых еще вчера концентрировалась вся пресса, прислушиваясь к точке зрения поставщиков. Становится все яснее, что главным генератором идей системной интеграции с точки зрения достижения бизнес-целей конкретного клиента должен выступать сам клиент.

В новых условиях, наверное, должна переосмысливаться и роль системного интегратора. Одна из основных целей конференции “Информационные технологии для бизнеса”, которую провела компания TopS Business Integrator, состояла в том, чтобы донести до существующих и потенциальных клиентов компании смысл концепции бизнес-интеграции. Бизнес-интеграцию компания Tops BI понимает как возможность решить бизнес-задачу клиента, а не способность выбрать оптимальное техническое решение.

За этим, казалось бы, тривиальным тезисом кроется масса нюансов, касающихся состояния дел на проектном рынке России сегодня. Но главное заключается в том, что концепции системной интеграции также начали меняться, и меняться не в последнюю очередь благодаря новому уровню понимания задач отечественными заказчиками.