Сегодня очень распространено заблуждение, касающееся прикладного ПО, о том, что его можно легко модифицировать для поддержки самых разных бизнес-процессов. Как подтвердит большинство ИТ-специалистов, это далеко не так. В области ПО управления цепочками поставок (supply chain management, SCM) это заблуждение может привести к проблемам - с точки зрения как ИТ, так и бизнес-процессов. Стандартное SCM-решение предназначено, чтобы поддерживать поставку сырья, и распределение готовой продукции самым эффективным и рентабельным способом. А если использовать ту же организацию процессов и SCM-технологии для поддержки обратных операций в цепочке поставок, чем грешат многие компании, это противоречит естественному потоку SCM-процессов и приводит к большим проблемам.

Обратные цепочки поставок

Что такое обратные операции в цепочке поставок? Это возврат непроданных товаров от розничных продавцов и из каналов дистрибуции поставщику, либо возврат использованных продуктов от потребителей для повторного использования или утилизации. Есть два основных пути возврата товаров: по обратной цепочке поставок они могут поступать на склады непроданных товаров в центрах дистрибуции или отправляться прямо в центры утилизации. Проблема возникает тогда, когда по обратной цепочке поставок пытаются пополнить запасы вышестоящих складов или центров дистрибуции, используя SCM-технологии и процессы, ориентированные на прямые поставки.

Прежде чем показать, почему возникают проблемы, надо сначала напомнить стандартные функции SCM-системы, которые оптимизированы для продвижения товаров.

Перемещаясь по цепочке от производства к потребителю через различные каналы дистрибуции, товары проходят через многочисленные распределительные центры. При этом можно выделить четыре типа процессов.

  1. Концентрация - это агрегирование на крупном складе товаров от различных производителей. Транспортировка множества небольших партий от многих производителей слишком затратна. Число категорий и вариантов каждого вида товаров в супермаркетах огромно, и если бы каждый товар доставлялся отдельно, затраты на транспортировку подняли бы его цену на недосягаемую высоту.
  2. Распределение - это разбиение агрегированного товара на меньшие партии в соответствии с потребностями регионов. То есть оптовые партии, поступившие от производителей, делятся на партии, размер которых оптимизирован для целей транспортировки.
  3. Индивидуализация предусматривает отбор различных категорий товаров и создание наборов, соответствующих предпочтениям конкретных розничных торговых точек, причем размер партии должен быть достаточным, чтобы транспортировка была рентабельной.
  4. Отправка - это доставка индивидуализированных наборов товаров в розничные торговые точки.

SCM-система, ориентированная на прямые поставки, построена так, чтобы минимизировать затраты на операции и транспортировку между производством и розничными точками. И SCM-системы должны поддерживать эти функции. Иначе, чтобы должным образом заполнить полки товарами, розничному магазину пришлось бы размещать тысячи заказов и управлять ими. Концентрация, распределение, индивидуализация и распределение позволяют магазину обойтись всего несколькими транзакциями. Такой принцип сокращения общего количества транзакций лежит в основе логистики, обеспечивающей работу стандартного SCM-решения.

Но проблема в том, что процессы обратной поставки товаров просто не могут быть сведены к вышеприведенным. Например, размер партий товара, отправляемых из распределительного центра в розничные точки, стандартизирован и позволяет оптимизировать расходы и максимально увеличить рентабельность при прохождении через различные этапы дистрибуции. Но при возврате непроданных продуктов с полок розничного магазина редко удается собрать партию стандартного размера. "Неправильные" партии создают проблемы. На оптовом складе их сложно получать, обрабатывать и складировать. Не избежать и сложностей с переводом возвращенных товаров в общий пул складских запасов.

В подавляющем большинстве традиционные процессы цепочки поставок не рассчитаны на работу с готовыми товарами. Цепочка поставок - это отлаженный механизм, ориентированный на прямые поставки. Чем дальше непроданные товары перемещаются против "течения" цепочки поставок, тем сложнее становится их обрабатывать и учитывать. Ситуация в точности напоминает попытку плыть против течения!

Стоимость обратных поставок

Экономия от возврата непроданных товаров - хорошая идея, но сама по себе она бесполезна. Ведь доставка непроданного товара тоже имеет свою стоимость, которая запросто может съедать экономию от его возврата.

Необходимы механизмы, обеспечивающие эффективность работы обратной цепочки поставок. Их отсутствие приводит к неутешительным результатам. Инициативы по реализации обратных цепочек поставок обещают значительную экономию, но при этом не учитываются затраты на обработку непроданных товаров, движущихся против течения цепочки, предназначенной для прямых поставок. Поскольку каждый узел в цепочке дистрибуции рассматривается как самостоятельный центр затрат, совокупная стоимость владения (total cost of ownership, TCO) обратной цепочкой поставок, охватывающей многие организации, практически никогда не оценивается. TCO в этом случае включает затраты на возврат товаров из розничных магазинов, обработку на оптовых и дистрибутивных складах и, наконец, сбор и перенаправление в стандартные SCM-процессы. Поэтому, как и для прямой цепочки поставок, для обратной должны быть разработаны метрики оценки TCO.

Традиционные метрики работы цепочки поставок ориентированы на то, чтобы минимизировать время оборота денежных средств (деньги, полученные от продаж, снова как можно быстрее используются для оплаты поставок) и максимально сократить время простоев в цепочке поставок. Наконец, они позволяют освобождать и возвращать в оборот денежные средства, "замороженные" в основных средствах. С другой стороны, не существует никаких стандартных метрик обратной цепочки поставок, которые позволили бы оптимизировать процессы и измерять их производительность.

Несколько простых решений

На самом деле решить проблемы логистики в обратных цепочках поставок не так уж сложно. Одна компания, с которой я сталкивался, для решения этой задачи привлекла стороннюю логистическую компанию, которая занялась возвратом непроданных товаров из различных розничных точек и стала формировать из таких товаров партии стандартных размеров. Далее партии стандартного размера отравлялись в соответствующий центр дистрибуции как входящий заказ от обычного производителя товара. При этом работа "прямых" SCM-процессов (и поддерживающие их технологические решения) не нарушилась, ведь цепочке поставок не приходится обрабатывать товары, движущиеся против течения.

С общефинансовой и бухгалтерской точек зрения процесс также был упрощен: возвращенные товары списывались и переводились в стандартные складские запасы. При этом надо сказать, что затраты на возврат товаров средствами сторонней компании оказались больше, чем стоимость движения непроданного товара по прямой цепочке поставки против ее нормального течения. Однако при расчете полного TCO на единицу товара (как проданного, так и нет) использование прямой цепочки поставок для возврата оказалось дороже - даже если не учитывать качественных факторов, таких как избавление от неудобств с транспортировкой и обработкой возвращаемых товаров.

Универсальные SCM-решения

Однако это не всегда просто реализовать в реальности. Такие простые решения, в которых для обратных процессов задействуются прямые бизнес-процессы и технологии, выполнимы только при условии, что вся цепочка поставок рассматривается как единый организм, а не как совокупность отдельных центров затрат. Именно поэтому требования к информационным системам поддержки цепочек поставок сейчас изменяются. Многие компании стремятся найти универсальные технологии, которые позволяют развертывать в том числе и обратные SCM-решения, способные снизить затраты на транзакции в расчете на единицу товара как в прямом направлении, так и обратном. Однако в этой части поставщики SCM-систем пока отстают от запросов рынка. Ведь реализовать такую логику непросто.