Мы не знаем универсальных рецептов, но стремимся рассказывать о передовых подходах к решению насущных проблем в области ИТ. В частности, мы любим обращаться к западному опыту, который принято считать прогрессивным. Если заглянуть на сайт CIO.com, то можно обратить внимание, что модное слово «йога» в последние годы стало очень близким сердцу американского CIO. На самом деле на Западе йоги нет, а в журнале Intelligent Enterprise теперь есть, потому что ректор Открытого Йога-Университета Вадим Запорожцев согласился поведать нам, что думают йоги о кризисе и управлении персоналом в условиях турбулентности.

Интервью с Вадимом читайте на сайте iemag.ru в рубрике «Антикризис» в ближайшее время.

Разразился так долго ожидаемый кризис. Чудес в экономике не бывает, и нельзя долго жить в виртуальном пространстве привлечения средств; надо еще уметь с умом тратить их на что‑то осязаемое. Нынешний кризис — это кризис сознания, как бы сказали йоги, кризис восприятия мира. Самые страшные последствия от таких кризисов сознания, как учит нас история, это паника, которая в свою очередь порождает вполне конкретные деструктивные действия. Тогда кризис сознания превращается в кризис энергии, то есть в реальное уничтожение экономики. Бизнесмен, поддавшейся панике, как правило, сам рушит свой бизнес неуместными действиями. В йоге говорится: «Не так бойся раздражающих тебя факторов, как своей собственной неадекватной реакции на эти раздражители». Иначе говоря, в первую очередь бойся самого себя и своего страха. В викторианскую эпоху если в море на корабле возникала паника, капитан имел право застрелить главных паникеров, чтобы паника не захлестнула всех, так как в противном случае вообще никому не спастись.

Паника в бизнесе приводит к тому, что не понятно, чем заниматься, во что вкладывать: в золото, нефть, доллары или монгольские тугрики. Йога нам говорит, что самые беспроигрышные инвестиции — это инвестиции в людей. Всё во Вселенной, в том числе развитие бизнеса, определяется двумя силами — энергией и сознанием. Персонал, находящийся в вашем распоряжении, вне зависимости от того, хороший он, как вам кажется, или не очень, — это живые люди, бессмертные души, если угодно. Каждый человек внутри себя обладает и энергией, и сознанием; в каждом заложен огромный потенциал. Всё дело в том, чтобы и сам человек, и те, кто им руководит, правильно этот потенциал использовали, но это задача скорее руководителя. Бывают, конечно, товарищи, которым «где бы ни работать, лишь бы не работать», но это другой разговор.

Известно, что все проблемы — от людей, но от них же приходят и все решения. Люди по‑настоящему способны разрешить самую неразрешимую ситуацию. Поэтому желательно все‑таки попытаться сохранить коллектив и не менять без крайней необходимости ляпкина на тяпкина.

Есть такой распространенный, особенно в нашей стране, подход: преодолевать все кризисные ситуации за счет людей. Не хватает денег? Давайте урежем сотрудникам зарплату. Лучше не стало? Ну, тогда всех, кого можно, уволим. А в случае чего других наберем — какая разница?!

Но, похоже, это самый плохой и бесперспективный вариант поведения работодателя. Есть такое понятие в западных бухгалтерских отчетах: «Good will». Это чисто экономическое понятие, которое помогает отразить то неуловимое, что из фирмы делает живой организм, способный к росту, а не просто набор из оборудования, технологий и списка наработанных клиентов. Именно сложившийся коллектив создает то, что потом и отражают этим термином. Потому что нельзя механически поменять одних людей на других, ожидая, что всё снова будет по‑прежнему. Между людьми есть слишком много «невидимых связей», которые по сути и поддерживают то, что мы называем организацией. Именно эти «невидимые связи» образуют атмосферу коллектива. Если она устойчивая и благоприятная, каждый сотрудник может раскрыться, а значит, будет гораздо меньше внутреннего саботажа. Когда этого нет, люди могут формально соблюдать правила игры, бесконечно улыбаться друг другу и даже вроде как исполнять надлежащие обязанности, но дело стоит на месте и толку никакого нет.

Если люди, несмотря на кризис, убеждены, что их не «кинут», и верят в общее дело, в них просыпаются скрытые способности, они придумывают нестандартные схемы и предлагают интересные решения, которые в том числе позволяют сократить расходы. А в развитии и обслуживании информационных систем есть огромное пространство для творчества и оптимизации. Живое отношение к людям — оно же и обратное отношение к делу. И самым волшебным образом иногда решаются трудности.

Часто мы бездумно копируем западные модели ведения бизнеса. Вот рынок труда, вроде бы этих уволил, других набрал… «Ты — мне, я — тебе»; «бизнес, ничего личного». Но, как правило, этим ничего не решить. Тактически, может быть, такой подход что‑то и дает, но стратегически он безусловно проигрышный. Да, сегодня у меня нет денег, чтобы платить зарплату, и я увольняю, но завтра могут появиться новые задачи — непаханое поле. Хорошо, если поток людей на рынке велик, но даже в таком случае ставить абы кого с улицы на ключевые позиции — это всегда риск того, что затея будет провалена. Совсем другое дело, когда есть надежный людской ресурс.

Важнейший принцип йоги гласит: «Никогда и никому не причиняй вреда без крайней на то необходимости: ни словом, ни мыслью, ни делом, а если возможности не приносить вреда нет, то поступай так, как велит твой долг». Мы не можем полностью исключить вред из жизни, этого нам не дано, но мы можем его уменьшить. Действительно, бывают ситуации, когда приходится увольнять, но делать это надо с минимальным количеством вреда, так, чтобы в случае необходимости можно было обратно принять на работу ранее уволенных. Не всегда, правда, ясно, что будет бóльшим вредом для человека — уволить его или дать ему возможность продолжать работать. Но этот вопрос лучше решать с позиции стремления к добру. Ведь доброму человеку (бизнесмену) и Вселенная благоволит.