Подавляющее большинство компаний (по данным нашего исследования — около 2/3) в 2009 г. сократили свой ИТ-бюджет. Причем в большинстве случаев произошло сокращение как операционного бюджета, так и бюджета на развитие. Это совершенно понятно: в условиях кризиса компании вынуждены жертвовать скоростью и качеством развития. Естественно, адекватно бюджету изменилась и тактика развития в области ИТ.

В нынешней ситуации можно выделить два критичных фактора влияния.

1. Фактор времени. Изменения бизнес‑среды сейчас слабо предсказуемы, мы, по сути, не можем более-менее четко спрогнозировать, какая бизнес‑ситуация нас ждет через полгода. Поэтому сейчас необходимы быстрые решения, рассчитанные на тактический временной отрезок. «Сейчас необходимо думать о том, что даст эффект уже завтра, а о далеком будущем можно подумать потом, — сказал в интервью нашему журналу генеральный директор завода «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» Кирилл Соловейчик. — Сейчас нужны те ИТ-проекты, которые прямо предоставят бизнесу возможность легче пройти сложные времена. Именно прямо, а не косвенно, потому что косвенное влияние, как правило, растянуто во времени. Необходимо время, чтобы косвенные улучшения повлияли на компанию, а времени сейчас как раз нет. Значит, сейчас нужны короткие проекты, которые при достаточно небольших вложениях дадут как можно больший результат».

2. Фактор денежных средств. Резко повысившаяся стоимость денег не дает возможности восполнять их недостаток за счет кредитов. Это приводит к серьезному давлению на бюджеты ИТ-проектов. Кроме того, предполагаемый срок окупаемости ИТ-инвестиций (пусть и не формально рассчитанный, а интуитивный) часто был слишком велик. Очень часто инвестиции в ИТ предполагалось окупить за три — четыре года. В результате в условиях возросшей стоимости денег многие ИТ-проекты стали нерентабельными.

Скорость в несколько раз важнее качества

Эти факторы, на наш взгляд, неизбежно ведут к пересмотру тактики развития ИТ и отношения к временным, промежуточным решениям.

Надо сказать, ИТ-директора и до кризиса в тех или иных условиях применяли временные и недорогие решения. Например, об этом говорила в интервью Марина Аншина, директор по ИТ «СИБУР — Русские шины»: «Наш подход такой: надо решать насущные проблемы, а не откладывать их в долгий ящик. Если это обоснованно, то использовать временные решения, даже ставить какие‑то заглушки и дорабатывать их по мере возможности, но двигаться в сторону решения задач бизнеса. При этом всегда необходимо сохранять баланс между сроком использования решения, преимуществами для бизнеса и затратами на него».

На наш взгляд, сейчас возможен только такой подход — решать важные проблемы быстро. Сейчас наступил период недорогих, пусть временных и частичных, но все‑таки быстрых решений поставленных задач. Оказывается, что скорость в несколько раз важнее качества, а значит — приходит время «ИТ-заплаток» и «ИТ-заглушек».

Понятно, что в некоторой степени это отклонения от общей стратегии развития ИТ‑систем в компании. И конечно, надо следить, чтобы они не слишком шли вразрез с нею. Но тем не менее сейчас наступил такой этап развития бизнеса, что проект, заканчивающийся быстро, обычно успешен, даже при проблемах с качеством, и не успешен, если сроки затянулись, даже при высоком качестве.

Решения с более длительным жизненным циклом

Но это верно в целом. А в конкретной ситуации возможна и иная тактика. В каких же случаях более правильно ориентироваться на короткие и временные решения, а в каких — на решения с более длительным жизненным циклом? Мне кажется, на ИТ-решения с более длительным жизненным циклом сейчас имеет смысл ориентироваться лишь в двух случаях. Первый вариант — проблема денег в бизнесе компании не так уж и остра. Компания либо обладает необходимым запасом ликвидности, либо работает в той нише рынка, где эти проблемы не сказываются столь сильно.

Вариант второй — ИТ напрямую включены в цепочку создания добавленной стоимости (как это происходит в банках) либо являются основой предоставляемого сервиса. При этом недостаточное качество временных решений будет напрямую транслироваться клиентам. И хотя определенное снижение качества продукции и услуг в условиях кризиса практически неминуемо, все‑таки серьезные проблемы с качеством и последующее недовольство клиентов — очень серьезный аргумент против «ИТ-заплаток».