В последнее время в ИТ-прессе повышенным вниманием пользуется тема ИТ-аутсорсинга. Она широко развивается на Западе, но в Россию приходит с большим скрипом и невероятными проблемами. Собственно, суть ИТ-аутсорсинга состоит в том, что компания передает во внешнее управление ряд ИТ-процессов, которые традиционно были внутренними. К ним относятся процессы поддержки клиентов, поддержки инфраструктуры, поддержки и обслуживания центров обработки данных (ЦОД), поддержки и обслуживания бизнес-приложений (программ) и т. д. Многие из этих процессов, которые ранее были уникальными и инновационными, теперь стали общепринятыми (commodities). Для компаний в условиях усиливающейся конкуренции и финансового кризиса эффективнее концентрировать свои управленческие усилия на основных направлениях деятельности (core business activities) и отдавать в аутсорсинг все, что прямо не относится к основному способу зарабатывания денег. Для ИТ-компаний аутсорсинг — это возможность гарантированно долго зарабатывать деньги от клиента при понятных прогнозируемых издержках, особенно если объем проекта по обслуживанию ИТ-процесса включает в себя поставку и сервис оборудования, то есть процессы, которые на российском ИТ-рынке достаточно хорошо отлажены. И казалось бы, если все так хорошо складывается, рынок должен быть взорван количеством предложений и подписанными контрактами. Но почему‑то этого не происходит.

Я много раз участвовал в проектах, в которых предпринимались попытки передачи части сервисов на аутсорсинг. Поэтому могу открыто поделиться своим опытом в этой области.

Представьте себе бизнес-компанию со своим ИТ-отделом. Там, предположим, трудится сотрудник Вася, который получает 2000 долл. в месяц и обслуживает почту компании. Предположим, что мы как раз рассматриваем проект по передаче на аутсорсинг почты. Наличие Васи в компании стоит компании денег. Каких? Конечно же, дороже зарплаты (составляющей 24  000 долл. в год). Компания платит за Васю налоги, на него приходится доля аренды дорогого офиса, есть затраты на его тренинги и т. д. В расчетах, которые я когда‑то делал для своей компании, получалось, что стоимость Васи для компании в год составляла 75  000 долл. США.

Когда мы запрашиваем у ИТ-компании предложение по аутсорсингу почты, выясняется, что этот сервис, во‑первых, стоит гораздо дороже, во‑вторых, клон Васи тратит при этом на нашу же компанию гораздо меньше времени, чем тратит Вася, нанятый на работу внутрь компании. Это происходит потому, что тот клон Васи, который должен заниматься в компании-аутсорсере нашим обслуживанием, стоит компании столько же, сколько Вася стоит клиенту. Но помимо этого аутсорсеру нужна прибыль, которую он и закладывает поверх тех же самых затрат. В результате компания-аутсорсер приходит к клиенту и предлагает тот же сервис, который клиенту стоит 75  000 долл., за 100  000 долл.

Конечно же, при попытке продать такой сервис клиенту нормальный финансовый директор и даже нормальный ИТ-директор перенаправляют это прекрасное и конкурентоспособное предложение в корзину или в шредер. Так работает аутсорсинг по‑русски. Более того, люди, которые продают этот аутсорсинг, ходят между ИТ-компаниями и не моргнув глазом говорят владельцам, что уровень цен на рынке для подобных предложений — именно 100  000 долл. Они правы, за исключением того, что рынка нет, так как по этой цене никто ничего никогда не купит.

Что же сделать для того, чтобы купили? Все просто. Если бы данный квалифицированный клон Васи сидел не в дорогом офисе в Москве, а в дешевом в Твери, Томске или Саранске, если бы квалификация его была выше на порядок, что позволило бы ему обслуживать не 30 серверов, как Вася, а 300, если бы компания-аутсорсер внедрила систему мониторинга, позволяющую клону Васи обслужить не 300, а 3000 серверов почты, тогда компания могла бы выдать на рынок продукт с себестоимостью 30  000 долл. и, добавив 100% прибыли за 60  000 долл., подать клиенту предложение. И тогда все были бы счастливы. Так происходит на Западе. Поэтому там компании-клиенты идут на ИТ-аутсорсинг. Потому что он реально дешевле. Потому что квалификация ИТ-штата у аутсорсера высокая, системы мониторинга — лучшие, какие средний клиент не может себе позволить, затраты — низкие. И именно потому, что русские ИТ-компании воспринимают аутсорсинг как попытку хоть как‑то срубить дополнительных денег, не занимаясь финансовой эффективностью ИТ-процессов, аутсорсинг не приживается в России и представляет собой сейчас выведенные в отдельные юридические лица ИТ-подразделения крупных бизнес-клиентов.

Остается надеяться, что русские ИТ-компании поумнеют и, набрав штат профессиональных специалистов, научатся считать деньги, как свои, так и своих клиентов. До этого момента я считаю разговоры об аутсорсинге в России несерьезными.