В достопамятные времена семи-восьмилетней давности, когда компьютерная техника поставлялась в нашу страну, так сказать, "валом", никаких проектов в нынешнем понимании этого слова не было и в помине. Соответственно не было и понятия корпоративного стандарта ни на технику, ни на программное обеспечение.

Позже, когда начали складываться отдельные рынки настольных компьютеров, серверов, сетевого оборудования и периферии, появились проекты и реальная системная интеграция. Вместе с этим все более четко проступали контуры формирующихся корпоративных стандартов на отечественных предприятиях.

Один из примеров подхода к информационным проектам вообще и к подбору оборудования в частности являет опыт деятельности Департамента информационных технологий телевещательной компании CTC, которая за несколько лет, по заявлению ее сотрудников, смогла практически с нуля оснастить свой офис самым современным оборудованием и соответственно решить проблемы информационного обеспечения на должном уровне функциональности и надежности.

Надежность техники - понятие относительное

Вначале несколько общих замечаний, касающихся особенностей информационной поддержки работы СТС. "Все сетевое и практически все серверное оборудование работает у нас 24 часа в сутки, семь дней в неделю и может не выключаться месяцами. Это связано со спецификой работы компании. Когда заканчивается телевещание на Дальний Восток, начинается трансляция московских телепередач, и так в непрерывном режиме", - говорит директор Департамента информационных технологий СТС Александр Декевич. Из этого непосредственно вытекает необходимость очень высокой надежности ключевых компонентов системы, малой вероятности отказов на клиентских рабочих местах и, конечно же, высокий уровень требований к качеству предоставляемого поставщиком сервиса.

На основе таких достаточно общих и в то же время жизненно важных для бизнеса положений, понятных высшему руководству компании, и происходит постепенное формирование корпоративного стандарта.

"Что касается ключевых компонентов корпоративной сети, то здесь мы однозначно можем использовать сетевое и серверное оборудование только от ведущих производителей: Compaq, Hewlett-Packard, Cisco, 3Com и некоторых других, -- утверждает Александр Декевич. -- В отношении рабочих станций требования, естественно, менее жесткие".

Набор серверных компонентов в компании CTC вполне традиционен. Это почтовые и файловые серверы, а также серверы резервного копирования, функционирующие на платформе Compaq ProLiant. Информационные потоки в организации чрезвычайно интенсивны. "Кроме собственно передачи нашей продукции в виде телевизионного сигнала по спутниковым каналам, каждый день у нас идет огромный информационный обмен с региональными партнерами по бизнесу, - поясняет г-н Декевич. - Здесь задействованы и текстовая, и графическая информация, исходящая из офиса либо поступающая к нам (преимущественно в виде электронной почты). Одновременно с этим у нас весьма значительный телефонный трафик". Сетевое оборудование в СТС представлено коммутаторами Catalyst серии 5000 и серверами удаленного доступа компании Cisco.

В качестве рабочих станций после достаточно скрупулезного исследования было решено использовать компьютеры отечественного производства фирмы Inpro Computers; этот выбор тоже диктовался соображениями профессиональной деятельности CTC. В телекомпании используется порядка 100 настольных компьютеров, 14-15 из которых функционируют практически круглосуточно, а остальные представляют собой основной рабочий инструмент сотрудников в течение рабочего дня. Такую загрузку можно, наверное, считать более интенсивной, чем "среднеофисная". Соответственно возрастает и уровень запросов к качеству работы и обслуживания данной техники.

В то же время требования к надежности рабочих станций оказываются, естественно, несколько более мягкими, чем к центральному оборудованию, о котором мы говорили выше. И это сразу расширяет возможную базу для выбора. По всей видимости, одной из первых и наиболее очевидных альтернатив для любой компании становится выбор между компьютерами отечественного производства (среди которых можно еще выделить некую элитную группу) и техникой зарубежных вендоров, представленной в основном наиболее известными в мире торговыми марками.

"Проведя анализ, мы пришли к выводу, что рабочие станции таких производителей, как Hewlett-Packard, Compaq и т.д. могут оказаться лучше по каким-то параметрам надежности, однако они, несомненно, и дороже, -- говорит Александр Декевич. -- Кроме того, мы заказываем технику с материнскими платами производства Intel определенных форматов и конфигурации. Таковы наши требования. Зарубежные поставщики по отношению к ним оказываются менее динамичны. Нужной нам продукции в данный момент на складе может не оказаться, и это создает некоторые неудобства. В то же время мы заинтересованы не только в компьютерах, но и в сервисе, который поставляется вместе с ними. У нас нет свободного времени, чтобы в случае необходимости поехать на склад к поставщику. Мы платим на условиях того, чтобы оборудование поставлялось непосредственно к нам в офис".

В рассматриваемом случае надежность клиентского оборудования подразумевает использование материнских плат определенных форматов и процессоров фирмы Intel. Иными словами, более мягкие требования к этой технике позволяют ориентироваться не на определенных производителей компьютеров, а на производителя комплектующих. Это, в свою очередь, расширяет возможности для поиска конечного продукта на рынке и, как мы видим, позволяет не только выиграть в цене, но и максимально удовлетворить потребности компании в качестве сервиса.

"В процессе эксплуатации всего парка настольных компьютеров в течение нескольких лет случались определенные сбои, носящие, впрочем, некритичный характер, -- говорит г-н Декевич. -- Тем не менее весь предыдущий опыт общения с данной техникой безусловно не заставляет нас думать о ее замене".

Еще раз подчеркнем, что классическая концепция корпоративного стандарта включает в себя обязательные требования к функциональности плюс, как правило, компромисс между параметрами надежности и ценой. При этом, как мы уже сказали, оборудование по требованиям к нему разбивается на ряд категорий, и, конечно же, учитывается специфика работы организации. В данном случае, исходя из конкретных требований к отказоустойчивости того или иного класса компьютерной техники и уровню предоставляемого сервиса, была принята вышеописанная спецификация. В других условиях она могла оказаться совсем другой. На отечественном рынке предлагается большое количество техники на основе комплектующих тайваньских производителей, многие из которых, впрочем, также считаются весьма респектабельными. Практически все ведущие отечественные производители компьютерной техники, включая и Inpro Computers, поставляют на рынок вполне надежные серверы различного уровня. Некоторые предприятия выбирают их в качестве основы своего центрального оборудования. Немало среди отечественных компаний и таких, которые предпочитают полностью закупать технику только западного производства, включая и серверы, и рабочие станции. Все зависит от сочетания вышеуказанных факторов и частично (правда, в последнее время все реже) от амбиций и личных пристрастий руководства компаний.

Компьютер + телефон - еще не компьютерная телефония

В компании CTC используется не только компьютерная сеть, но и построенная в соответствии с новейшими техническими достижениями цифровая инфраструктура телефонии. Имеется, естественно, и собственная структурированная кабельная система (СКС) в масштабах офиса, а следовательно, есть повод сказать несколько слов на тему, которая обсуждается чуть ли не наиболее часто из всех "сетевых" тем: интеграции компьютерных и телефонных служб.

Начнем с того, что несколько лет назад уровень компьютеризации офиса СТС был крайне примитивен, и все необходимо было начинать практически с нуля. Стало быть, над компанией не довлел груз так называемых унаследованных систем, и все последующие проектные решения диктовались исключительно текущими задачами, без учета совместимости с техникой предыдущего поколения.

"Некоторые организации пытаются сэкономить на проекте как таковом, заказывая типовые решения. Это ошибочный путь, -- комментирует проблему в целом Александр Декевич. -- Всегда требуется по крайней мере предварительная и вместе с тем очень серьезная проработка корпоративного масштаба. Проект в любом случае очерчивает основные решения, позволяет детализировать перечень задач, сроки выполнения, оценить используемые ресурсы. Поэтому проект нужен всегда".

По мнению директора Департамента информационных технологий СТС - которое, впрочем, можно считать наиболее распространенной точкой зрения, - основное время в корпоративных проектах занимает монтаж системы питания и СКС. "От качества выполнения этих работ зависит очень многое", -- полагает г-н Декевич.

Для организации питания в телекомпании СТС со стороны "Мосэнерго" подведен второй независимый фидер. Это по сути решает проблему бесперебойного снабжения электроэнергией, что, как известно, есть неотъемлемая часть почти каждого корпоративного проекта. И если в большинстве случаев успешно используются ИБП большой емкости (иногда в сочетании с дизель-генераторами), то в данной ситуации решение абсолютно иное. "Мы не можем положиться в нашей работе на автономные ИБП, потому что потребление энергии просто громадное", -- утверждает Александр Декевич. В то же время в компании, безусловно, есть локальный резерв в виде ИБП малой емкости для части рабочих станций и, разумеется, всех серверов.

Компьютерный и телефонный интеграционные проекты для СТС выполняли независимо две компании: соответственно RPI и ADP. Об оборудовании, поставленном RPI в ходе проекта, мы уже упоминали: это серверы Compaq ProLiant, сетевое оборудование Cisco и рабочие станции Inpro Computer Systems. RPI в свое время выиграла тендер на построение корпоративной сети, предложив наиболее устраивающее CTC решение. Необходимо особо подчеркнуть, что оба проекта велись одновременно, а монтаж всей СКС, включая прокладку оптоволоконного кабеля под компьютерную сеть, осуществляла компания ADP. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что компьютерная и телефонная офисные системы концептуально тесно интегрированы. "Оба проекта (связанные как с телефонией, так и с построением компьютерной корпоративной сети) представляют собой ключевые по значению для компании решения, - утверждает Александр Декевич. -- Из-за специфики нашей работы мы имеем весьма значительные информационные потоки в форме как телефонных переговоров, так и передачи данных".

О передаче данных, преимущественно при помощи электронной почты, мы уже говорили выше. Что же касается телефонии, приведем, чтобы не быть голословными, несколько конкретных цифр. В среднем за месяц рабочие контакты сотрудников компании занимают 8-9 тыс. минут тарифицированных разговоров в пределах России, а также с европейскими странами и Америкой. Факт необходимости параллельного развития компьютерной и телефонной офисных систем в организации, деятельность которой связана с огромным количеством постоянно поддерживаемых внешних контактов, признается руководством информационной службы СТС и вряд ли будет кем-то принципиально оспариваться.

Эта задача выводит нас на тему компьютерной телефонии, или компьютерно-телефонной интеграции (CTI - Computer Telephone Integration), которая сейчас, еще раз подчеркнем, очень популярна. Соответственно на рынке сегодня существует большой выбор технологических решений этой проблемы, отвечающих самым взыскательным требованиям. В настоящее время, кроме аналоговых, появилось большое количество цифровых телефонных аппаратов. Помимо уже привычных пользователю ISDN-телефонов, на рынке предлагаются IP-телефоны, Ethernet-телефоны, самостоятельно "упаковывающие" голос в соответствующий формат передачи данных компьютерных сетей. Кроме того, CTI-платы расширения, также в ассортименте имеющиеся на российском рынке, позволяют придать компьютеру все возможности виртуального телефонного аппарата. С другой стороны, цифровые ATC, ставшие стандартом de-facto во многих российских компаниях, аккумулируют в себе все большее количество интеллектуальных функций, соперничая тем самым с компьютерными платформами. Нередко в качестве АТС стали использоваться и ПК-серверы, а сетевое оборудование содержит порты для подключения аналоговых телефонов. Технологическая сторона всех этих решений подробно описана в многочисленных обзорах в специализированных журналах.

В компании СТС используется уже ставшая довольно популярной в России УАТС Definity производства Lucent Technologies и телефонные аппараты той же фирмы. Продукты серии Definity знамениты именно своей функциональностью при обработке телефонных сообщений. "C помощью телефонного оборудования Lucent можно сохранять голосовые сообщения, переадресовывать их, выстраивать произвольные маршруты, организовывать автоответчики - иными словами, делать с ними все что угодно, -- поясняет Александр Декевич. -- Это абсолютно надежное решение, которое полностью обеспечивает потребности в телефонной связи при условии нормальной работы телефонного провайдера. Ни одно сообщение, как внутри офиса, так и приходящее извне, не может быть потеряно". Но несмотря на то, что в Definity заложен мощный функционал CTI, в рассматриваемом нами случае телефонная система технологически независима от компьютерной: последняя не участвует в обработке звонков. "На мой взгляд, классические CTI-расширения присутствуют там, где используется недостаточно современное телефонное оборудование, -- говорит директор Департамента информационных технологий CTC. -- Количество функций, которые заложены в телефонную систему, стоящую у нас в офисе, позволяет реализовать практически любые решения, а компьютерно-телефонную интеграцию мы воспринимаем с точки зрения удобства и рациональности использования. Например, каждому сотруднику в Definity обеспечивается приблизительно 2 часа на электронный автоответчик, и расширять его за счет введения IP-телефонии еще, скажем, на 1,5 часа вряд ли целесообразно". К потенциально реализуемым, но невостребованным в настоящее время возможностям следует отнести, например, запись телефонных разговоров на сервер в виде сообщений голосовой почты.

Добавим еще, что согласно классическим представлениям, концепция CTI, которая предполагает активное участие компьютерного оборудования в обработке поступающих звонков, действительно, как правило, задействована в организациях, в которых основной упор делается на общение с многочисленными клиентами, а не с партнерами по бизнесу, как в CTC. Поэтому подход телекомпании к данному вопросу выглядит вполне логичным.