Лет пять назад мы со съемочной бригадой телевизионной программы "Компьютер" снимали видеоряд для сюжета об Интернете. Оператор быстро установил камеру, приготовили свет и звук, но начать съемку удалось лишь полчаса спустя, так как соединение с провайдером никак не хотело устанавливаться. Когда герой нашего сюжета оказался, наконец, в Интернете, он продемонстрировал нам следующее: взяв микрофон и включив подключенные к компьютеру звуковые колонки, он что-то набрал на клавиатуре и начал разговаривать, как по телефону, с приятелем, живущим где-то в Европе. Так я впервые увидела, как работает Интернет-телефония. В то время технологию передачи голоса через Интернет многие рассматривали как игрушку или баловство.

Но вскоре ряд западных компаний, и среди них Dialogic (http://www.dialogic.com), разработали и выпустили устройства, позволяющие подключать компьютер к телефонной станции. Это дало возможность разговаривать с помощью обычного телефона, подобно тому, как это делалось через Интернет. В распоряжении человека оказался новый вид связи.

Казалось бы - зачем? Телефон сегодня есть у подавляющего большинства населения, и позвонить куда-либо не представляет затруднений. Однако, если у человека есть выбор, что может быть лучше? Тем более в России, которая развитыми телекоммуникациями совсем не избалована.

Российская компания "Тарио" (http://www.tario.ru, http://www.tario.net) с момента своего возникновения не только обратила внимание на новую технологию, но и начала ее досконально изучать. В результате в 1997 году "Тарио" создала первую часть сети, организованной как содружество людей, имеющих соответствующим образом оборудованный компьютер. Новый способ позволил звонить другу из Москвы в Нью-Йорк или, скажем, в Новосибирск. Несмотря не некоторую экзотику, решено было построить на основе данной технологии хорошую разветвленную коммерческую сеть IP-телефонии по России, с выходом за ее рубежи.

В 1997 году "Тарио" получила лицензию Министерства связи, заключила ряд партнерских соглашений и приступила к построению сети IP-телефонии Tario.Net. Прошла опытная эксплуатация, и с мая 1998 года компания начала официально продавать новую услугу пользователям. Для этого были выпущены телефонные карточки, отчасти похожие на те, что выпускают сегодня Интернет-провайдеры. Чтобы воспользоваться услугами сети Tario.Net, достаточно было иметь под рукой телефон с тональным набором. Пользователям минута разговора по Tario.Net обходилась значительно дешевле, чем по обычным телефонным линиям. К слову сказать, количество клиентов сети в кризисную осень 1998 года не сократилось.

Сегодня по сети Tario.Net можно позвонить в Пермь и в Одессу, в Казань и в Иркутск, в Челябинск и в Петропавловск-Камчатский, в Саратов и во Владивосток. А кроме того - в некоторые города стран СНГ, в Прагу, Нью-Йорк, Мюнхен, Франкфурт и Сан-Хосе.

С технической точки зрения сеть Tario.Net выглядит так. Партнеры компании устанавливают у себя узел связи IP-телефонии. Это аппаратно-программный комплекс, предлагаемый компанией "Тарио". Аппаратная часть включает современные модификации процессоров обработки голосовых сигналов DM3 IPLink и платы телефонного интерфейса Dialogic D41 или D160.

Последние несколько лет в качестве IP-сервера "Тарио" и ее партнеры предпочитают использовать промышленные компьютеры компании Advantech (http://www.advantech.com). Уже тот факт, что эта фирма ориентируется на рынок изделий для промышленного использования, где предъявляются весьма строгие требования к отказоустойчивости, надежности и безопасности, сыграл весомую роль при выборе поставщика "железа" в этом проекте; кроме того, существенно, что 60% поставок своей продукции Advantech осуществляет в Америку и страны Европы.

Компьютеры в промышленном исполнении в России редко поражают красотой: грубовато сделанный прямоугольный ящик изначально имеет вид прибора, отработавшего десяток лет в нелегких полевых условиях. Однако у Advantech даже промышленное шасси отличается хорошим дизайном, что делает IP-сервер при прочих несомненных достоинствах весьма привлекательным внешне.

Компьютер фирмы Advantech обеспечивает работу 120 цифровых каналов и четырех аналоговых, воспользоваться которыми могут 10-15 тысяч абонентов. Есть и более мощные модели, но на практике пока хватает от 8 до 30 каналов, которые обслуживают от одной до пяти тысяч абонентов. Легко монтируемый в стойку, такой компьютер служит прочным и надежным узлом связи в сети.

Программная часть комплекса разработана специалистами компании "Тарио". Необходимость отечественной разработки была вызвана тем, что западное ПО рассчитано в основном на работу с новыми коммуникациями, а в России чаще используются старые, что приводит к неправильной работе оборудования.

Пакет прикладных программ комплекса состоит из ПО модуля речевого сервера и программ управления, администрирования и мониторинга. Благодаря использованию стандартного протокола Н323 данное ПО совместимо с аналогичными комплексами производства других компаний. Это позволяет применять аппаратно-программный комплекс "Тарио" в любых сетях Интернет телефонии.

Таким образом, узел связи состоит из:

1. IP-шлюза (IP-сервера), где происходит соединение с сетями ТфОП, оцифровка аналоговых сигналов, формирование, компрессия/декомпрессия голосовых пакетов, прием и передача их по заданному маршруту.

2. Модуля администратора сети GK (GateKeeper). Его функции: централизованная адресация (маршрутизация) между IP шлюзами, мониторинг и администрирование системы, работа с биллинговой системой.

3. Биллинговой системы. Ее функции: аутентификация, авторизация и учет звонков абонентов, создание планов нумерации, система взаиморасчетов, ведение базы данных.

В качестве каналов, соединяющих узлы между собой, используется либо Интернет (если он не перегружен), либо выделенный канал, арендуемый у "Ростелекома". Мониторинг сети Tario.Net осуществляется из единого центра в Москве, находящегося в компании "Тарио". Дежурный специалист постоянно контролирует у себя на экране состояние всех серверов и в случае неполадок производит удаленное восстановление связи.

На сегодняшний день в сети Tario.Net, созданной на базе технологии VoIP (Voice over IP), действуют более 80 узлов связи. Пользователям, помимо экономии денег на междугородних звонках, это дает целый ряд удобств, включая роуминг более чем в 30 городах России.

В планах компании "Тарио" - дальнейшее увеличение протяженности сети путем заключения новых партнерских соглашений с операторами связи. А какой оператор не мечтает сегодня об увеличении числа клиентов?