Потребности предприятия

Целлюлозно-бумажный комбинат в г. Сегежа на севере Карелии - крупнейший в России производитель мешочной бумаги и бумажных мешков. В 1998 году, после тяжелого производственного кризиса, тянувшегося несколько лет, на предприятии было введено внешнее управление. Поставив перед собой цель возрождения производства, новое руководство сосредоточило свое внимание на организации системы сбыта продукции, финансах, управлении персоналом, выработке стратегии технического перевооружения и реструктуризации предприятия. Для успешной работы предприятия требовалась система управления, позволяющая оперативно получать информацию о реальном состоянии дел в области сбыта и финансов.

Профиль клиента

Компания:
Сегежский ЦБК

Местонахождение:
г. Сегежа, Карелия

Число сотрудников:
более 5000 чел.

Руководитель:
Василий Преминин, генеральный директор;
Дмитрий Зуев, коммерческий директор

Проблема:
Потребность в системе управления, позволяющей оперативно получать информацию о состоянии дел на предприятии

Профиль партнера

Компания:
"Неосистемы Северо-Запад"

Местонахождение:
Петрозаводск

Число сотрудников:
более 70

Решение:
Разработка и внедрение АСУП для "Сегежского ЦБК"

Для создания такой информационной системы руководство ОАО "Сегежский ЦБК" привлекло местную компанию - "Неосистемы Северо-Запад" из Петрозаводска. По словам Дмитрия Зуева, коммерческого директора Сегежского ЦБК, "решающую роль в выборе партнера для осуществления данного проекта сыграли, с одной стороны, большой внедренческий опыт компании "Неосистемы Северо-Запад", с другой стороны - функциональность предлагаемой ею системы при меньшей стоимости проекта по сравнению с аналогичными столичными и тем более западными решениями".

ООО "Неосистемы Северо-Запад"

Компания предоставляет комплекс услуг по созданию и развитию АСУП: предпроектный анализ, проектирование , реализация автоматизированной системы, ввод ее в действие и сопровождение, а также услуги в области бизнес-консалтинга и постановки управленческого учета. Персонал компании насчитывает более 70 специалистов различного профиля. В числе клиентов компании - Сегежский ЦБК, Беломорско-Онежское пароходство, ЗАО "Петрозаводскмаш", АО "Карелэнерго", ОАО "Электросвязь", ТЦМС № 23 (филиал АО "Ростелеком") и другие предприятия Республики Карелия.

Для того, чтобы автоматизированная система органично вписалась в общий план стратегического развития предприятия, специалисты "Неосистем" предложили решение "из одних рук". Выступив в роли разработчиков системы, они взяли на себя оптимизацию бизнес-процессов в рамках проекта и услуги собственно по автоматизации системы управления. Это обстоятельство значительно снизило риски идеологической нестыковки задач развития управленческих функций с внедряемыми автоматизированными технологиями.

По итогам обследования предприятия были сформулированы производственно-хозяйственные, научно-технические и экономические цели и критерии развития АС. Исходя из этих целей, были определены базовые функции и с помощью системного анализа построены модели бизнес-процессов. Были определены и конкретные задачи, от решения которых зависел успех проекта, и процедуры их пошаговой реализации. Для повышения производительности управленческого труда необходимо было сократить количество выполняемых вручную и дублируемых операций, ускорить ввод данных. В результате совместной работы "Неосистем" и специалистов заказчика планировалось отработать алгоритмы действий персонала по работе с потоками информации и обеспечить руководству Сегежского ЦБК оперативный доступ к достоверной и качественной информации, представленной в наиболее удобных для управленческого персонала форматах.

Ход проекта

Автоматизированные системы управления предприятием - это всегда результат совместной работы заказчика и разработчика. Система способна помочь руководителям принимать решения только при правильной постановке управленческих задач. Поэтому заинтересованность руководства - необходимая составляющая успешной реализации проекта. Для определения политики в области автоматизации на комбинате был создан "Комитет по автоматизации" во главе с генеральным директором, Василием Премининым. Важную роль в реализации проекта сыграли коммерческий директор Дмитрий Зуев, его заместитель Рустам Чемеринский, главный бухгалтер комбината Лилия Жигалова.

В ходе первой очереди проекта, которая заняла восемь месяцев, были автоматизированы функции учета финансово-расчетных операций в бухгалтерии и финансовом отделе и функции учета сбыта готовой продукции.

На предприятии была создана необходимая информационная инфраструктура. Удаленные здания (всего 13) были подключены к единой волоконно-оптической магистрали (протяженность смонтированных оптических линий составляет более 5 км). Реализован проект СКС в здании заводоуправления, насчитывающей 415 точек подключения. Вычислительная техника была подключена к сети выделенного электропитания. Кабельные системы построены оборудовании фирмы AMP. Для заводоуправления создана полностью коммутируемая ЛВС емкостью около 200 активных портов (в ней используется оборудование фирмы 3Com). Разработан технический проект корпоративной распределенной сети предприятия, которая составляет часть автоматизированной системы управления предприятием, начаты работы по его реализации. Создана подсистема доступа в Интернет, построенная на оборудовании Cisco.

Автоматизированная система работает под управлением ОС Microsoft Windows, в ней используются СУБД MS SQL Server, средства групповой работы Lotus Domino/Notes и пр. Бизнес-приложения разработаны на основе программной платформы 1С:Предприятие для SQL (компоненты "Бухгалтерский учет" и "Оперативный учет"). Аппаратная часть системы включает серверы Compaq ProLiant и ПК Compaq Deskpro.

На заключительном этапе было проведено обучение пользователей, опытная эксплуатация системы и ее окончательная донастройка, после чего система была принята в промышленную эксплуатацию.

Результаты

Поскольку автоматизированную систему предполагается развивать и дальше, полный эффект от ее внедрения пока не достигнут. Однако реализация первой очереди проекта уже позволяет говорить о положительных результатах. Так, автоматизация учета на складе готовой продукции обеспечила руководству комбината достоверную, регулярно обновляемую информацию, которая стала основой для принятия оперативных решений о продажах готовой продукции и планирования производства на перспективу. Начальнику подразделения больше не нужно тратить свое дорогостоящее время, пересчитывая продукцию на складе и сверяя ее с документами; все необходимые сведения можно получить в электронной или печатной форме из базы данных.

На повышение управляемости предприятия серьезно повлияли анализ и частичная реорганизация бизнес-процессов.

В ходе проекта были автоматизированы два крупных информационных процесса. Первый - это управление продажами (сбыт готовой продукции). Он включает следующие функции:

  • оформление и ведение реестров договоров, экспортных контрактов, дополнительных соглашений, приложений на поставку продукции (возможен экспорт документов в MS Word);
  • формирование заявок для позаказного производства;
  • учет готовой продукции на складах по рулонам и по кипам (бумага - 10 параметров учета на каждый рулон; мешки - 6 параметров на каждую кипу-упаковку);
  • отслеживание движений готовой продукции по складам: перемещение, списание на собственные нужды, по фактам недостачи, возврат на производство, инвентаризация, изменение качества продукции;
  • выписка разнообразных документов: приказ-нарядов на отгрузку (реализована возможность оформления отгрузки автотранспортом, по железной дороге, водным транспортом), весовых листов, коносаментов, таймшитов, манифестов на грузы, расписок, пропусков. Заполнение бланков: железнодорожных накладных по России, на экспорт, на контейнеры, на контейнеры на экспорт, на Финляндию;
  • выписка счетов на оплату, проформ, инвойсов;
  • учет поступления платежей: банк, касса, векселя, сертификаты.

Второй блок - управление финансовыми ресурсами - включает следующие функции: ведение Главной книги; кассовые операции (в режиме реального времени); ведение банковских счетов, связь с программой "клиент-банк"; учет финансовых средств в нескольких валютах; учет векселей и сертификатов.

Работа по созданию АСУП на "Сегежском ЦБК" продолжается. В дальнейшем планируется расширение функциональности системы для планирования производства и отгрузки, улучшение качества финансовой отчетности, обеспечение аналитическими средствами качества принятия управленческих решений и др.

Сегежский ЦБК

Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат был основан на севере Карелии, в городе Сегежа в 1939 году. Крупнейший в России производитель мешочной бумаги и бумажных мешков. Численность работающих - более 5000 чел. В год комбинат выпускает 200 тыс. т мешочной бумаги, 200 млн. шт. мешков и до 220 тыс. т сульфатной целлюлозы.