Страховая компания НАСТА, созданная в ноябре 1993 года, работает как с гражданами, так и с организациями. Государственные лицензии дают ей право осуществлять 62 вида страхования, включая проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. НАСТА поддерживает 64 филиала и более 220 представительств по всей России, а в 2006 году планирует довести количество филиалов до 70. Это одна из самых динамичных компаний на отечественном рынке страховых услуг.

Развитие бизнеса, как правило, означает прием на работу новых сотрудников и организацию для них рабочих мест. В определенный момент здание, в котором размещался центральный офис страховой компании НАСТА в Москве, стало слишком тесным, поэтому компания арендовала два дополнительных помещения и вывела туда часть подразделений. Эта мера была временной -- вскоре центральный офис должен въехать в новое, более просторное здание. Но она потребовала реализации проекта, который получит дальнейшее развитие при решении других, более масштабных и долгосрочных задач.

Задача

Подразделения, выведенные за пределы главного здания, естественно, оказывались вне его локальной сети, и требовалось какими-то другими средствами обеспечить им доступ к справочно-информационным ресурсам компании, корпоративным базам данных, документам, программным системам. От идеи использовать виртуальную частную сеть (VPN) пришлось отказаться -- для этого понадобились бы очень быстрые (и, как следствие, дорогие) каналы связи. Дело в том, что "отселенные" сотрудники должны были, среди прочего, работать с учетной программой "1С:Бухгалтерия", а ей, как любому приложению с архитектурой "клиент--сервер", необходимо передавать через сеть весьма значительные объемы информации.

Более удачным вариантом представлялся терминальный доступ, при котором создаваемый трафик намного меньше, поскольку между рабочим местом пользователя и центральным сервером передается не информация из базы данных, а только нажатия клавиш на клавиатуре и перемещения мыши в одну сторону и изменения картинки экрана -- в другую. "Реально, -- рассказывает директор департамента ИТ компании НАСТА Георгий Власкин, -- у нас был выбор: Microsoft Terminal Server в чистом виде или он же с установленным поверх него специализированным ПО компании Citrix. И остановились на втором, поскольку у Citrix есть ряд плюсов, особенно в отношении администрирования и прав доступа".

Проект

Проектировал и создавал систему терминального доступа для компании НАСТА системный интегратор "Крок" -- "золотой партнер" Citrix. Работа началась с того, что ИТ-отдел заказчика сообщил интегратору, какие программные продукты ему нужно опубликовать на терминальном сервере и поддержку какой специфической техники понадобится при этом обеспечить. Важнейшими публикуемыми ресурсами были упомянутая "1С:Бухгалтерия", различные справочно-информационные системы, включая базу нормативных документов "Консультант Плюс", а также корпоративная ИС собственной разработки ИТ-отдела НАСТА, которая внедряется в настоящее время. Что же касается используемого в компании оборудования, то в основном оно совершенно стандартное.

В ответ "Крок" сформировал предложение по программному и аппаратному обеспечению, стоимости, срокам и так далее, проверил в своем центре компетенции работоспособность решения и возможность доступа через Citrix к информационным ресурсам НАСТА. Далее последовали заключение договора на выполнение проекта, поставка оборудования, закупка лицензий на ПО Microsoft и Citrix. Затем в офис НАСТА приехали специалисты "Крок", установили и настроили систему, после чего сотрудники подразделений, выведенных в другие здания, получили доступ к ресурсам, необходимым им для работы.

"Сложностей как таковых у нас не было, -- замечает Георгий Власкин. -- Конечно, при использовании любой терминальной технологии неизбежны некоторые проблемы с принтерами. Это общеизвестная основная точка напряжения во всяком подобном проекте. Но и они были быстро решены".

Основным элемент реализованной системы -- терминальный сервер Citrix Presentation Server 3.0 Enterprise Edition, работающий под управлением ОС Microsoft Windows 2003 (с функцией Terminal Server). С ним интегрированы корпоративные приложения, которые сделаны доступными с терминалов, а защищенный доступ к этим приложениям обеспечивает шлюз безопасности -- Secure Gateway для Citrix Presentation Server. Реализованные в нем механизмы защиты позволяют подключать терминалы по любым каналам связи, включая публичные сети (в частности, Интернет). Аппаратной платформой для всего комплекса служат четыре машины IBM: на двух, образующих так называемую серверную ферму, установлены Presentation Server и приложения, на двух других, объединенных с применением технологии балансировки нагрузки (NLB -- Network Load Balancing), -- компоненты Web Interface и Secure Gateway.
Использование оборудования IBM является в НАСТА корпоративным стандартом, а необходимую аппаратную конфигурацию рассчитали специалисты "Крок" в соответствии с рекомендациями Citrix. На данный момент серверная ферма в состоянии поддерживать 60 одновременно работающих сотрудников, что примерно соответствует их нынешнему количеству в удаленных офисах. В ближайшее время она будет расширена -- об этом чуть ниже. Парк рабочих станций компании, который также на 90% состоит из компьютеров IBM/Lenovo, недавно был обновлен, и основная их конфигурация сейчас -- это процессор Celeron с 256 Мбайт памяти. Установка терминального ПО на эти машины не представляла проблемы.

Взаимодействие между пользовательскими терминалами и сервером Citrix происходит по защищенному терминальному протоколу SSL, который поддерживает шифрование данных, контроль целостности сообщений, идентификацию серверов и (в качестве опции) клиентов в канале TCP/IP. Для работы по этому протоколу на терминалах должны быть установлены SSL-сертификаты, с помощью которых они аутентифицируют сервер и генерируют сеансовый ключ для симметричного шифрования всех передаваемых данных. Большинство рабочих мест, подключенных к серверу Citrix, -- стационарные, и находятся они внутри одного домена Windows. Сертификаты были розданы им автоматически (в системе есть такая возможность). Последовательность действий при запуске приложения с терминала в точности совпадает с той, которая применяется для его локальной версии. Скорость выполнения большинства стандартных операций с точки зрения пользователя практически не изменилась. Конечно, в определенных случаях -- например, при печати документов -- возможны задержки, связанные с недостаточной шириной канала связи, но в целом работа сотрудников вполне комфортна.

Результаты и перспективы

"У меня есть определенный опыт в области терминальных технологий, и я не могу сказать, что у данного проекта были какие-то выдающиеся особенности, -- говорит Георгий Власкин. -- Шла нормальная, стандартная, пожалуй, даже рутинная работа. Но с ее помощью мы решили нужную задачу: сотрудники, работавшие в одном офисе, спокойно переехали в другой и работают там". При этом не потребовалось строить или арендовать каналы связи с большой пропускной способностью -- взаимодействие между центральным сервером и терминалами происходит по каналам 256--512 кбит/с с одновременной передачей голоса.

Так как проект был невелик и носил локальный характер, для обслуживания терминальной системы не потребовалось выделять особого сотрудника: со всеми текущими задачами сегодня справляется один из администраторов, который занимается еще и другими вопросами. Он не проходил специального обучения работе с продуктами Citrix, а просто ознакомился с инструкциями. Сопровождение системы со стороны "Крок" ограничивается телефонными консультациями, которых, как показывает практика, вполне хватает. Однако в самое ближайшее время все это должно в корне измениться: проект станет масштабным, возможно, сложным и почти наверняка интересным в техническом отношении, а его поддержка потребует больше ресурсов.

После того как центральный офис НАСТА въедет в новое здание, все его сотрудники вновь окажутся в одной локальной сети, и система терминального доступа освободится для решения других задач. Можно будет предоставить обслуживание по информационным ресурсам крупным агентским офисам в Москве, а в ходе дальнейшего развития проекта планируется распространить его на филиальную сеть компании.

Как уже говорилось, сейчас в НАСТА внедряется корпоративная информационная системы, которая опубликована на терминальном сервере, -- пока только в Москве, но уже в этом году начнутся работы в региональных подразделениях компании. Филиалы будут подключаться к корпоративной мультисервисной сети, а их ранее самостоятельные базы данных -- сливаться с единой центральной. Филиалы получат возможность работы с общими бизнес-приложениями в режиме терминала. Чтобы это обеспечить, понадобится в несколько раз увеличить размер инсталляции Citrix, для чего придется расширить серверную ферму. Соответственно вырастут объем и сложность операций по поддержке системы. По-видимому, как считает Георгий Власкин, потребуется выделенный администратор, прошедший обучение и отвечающий только за Citrix. Нужен будет и новый договор на сопровождение, предусматривающий в определенных случаях не только консультации по телефону, но и выезд специалистов.

Терминальный доступ для сотрудников небольших агентских офисов в регионах -- это отдельная задача. Крупные филиалы подключаются к корпоративной мультисервисной сети по защищенным выделенным каналам, которые уже сами по себе обеспечивают безопасный доступ к данным. Но филиалы в таких городах, как Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород и ряд других, создали собственные удаленные офисы, у которых нет выделенных линий для доступа в корпоративную сеть (организовывать их экономически нецелесообразно), но есть подключение к Интернету. В процессе обслуживания клиентов агентам, работающим там, нужно обращаться к своим пакетам страховых договоров, возможно, продлевать какие-то из них и т. д. Значит, для них (точно так же как для мобильных пользователей) потребуется обеспечить защищенный обмен информацией через публичные каналы связи.

Здесь найдут применение многочисленные механизмы аутентификации пользователей и защиты трафика, имеющиеся в Citrix. Возможности у них очень широкие -- например, Secure Gateway способен проверять не только сертификаты, установленные на компьютеры (как это происходит сейчас), но и "зашитые" в аппаратные USB-ключи. Чтобы получить доступ к своим данным и приложениям, нужно вставить такой ключ в компьютер -- и, разумеется, ввести правильное имя и пароль. Однако это в перспективе, а на данный момент внимание всех подразделений сосредоточено на переезде. "Терминальные технологии Citrix помогли нам грамотно спланировать и осуществить перемещение сотрудников из одного офиса в другой", -- говорит Георгий Власкин.