В конце 2004 года в Казахстане заметно выросла активность на рынке телекоммуникационных сервисов. При этом увеличился спрос на такие услуги, как аренда каналов междугородной и международной связи и построение мультисервисных корпоративных сетей. Это и явилось причиной масштабной модернизации сетевой инфраструктуры национального оператора связи «Казахтелеком», задачи которого заключались в увеличении пропускной способности сети и организации единой транспортной среды для передачи различных трафиков — телефонного, данных и трафика корпоративных клиентов. К настоящему времени сеть передачи данных Kazakhstan Online включает в себя 211 узлов связи, расположенных в восемнадцати городах, и охватывает 112 населенных пунктов Казахстана.

Либерализация
телекома

О том, чтобы модернизировать свою инфраструктуру, руководство «Казахтелекома» задумалось после того, как в Петропавловске был успешно реализован проект построения городской сети доступа оператора связи на базе технологии MetroEthernet, позволивший агрегировать ресурсы локальных Ethernet-сетей. Это решение в ближайшее время планируется растиражировать и на остальные города Казахстана.

Еще одной важной предпосылкой стал процесс либерализации телекоммуникационной отрасли страны, инициированный ее правительством в 2004 году, благодаря чему частные операторы получили равные с «Казахтелекомом» права на предоставление услуг международной и междугородной связи абонентам региона. Процесс либерализации, начавшийся после принятия закона Республики Казахстан «О связи», положил начало основному этапу формирования правовой базы развития конкуренции на рынке. Компаний, заявляющих о своем желании оказывать услуги в области обеспечения международной и междугородной связи в Казахстане, становится все больше — на сегодняшний день их семь. Однако влияние на рынок «Казахтелекома» особенно чувствуется в районах сельской местности, где развитие телекоммуникаций силами только частных предприятий практически невозможно по причине больших расстояний и малой плотности населения. В сфере интересов «Казахтелекома» по-прежнему оставался ряд социальных программ, напрямую связанных с развитием ресурсов сети Kazakhstan Online, — прежде всего создание национальной информационной супермагистрали и ввод в эксплуатацию национальной сети передачи данных.

Ориентиры
на мультисервисы

Проанализировав тенденции современного телекоммуникационного рынка и функциональные характеристики представленных на сегодняшний день альтернативных решений и технологий, ИТ-специалисты «Казахтелекома» отдали предпочтение инновационной технологии MPLS, которая ориентирована на работу в многопротокольных IP-сетях и позволяет создавать магистральные сети с богатыми возможностями в области управления трафиком и высоким качеством сервиса.

Основные ориентиры, касающиеся эксплуатационных характеристик и топологии IP/MPLS-сети, были определены «Казахтелекомом» еще при разработке условий предоставления конкурсной документации. Среди общих требований было выделено соответствие компаний — производителей оборудования международным сертификатам качества ISO 9001: проектируемая мультисервисная система IP/MPLS должна была обеспечивать совместимость решений по комплексу систем с имеющимися оборудованием и технологиями, обладать возможностью дальнейшего развития и модернизации, в том числе расширения функциональности и количественных характеристик.

MPLS на основе
«оптики»

Проект реализовался поэтапно. При этом на каждом этапе были задействованы команды специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя: по итогам открытого конкурса, проведенного ЗАО «Казахтелеком» в январе 2005 года, выбор был остановлен на российском системном интеграторе «Энвижн Групп». Важным моментом реализации основного проекта по созданию магистральной сети передачи данных на основе IP/MPLS-протокола было то, что исполнитель обеспечил полномасштабное сопровождение на всех этапах его жизненного цикла и круглосуточную техническую поддержку. Кроме того, на заключительном этапе была организована централизованная система управления сетью передачи данных.

В качестве первичной транспортной сети для мультисервисной системы использовалась существующая оптическая сеть SDH «Казахтелекома». Это позволило не только повысить эффективность уже имеющихся технологических ресурсов заказчика, но и наиболее рационально распорядиться бюджетом проекта. Для построения сети с обеспечением соответствующей функциональности, производительности, отказоустойчивости, уровня готовности, масштабируемости, безопасности и качества обслуживания, а также экономии ресурсов оператора использовалась следующая архитектура:

• транспортное ядро на базе технологии DPT, обеспечивающее полную отказоустойчивость и высокое быстродействие;

• IP/MPLS-ядро на логическом уровне с поддержкой виртуальных частных сетей (ВЧС), качества обслуживания и механизмов управления трафиком для быстрого и безопасного развертывания сервисов;

• оборудование Cisco 12006 GSR как решение для узлов в Астане, Алматы и Актобе и устройства Cisco 7206, выполняющие роль опорных маршрутизаторов в остальных узлах сети.

Физическая топология сети представляет собой кольцо с несколькими радиальными ответвлениями. В качестве первичной среды для ее построения используется оптическая SDH-сеть с полосой пропускания STM-4. Для сопряжения мультисервисной системы с городскими сетями доступа предполагается на основе коммутаторов третьего уровня Catalyst 3550 построить специализированный сегмент доступа. Узлы в кольце объединяются высокоскоростными волоконно-оптическими каналами связи на скоростях от 622 Мбит/с (STM-4), а специализированный протокол IPS обеспечивает отказоустойчивую работу сети при выходе из строя одного из узлов в кольце или обрыве магистральной линии связи. Основой опорного оборудования узлов мультисервисной сети стали магистральные маршрутизаторы Cisco 7206 VXR.

Поскольку узлы в городах Алматы, Астана и Актобе стали центрами концентрации трафика клиентов, в них было установлено более высокопроизводительное оборудование — маршрутизаторы Cisco GSR 12006 в полностью отказоустойчивой конфигурации с резервированием центрального процессора и линейных модулей. Для сопряжения магистральной сети с уровнем доступа используются коммутаторы типа Catalyst 3550-DC. Управление коммуникационным оборудованием осуществляет операционная система Cisco IOS. В ее состав входят подсистема контроля доступа Cisco Access Registrar и подсистема сбора статистики Cisco NetFlow Collection Engine. Причем каждая в свою очередь работает под управлением ОС Solaris на выделенном сервере SunFire V120. Такая конфигурация позволила создать эффективную систему управления сетью передачи данных. При этом выбраны решения Cisco Info Center (управление событиями) и Cisco IP Solution Center (автоматизация управления ВЧС).

Выбранное решение базируется на открытых системах и допускает возможность функционального и количественного расширения при развитии управляемой сети, а также позволяет управлять магистральной сетью и городскими MetroEnternet-сетями. В дальнейшем в ходе развития проекта систему предполагается дополнить функциями управления потоками трафика магистральной сети. В результате оператор сможет предложить новые сервисы и более эффективно использовать пропускную способность магистральных каналов. Так, например, в рамках проекта предусмотрено создание двух географически разделенных центров управления с одинаковыми функциями.

Новые услуги
«Казахтелекома»

В первых числах декабря 2005 года мультисервисная IP/MPLS-сеть была сдана в эксплуатацию, что позволило «Казахтелекому» начать предоставление целого спектра новых услуг связи. Она обеспечила бесперебойную передачу данных между опорными узлами в семнадцати городах Казахстана. Стратегическая задача оказания полного спектра телекоммуникационных услуг населению и организациям региона решается путем эффективного использования передовых технологий и соблюдением полной согласованности применяемых технических решений, сформированных в три основных сервисных пакета: Kazakhstan Online (услуги по передаче данных, в том числе предоставление доступа в Интернет), Jrun (услуги наложенной телефонной бизнес-сети) и Kulan — услуги спутниковой связи. Для этих целей «Казахтелеком» увеличил общую пропускную способность внешних каналов доступа в Интернет до 410 Мбит/с, расширив существовавший канал связи с Франкфуртом (Германия) с прежних 34 Мбит/с до 100 Мбит/с.

Предприятия и частные лица, подписавшиеся на первый пакет, получают такие услуги, как ADSL-доступ в Интернет с возможностью одновременной передачи голосового трафика; организация ВЧС-связи между удаленными филиалами и центральным офисом; подключение к Интернету по выделенной линии; организация видеоконференцсвязи; хостинг и аренды серверов. Помимо этого они активно используют функциональные возможности решений на базе Frame Relay и ISDN, а также организуют прозрачные цифровые каналы с использованием IP-протокола. Услуга «Зона Интернета» позволяет частным и корпоративным клиентам из любой точки Казахстана без предварительной регистрации установить соединение «точка — точка» с узлом Kazakhstan Online по каналам городской телефонной сети.

Абоненты цифровой бизнес-сети Jrun на основе обычной медной пары (ISDN-сервис) могут организовать корпоративные АТС и подключить их к сети Jrun на базе цифрового протокола ISDN, в том числе с использованием наземных цифровых каналов сети передачи данных Кazakhstan Online. Оплата телефонного звонка может производиться и владельцем телефонного номера, на который поступил вызов, а сотрудники могут осуществлять звонки за счет своей компании с любых городских телефонов по любым направлениям. Предприятие в свою очередь получает единый счет за предоставление услуг связи и единый PIN-код, который будет доступен по всему Казахстану. Под торговой маркой Kulan реализуются услуги доступа в Интернет, построения частных корпоративных сетей, телефонии, диспетчерского управления и т. п.

В 2005 году компания провела ряд мероприятий по снижению тарифов: на 50% уменьшены тарифы на услуги доступа в Интернет и на 30% — стоимость доступа в Интернет для всех школ республики. Претерпели изменения и тарифы на отдельные направления международных телефонных соединений (в том числе с Россией, Украиной и другими странами СНГ и дальнего зарубежья). Услуги международной связи со странами СНГ подешевели в среднем на 15%, а с Россией для физических лиц — на 16,2%, для юридических — на 20%. Ресурсами сети смогли воспользоваться не только абоненты «Казахтелекома», но и соединяющиеся через Интернет пользователи сетей компаний «Узбектелеком» и «Киргизтелеком».

Топология и особенности
мультисервисной сети «Казахтелекома»

Топологию сети «Казахтелеком» разработал самостоятельно, предусмотрев три различных по пропускной способности участка (см. рисунок), для оснащения которых были использованы разные типы маршрутизаторов. При этом в состав каждого узла должны входить по два Ethernet-коммутатора для стыковки с сетью доступа (оборудование третьего типа). Кроме того, в городах Алматы, Астана и Актобе предусматривалось использование систем сбора статистики и биллинговой информации, а также контроля доступа (оборудование четвертого типа). Система управления сетью должна была максимально снизить влияние любых изменений состояния на ее функциональные параметры, а также обеспечить эффективное и рациональное использование ее возможностей и ресурсов в интересах сетей доступа и всех пользователей, сокращения времени восстановления, повышения производительности труда технического персонала и автоматизации процессов управления.
К функциональным возможностям мультисервисной сети передачи данных IP/MPLS предъявлялись следующие требования: критическое время восстановления работоспособности магистрали после сбоя оборудования одного из узлов или аварии кабельного оптического канала не должно превышать 50 мс, а ядро модели взаимодействия открытых систем (OSI) должно быть построено на базе IP/MPLS с поддержкой таких технологий, как виртуальные частные сети, качество обслуживания, различные механизмы управления трафиком. При этом необходимо, чтобы оборудование обеспечивало широкую поддержку механизмов QoS, в том числе возможность предоставления услуг на основе IP/MPLS с гарантией качества. Прочие сформулированные требования к решению касались методов и процессов резервирования и восстановления системы, ее управляемости, защищенности и т. д. Включение в соглашение между клиентом и оператором связи таких параметров оценки качества передачи, как сетевая задержка, процент потерь IP-пакетов в сети, неравномерность сетевых задержек и др., позволит клиенту гибко управлять своим трафиком.