Современные конференц-залы, рассчитанные на проведение мероприятий в различных форматах, оснащаются сложным комплексом согласованно работающих презентационных устройств. При проектировании нового конференц-зала в гостинице «Гамма-Дельта» туристского гостиничного комплекса «Измайлово» требовалось найти решение, которое позволяло бы при трансформации зала в два отдельных помещения мгновенно переключать оборудование из режима «один большой зал» в режим «два малых зала».

В феврале этого года в гостинице «Гамма-Дельта» открылся новый многофункциональный конференц-зал «Москва», рассчитанный на 450 человек. За полгода в нем успели пройти десятки мероприятий: съезды политических партий, отраслевые и научные конференции, выставка-ярмарка «ПрофиОптика», международный шахматный турнир Aeroflot Open ‘2006 и многие другие. Организаторы отдавали предпочтение именно этому залу благодаря широким возможностям конфигурации его пространства и оснащенности профессиональным презентационным оборудованием.

Двум башням гостиницы «Гамма-Дельта» более 25 лет (они были сооружены в 1980 году, к московской олимпиаде). Конференц-зона разместилась на третьем этаже здания, на месте ресторанного зала. В помещении была проведена глобальная реконструкция, в частности, потолок приподнят более чем на метр. Конференц-зона представляет собой просторный холл и два многофункциональных конференц-зала — «Москва» и «Углич», которые в общей сложности вмещают свыше 500 человек. Техническое оборудование для обеспечения их работы — стационарные источники сигналов, базы радиомикрофонов, коммутационные устройства, аудиоусилители и т. д. — разместилось в комнате операторов, отделяющей конференц-залы друг от друга.

Координацию всех работ по реконструкции и отделке конференц-зоны осуществляла администрация гостиницы. Оснащение обоих залов системами отображения информации, звукового сопровождения, коммутации и управления было поручено компании «ДеЛайт 2000», которая обладает более чем десятилетним опытом реализации подобных проектов и предоставила на предварительном этапе самый проработанный вариант комплекса презентационных устройств.

По проекту конференц-зал «Москва» должен быстро трансформироваться в два зала, причем так, чтобы независимо от конфигурации помещения вся презентационная техника — и установленная стационарно, и подключаемая через специальные панели на время мероприятия — полноценно функционировала. «Мы включились в работу на очень ранней стадии, — рассказывает Михаил Петров, генеральный директор «ДеЛайт 2000», — и все основные вопросы, связанные с подбором и размещением оборудования, решали вместе с архитекторами. В результате мы, например, знали, в каких именно точках будем размещать потолочные динамики акустической системы еще в то время, когда и самого потолка не было».

Технологические зоны

Итак, зал «Москва» — это фактически три зала приблизительно на 450 (объединенный зал), 180 (зона А — сцена и «передняя» часть большого зала) и 270 (зона B — «задняя» часть большого зала) мест. На два помещения конференц-зал разделяется звуконепроницаемой и светоизолирующей перегородкой, которая посекционно выдвигается из боковой ниши по потолочным рельсам. Трансформация в ту или другую сторону занимает менее пяти минут. Для полноты картины добавим, что амфитеатр кресел в задних рядах складной и легко убирается к стене, а остальные ряды — передвижные. Кресла можно выносить и переставлять любым удобным способом, а также устанавливать в зале дополнительную мебель — столы, стойки, трибуны и т. д. Например, при проведении турнира Aeroflot Open амфитеатр был убран, остальные ряды вынесены, а вместо них поставлены шахматные столы.

«Особенность проекта заключается в уникальной конфигурации зала, — говорит Михаил Петров. — Обычно в залах-трансформерах используются мобильные комплекты презентационной техники — проекторы устанавливаются на передвижных столиках и светят на переносные экраны. При этом подключение и настройка занимает не менее получаса, а потом столько же времени требуется, чтобы все отсоединить и убрать. При этом оператору необходимо помнить значения нескольких десятков кнопок на различных пультах, и подключение к проектору сразу нескольких устройств становится непростой задачей. Даже если в зале есть проектор с экраном, установленные стационарно, то при разделении зала одна из его частей все равно оказывается неоснащенной. Аналогично обстоит дело со звуковым сопровождением. Здесь перед нами стояла задача так разместить и настроить аппаратуру, а также продумать коммутацию сигналов, чтобы при любых сценариях работы не требовалось никаких дополнительных регулировок, а механизм управления имел простой и понятный вид. Нужно было спроектировать систему, которая позволяла бы проводить мероприятия во всех возможных режимах работы залов».

С точки зрения размещения оборудования конференц-зал «Москва» делится на две технологические зоны — «переднюю» и «заднюю», в соответствии с разделением на помещения А и В. Вся аппаратура в режиме объединенного помещения работает совместно и управляется оператором с одного ноутбука. Те же самые устройства, оказавшись в разных помещениях при разделении залов (динамики звуковой системы, проекторы с экранами) становятся независимыми. При этом в каждом зале всеми системами управляет свой оператор.

Для отображения информации под потолком установлены три мультимедиа-проектора и три моторизованных экрана. Главный проектор располагается в передней части зала (зона A) и демонстрирует изображение на главном экране, который опускается позади сцены. Два дополнительных проектора с экранами расположены в задней части зала (зона В). Все экраны автоматически разворачиваются при подаче сигнала на проектор и убираются в корпус по завершении демонстрации. Если зал не разделен, то экраны зоны B обычно дублируют изображение с главного экрана для зрителей задних рядов. На них можно также выводить картинку от других источников — скажем, с видеокамеры, транслирующей выступление докладчика. При установленной перегородке эти экраны оказываются прямо перед ней и являются основными для зала B. Их проекторы в этом случае работают независимо от главного проектора, оставшегося после разделения в зале A.

Через проекторы на экранах может демонстрироваться графическая или видеоинформация с любых источников — установленной в зале потолочной видеокамеры, DVD-плейера, VHS-видеомагнитофона, мобильной документ-камеры, ноутбука оператора, а также с внешних устройств. Например, докладчик может демонстрировать презентацию с собственного ноутбука, подключив его через коммутационную панель, встроенную в трибуну. Установленные в зале интерфейсы позволяют также подключать принесенные видеокамеры, видеомагнитофоны и другие устройства.

Встроенные потолочные динамики аналогичным образом разбиты по технологическим зонам на две группы, каждая со своей системой усиления. В режиме объединенного зала на все динамики звук транслируется от общих источников, а в режиме разделения — по отдельности для залов A и B. При этом в обоих случаях система микширования будет обеспечивать наложение звука: так, докладчик может по ходу презентации показывать на экране видеосюжет со звуковым сопровождением и комментировать его в микрофон.
Система освещения зала разделена на пять участков. В зоне A подсвечиваются сцена, а также области в центре и у стен (одновременно слева и справа). Аналогичная схема освещения реализована для зоны В (естественно, исключая сцену). Управление освещением также может производиться с ноутбука оператора.

Оборудование

Перечислим оборудование, которое обеспечивает комфортное проведение мероприятий в зале «Москва».
Система отображения информации, как уже говорилось, состоит из трех пар «мультимедиа-проектор + экран». В технологической зоне A под потолком закреплены главный проектор Epson мощностью 5200 ANSI-лм и экран Da-Lite с диагональю 3,8 м, а в зоне В — два проектора Epson мощностью 3000 ANSI-лм каждый и экраны Da-Lite повышенной контрастности с диагональю свыше 2,5 м.
Перед сценой под потолком закреплена управляемая видеокамера AXIS. Она имеет 26-кратное оптическое (и 12-кратное цифровое) увеличение и используется для трансляции выступлений. На экраны можно выводить изображение докладчика на трибуне либо человека, выступающего с места. Изображение с камеры можно записывать на DVD-рекордер с жестким диском (протоколирование мероприятий).

Если по ходу доклада необходимо продемонстрировать документы, которые существуют только в бумажном формате, или мелкие предметы, то используется портативная документ-камера Visualizer VZ-8, подключаемая к настенной панели или панели на трибуне. Для показа графической и видеоинформации в комнате операторов размещены DVD-плейер и видеомагнитофон.

Для профессионального аудиосопровождения мероприятий в зале установлено 26 потолочных динамиков Tannoy iP5 Mirage, выполненных по уникальной технологии DML («звуковая панель»), что полностью обеспечивает звуковой охват помещений при любых режимах работы. Динамики расположены за фальшпотолком и не заметны из зала, к тому же цвет передней панели динамиков совпадает с цветом потолочных панелей.

Гнезда для подключения стационарных микрофонов имеются на трибуне и в обоих залах. Можно использовать микрофоны трех типов — настольные (для докладчиков и президиума), ручные на напольных стойках (для зала), а также ручные радиомикрофоны. Все микрофоны — производства компании Shure.

Микширование, обработка, распределение звуковых сигналов по зонам вещания и вывод на запись осуществляются с помощью цифровой аудиоплатформы Biamp Nexia CS, расположенной в операторской и управляемой по локальной сети с ноутбука оператора либо через общий интерфейс управления, либо с помощью собственного интерфейса Biamp. Цифровая аудиоплатформа заменяет целый шкаф-стойку с соответствующими аналоговыми устройствами, избавляет от сложной системы коммутации, имеет простой интерфейс настройки и управления и значительно дешевле «аналогового» решения.

Коммутация видео- и аудиосигналов осуществляется через матричный переключатель Extron MPX 423, позволяющий транслировать сигнал с любого источника на выбранное устройство воспроизведения или записи. Переключатель имеет двенадцать пар аудио- и видеовходов, которых вполне достаточно для подключения всех установленных и дополнительных устройств. Такое решение оказалось наиболее оптимальным по стоимости и функциональности.

Подсоединить к системе внешний источник сигнала можно через любую из трех коммутационных панелей Extron: по одной настенной панели установлено с обратной стороны колонн в зонах А и В, и еще одна встроена в трибуну. Рядом с настенными панелями имеются точки для подключения управляющих ноутбуков через локальную сеть.

Управление

Для управления всем презентационным оборудованием (проекторами, экранами, микрофонами, динамиками, освещением, видеокамерой, системой видеозаписи на DVD и т. д.) служит интегрированная система Crestron. Программирование сценариев работы и интерфейсов управления было выполнено специалистами «ДеЛайт 2000» с использованием программного обеспечения Crestron. Интерфейс управления предельно прост и позволяет работать со всеми устройствами как с компонентами одной системы. При этом ПО установлено на ноутбуках операторов и вызывает интерфейс управления как обычное Windows-приложение.
Когда конференц-зал разделен перегородкой, в каждом помещении работает свой оператор с персональным ноутбуком, подключенным к локальной сети в соответствующем зале. Если мероприятие проводится в объединенном формате, всеми устройствами управляет один оператор, подключая ноутбук к ЛВС в любой точке. Интерфейс управления во всех случаях один и тот же и имеет три режима: объединенный зал, зал А и зал B, а переключение между режимами происходит мгновенно.

Интерфейс управления интуитивно понятен. Скажем, в разделе управления светом оператор видит на экране план зала с разбивкой на пять световых зон и для того, чтобы включить или выключить лампы, щелкает мышью на изображении соответствующей зоны. В разделе управления видеоисточниками воспроизведены основные кнопки обычного пульта, источник сигнала для отображения на любом проекторе выбирается из списка доступных устройств (всего в зале можно подключить до 12 источников) и т. д. «Управлять видео- и аудиотехникой с использованием централизованной системы намного проще, чем с помощью стандартных устройств управления, поставляемых в комплекте с оборудованием. Не надо искать многочисленные пульты, оператору нужен только ноутбук, включение-выключение устройств и переключение между источниками сигнала осуществляется одним нажатием кнопки, а интерфейс оператора содержит лишь те функции, которые необходимы непосредственно для проведения мероприятия, — объясняет директор ИТ-департамента комплекса «Измайлово» Вячеслав Морозов. — Оператору не надо задумываться, как происходит коммутация сигналов, достаточно просто указать источник и выбрать проектор, и система сама мгновенно подаст на него нужное изображение».
Для удобства работы докладчика в зале имеются беспроводные устройства дистанционного управления компьютером (ноутбуком) — клавиатура Gyration, предназначенная специально для управления мультимедийными приложениями, и гироскопическая мышь Gyration Ultra, способная работать прямо «в воздухе». Чтобы ее освоить, обычно хватает десяти минут. Естественно, докладчик должен потренироваться заранее, но это можно сделать прямо перед выступлением. С помощью гироскопической мыши можно управлять компьютерными приложениями из любой точки зала — радиус ее действия составляет 30 метров.

«В результате реконструкции в гостиничном комплексе «Измайлово» появился уникальный конференц-зал, в котором предусмотрены все необходимые устройства для проведения мероприятий любых форматов, разработан удобный и простой интерфейс управления этими устройствами как частями единой системы, при разделении зала не требуется никакой перенастройки оборудования, при этом в любой момент можно оперативно подключать любые внешние устройства, управляя их коммутацией с ноутбука оператора», — резюмирует Михаил Петров.

Рядом с «Москвой» расположен конференц-зал «Углич», который может вместить до 70 человек и предназначен для проведения сессий в ходе конференций, семинаров, корпоративных собраний и круглых столов. В зале установлены системы отображения, озвучивания и управления. Состав и функциональность систем выбирались исходя из размеров помещения. В зале установлен один проектор с моторизованным экраном, а для управления всеми устройствами используется универсальный пульт RTI с сенсорным дисплеем. Все вспомогательное и коммутационное оборудование размещено в общей комнате операторов.

Когда представители Intelligent Enterprise осматривали зал «Москва», в него пришли с неформальным визитом сотрудники одной из московских гостиниц, руководство которой рассматривает вопрос о том, чтобы сделать подобный зал и у себя. Хотя в столице множество конференц-залов, да и в гостиничном комплексе «Измайлово» их более десяти, лишь немногие оборудованы на таком уровне, и потребность в них определенно высока.