В конкурсе, объявленном Министерством экономического развития и торговли РФ, проект «Электронный Петрозаводск» получил одобрение российских властей, и вместе ещё с двумя российскими городами (Тольятти и Братском) столица Карелии попала в федеральную программу «Электронная Россия». Сегодня на этом муниципальном сайте каждый день отмечается в два раза больше посетителей, чем на сайте Республики Карелия. Это говорит о том, что информация, опубликованная на нем, нужна жителям города.

Программа «Электронный Петрозаводск» действует с 2004 года, когда на ее реализацию было направлено 9 миллионов рублей (в 2005 и 2006 годах городской бюджет выделил на эти цели еще по три миллиона). Участие Петрозаводска в федеральной программе вполне обоснованно: уровень развития информационных технологий в городе очень высок. По данным социологических опросов, проведённых в 2003­м, компьютерами в Петрозаводске активно пользовались 42% взрослых горожан, а Интернетом — 27%. Для сравнения: средняя цифра интернет­пользователей по российским городам составляла тогда 14%. Чтобы сделать всемирную сеть доступной для всех жителей города, в 2004 году на базе городских библиотек было открыто пять пунктов бесплатного доступа к муниципальным интернет­ресурсам, и планируется открыть еще три таких центра.
Прежде всего программа «Электронный Петрозаводск» должна была автоматизировать деятельность чиновников, которые работают в городской администрации, а затем обеспечить электронное общение граждан с органами муниципальной власти. Следующим этапом программа предусматривает обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Первая задача была практически выполнена к 2006 году. Сотрудники городской администрации в своей работе могут использовать цифровую карту города с различной тематической информацией, единая информационная среда позволяет им оперативно обмениваться данными не только между собой, но и с другими ведомствами, а также с гражданами. А горожане могут получать всю интересующую их информацию, воспользовавшись услугами Интернета, что гораздо проще, удобнее и современнее, чем стоять в очереди на прием к чиновнику. Таким образом, «Электронный Петрозаводск» уже можно считать явлением состоявшимся. В проекте принимала участие санкт­петербургская компания «АНД Проджект».

Электронное управление в действии

Сейчас создана корпоративная рабочая среда муниципалитета, обеспечивающая оперативное взаимодействие и обмен информацией между административными структурами. Интернет­портал петрозаводской администрации был реорганизован. Теперь он состоит из двух контуров — внешнего (публичного) портала, предоставляющего информацию и услуги для населения, и внутреннего (служебного), который поддерживает автоматизированные информационные системы администрации города, а также муниципальных предприятий и учреждений.

Цели служебного портала состоят в том, чтобы сделать открытой деятельность любого чиновника городской администрации, автоматизировать процедуру согласования проектов нормативно­правовых документов, планировать деятельность администрации в автоматическом режиме, открыть доступ к электронной базе нормативно­правовых документов и иным массивам информации. Постоянная электронная связь управленческих структур с муниципальными предприятиями и учреждениями повышает эффективность внутренней корпоративной работы. Кроме того, на первом этапе проекта реализуется пилотная площадка электронного взаимодействия администрации с муниципальными организациями. Оперативные сводки о состоянии города, сообщения по заявлениям граждан и организаций, формирующиеся в автоматизированной системе единой дежурно­диспетчерской службы, теперь передаются в интегрированную систему «Электронный Петрозаводск» за считанные секунды.

Публичный портал содержит предназначенную для населения информацию о деятельности администрации по всем направлениям. Здесь публикуются нормативно­правовые документы, справочник сотрудников и муниципальных организаций, осуществляется удобный поиск по электронным информационным базам, размещены объявления о проведении муниципальных конкурсов и их итогах, о помещениях, выставляемых на торги и сдаваемых в аренду. Для того чтобы упростить первичное обращение в муниципалитет, на сайте опубликованы образцы бланков и заявлений, перечни документов, необходимых для решения тех или иных проблем, и многое другое. Посетители сайта могут получить необходимую информацию о том, как подать претензию на некачественные коммунальные услуги, что следует знать, приобретая в собственность земельный участок, снимая помещение в аренду, и т. д.

«Виртуальная приемная» действует в Петрозаводске еще с 2001 года. И сегодня на модернизированном портале любой горожанин может задать волнующий его вопрос любому руководителю администрации. Для получения ответа можно оставить свой электронный или почтовый адрес. Все чиновники администрации проходят курсы обучения компьютерной грамотности, а с 2003 года администрацией принято решение включить тестирование навыков работы на компьютере в аттестацию своих сотрудников.

Игра без правил

«Электронный Петрозаводск» — не единственный проект, связанный с автоматизацией административного управления. Вот уже полтора года на территории города идет российско­шведский проект, начатый по инициативе шведов, у которых есть коммерческие интересы в Петрозаводске. В нём участвуют структуры городской администрации, муниципальное общество земельных ресурсов, управление Федерального агентства кадастрами объектов недвижимости, Торгово­земельная кадастровая палата, управление федеральной регистрационной службы Республики Карелия. Все эти ведомства пытаются создать в одном из районов города систему взаимосвязи и передачи информации в электронном виде. «Конечно, разумно было бы работать сообща, однако выяснилось, что наши ПО и базы данных совершенно несовместимы, — рассказывает Елена Осолоткина, начальник отдела информатизации аппарата администрации Петрозаводска. — Единственной рекомендацией шведских экспертов было использовать общий программный продукт. Но нам это просто не по карману, и к тому же мы прекрасно обходимся недорогим продуктом российской разработки. Это только один из примеров работы различных ведомств на одной территории».

Понятно, что отсутствие согласованной политики приводит к тому, что различные ведомства используют несовместимые между собой программные решения. Однако самая главная проблема с точки зрения Елены Осолоткиной — это отсутствие методической и нормативной базы реформирования административных органов. В разных регионах, на республиканском и муниципальном уровнях, архитектура, функциональность и технологии выбираются на свой страх и риск. Отсюда следует несовместимость информационных систем, создаваемых различными ведомствами, многократное дублирование одних и тех же задач. В результате уже созданные за государственный счет компоненты не могут быть использованы другим ведомством даже при полном совпадении функциональности. Одна и та же задача решается (и финансируется) многократно, только увеличивая степень несовместимости систем.

Кто должен устанавливать стандарты автоматизации? Ни айтишники, ни чиновники не знают, как должна выглядеть информационная система ведомства. Никто ни на уровне муниципалитета, ни на уровне региона не представляет, кому следует поручить аудит этой системы и как его проводить. «Я готова согласиться, — поясняет Елена Осолоткина, — что в силу разных экономических условий трудно говорить об общих стандартах для всей Российской Федерации, невозможно каждому субъекту расписать стоимость автоматизации конкретных функций. Однако коллеги из развитых стран, как ни странно, практикуют именно такой подход. У них есть представление о том, какие функции должны быть реализованы, сколько это может стоить, какие ресурсы затрачиваются на данные цели. Эти вопросы всегда возникают, но государство ими не занимается. Если какой­нибудь муниципалитет в Финляндии определяет для себя, что система работает неэффективно, он от нее отказывается. Мы же просто­напросто максимально сохраняем состав чиновников, который у нас есть. С моей точки зрения реорганизацию в таких условиях вряд ли можно провести».

Кадровая проблема

Весьма остро стоит и проблема кадров. Что такое ИТ­специалист, который пришел работать в муниципалитет? Это человек с высшим техническим образованием. В муниципальную структуру он приходит именно как специалист в своей области. И что такое муниципальное управление, юриспруденция, он не знает. От него требуется, чтобы ПК и принтер безотказно работали, да еще он должен установить бухгалтерскую систему и объединить пять компьютеров в сеть — вот и всё! Где тут развернуться профессионалу?

Но вдруг выходит какой­то закон (например, 94­й), согласно которому вся информация по муниципальному заказу должна быть на сайте субъекта. «Соответствующее программное обеспечение, позволяющее это сделать, у нас есть, — говорит Елена Осолоткина, — но что де­лает республиканское министерство? Пишет нам грозную бумагу с указанием немедленно закупить другое программное обеспечение и с его помощью всё вы­ложить на сайт. Удивительная ситуация: получается, что наши специалисты теперь должны два раза обрабатывать одну и ту же информацию, но нам популярно объясняют, что это наша личная проблема. Что же касается ИТ­специалиста, то никаких серьезных управленческих информационных задач никто перед ним не ставит. Поэтому не удивительно, что ИТ­специалистов в муниципалитетах не хватает, и деньги тут — не главное. Я сейчас работаю с системой здравоохранения и вижу, что на три поликлиники приходится один айтишник, и тот на полставки. То же самое в муниципалитете. Когда же руководитель начинает понимать, что информационная система нужна, то возникает вопрос, кто этим всем будет управлять».

Таких «островов», где уже сегодня управляет электронное правительство, в России пока немного, и прокладывать дорогу к «электронному государству» им приходится, полагаясь на собственную интуицию и энтузиазм. Сегодня им не хватает нормативов, регулирующих межведомственное взаимодействие, стандартов на разработку проектов, квалифицированных кадров, но именно с них начинается «Электронная Россия».