Быстро меняющаяся экономическая обстановка ставит новые задачи перед компаниями, в том числе высокоразвитыми в области ИТ. Уже весной 2008 года руководству целлюлозно-бумажного комбината «Монди Сыктывкарский ЛПК» стало ясно, что скоро потребуется оценивать результаты бизнеса значительно быстрее и точнее, чем это было позволительно раньше, а значит, потребуются адекватные ИТ-инструменты.

Сыктывкарский комбинат имеет развитую ИТ-архитектуру. Достаточно сказать, что на предприятии с конца 1990‑х годов широко используется SAP R/3. ИТ‑специалисты компании систематически работают над автоматизацией процессов, развивая и совершенствуя работающие системы, внедряя новые приложения и интегрируя их в единую инфраструктуру. «Монди Сыктывкарский ЛПК» — первое предприятие в России, где действует система производственного планирования (PPS) компании ABB, свободно взаимодействующая с SAP R/3. Высокая степень интеграции системы ABB в существующую ИТ‑структуру и ее локализация под потребности производств — это во многом заслуга специалистов комбината. Решение ABB дает возможность планировать, группировать и оптимизировать блоки выпуска продукции, портфели заказов и сами заказы в режиме реального времени.

Судя по всему, реализация планирования производства на подобном предприятии была весьма масштабным и дорогостоящим проектом. Хотя активная модернизация основного производства на комбинате продолжается, заместитель генерального директора «Монди СЛПК» по ИТ Илья Садовенко считает, что сейчас акцент следует сместить на сравнительно небольшие по времени и необходимым средствам ИТ-проекты, приносящие, однако, конкретный результат. Об одном из примеров такого проекта нам рассказал Илья Садовенко.

«Бизнес наш большой и многогранный, — говорит Илья Садовенко, — и, как во многих компаниях, акционеры постоянно требуют оценивать эффективность достигнутых результатов деятельности. Примерно год назад у нас стартовал проект по автоматизации анализа эффективности бизнеса. Одним из инициировавших его факторов стало резкое подорожание дизельного топлива, которое дает существенную часть себестоимости нашей продукции. Встал простой вопрос: дорожает газ, топливо. Как эти цены скажутся на результатах компании в текущем месяце и в конце года? Как это будет соотноситься с тем, что мы планировали в бюджете? Даже в масштабах всего предприятия можно оценить это влияние вручную, на калькуляторе прикинуть, но точность такого прогноза будет совершенно неприемлемой. Так как наш бизнес низкомаржинальный, то даже небольшие в процентном отношении изменения в затратах серьезно сказываются на его прибыльности».

Перед ИТ‑службой была поставлена задача — разработать решение, которое позволяло бы быстро и точно оценивать влияние разнообразных факторов на результаты бизнеса, строить модели класса «а что, если…» и сравнивать результаты с ранее принятым бюджетом. Создать такое решение нужно было быстро, чтобы решить горячую проблему «прямо сейчас», причем как можно дешевле.

Для решения можно было использовать то, что уже есть, или попытаться развернуть какую‑то новую из числа интеграционных платформ, или пытаться строить что‑то новое самостоятельно. «Использование имеющихся в нашем распоряжении платформ сразу отпало, так как хотя у нас есть большой спектр продуктов, от Microsoft Exсel до SAP, использовать их для этой цели нельзя, — рассказывает Илья Садовенко. — В SAP R/3 делать информационно-моделирующий модуль бессмысленно, так как цена модификации будет очень высокой». Понятно, что в транзакционной системе создать версии бюджетов вообще довольно сложно, во всяком случае в той реализации SAP R/3, которая развернута на Сыктывкарском комбинате, добавляет Илья Садовенко.

«Проанализировав все обстоятельства, мы пришли к мысли, что для нас в данный момент оптимальным будет создание специализированного решения, — поясняет он. — Одним из основных критериев выбора была цена. Кроме того, тогда мы серьезно рассматривали возможность купить такое приложение в качестве сервиса, однако надежного поставщика такой услуги нам найти не удалось».

Проект был выполнен совместно силами ИТ‑службы комбината и подрядчика, компании «Магнетософт» и занял совсем немного — около двух с половиной месяцев. Подрядчик предоставил в распоряжение проектной группы в готовом виде модель бизнеса компании, реализованную на базе продукта 4see.ru. Это в значительной степени послужило экономии времени и средств по сравнению с использованием стандартного решения, такого как BusinessObjects, где для построения модели потребовалось бы гораздо больше времени высокооплачиваемых специалистов.

Модель планирования получилась довольно сложной и многофакторной. Илья Садовенко поясняет: «При планировании мы должны понимать, сколько получим выручки из планового объема производства. Этот расчет делается детально по видам продукции, отдельно по рынкам. Кроме того, рассчитывается потребность в сырье, в первую очередь — в целлюлозе, часть которой мы производим сами, а часть закупаем. Для ее производства требуется много электроэнергии. У нас своя электростанция, мощности которой хватает не только для наших нужд, но и для производства энергии на продажу. Поэтому важно рассчитать не только бюджет основного производства, но и бюджет электростанции».

В чем основной итог и выгода этого скромного по масштабам проекта? Илья Садовенко: «Теперь, когда головной офис, группа компаний «Монди», требует сообщить, какой результат возможен к концу года при определенных условиях, мы можем ответить достаточно точно в течение часов, а не недель, как это было раньше». В распоряжении топ-менеджмента появилось приложение, которое позволяет быстро и легко рассчитывать версии бюджета, при этом оперативно получая представление о том, как на предприятие влияют определенные факторы — внешние (цена дизельного топлива, например, или стоимость химикатов) или внутренние (например, цена рабочей силы). Основываясь на таком анализе, руководство получает четкую картину, на управлении какими статьями затрат следует фокусировать усилия.

Инструменты планирования и анализа на «Монди СЛПК»

В процессе планирования на предприятии применяются:

  • Microsoft Excel: расчет исходных данных, получение произвольных форм отчетов, сравнение версий бюджетов;
  • SAP R/3: ввод исходных данных (объемы производства и продаж, нормы потребления материалов, цены на материалы, общепроизводственные расходы), калькуляция себестоимости;
  • SAP BW+SEM: ограниченное использование системы в части получения отчета о доходах и расходах;
  • Hyperion Financial Management: трансформация финансовой отчетности и консолидация финансовых результатов.