Электронный государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания позволяет сохранять документы более надежно, чем на бумаге, и оперативно предоставлять выписки, обладающие юридическим значением.

В начале июня этого года были подведены итоги полутора лет развития проекта по внедрению автоматизированной системы электронного государственного реестра (АС ЭГР) в ФГУ ФИПС — Федеральном институте промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Первая очередь проекта реализована специалистами КРОК на основе оборудования EMC Centera и ПО EMC Documentum в 2009 г. В развитии функционала системы, включая обеспечение информационной безопасности, были задействованы и продукты других производителей.

Задача и решение

Две главные функции ФИПС — это регистрация различных объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков и знаков обслуживания, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем) и предоставление информации об этих объектах. Описания объектов содержат как структурированную часть, которая строится по строгим правилам, так и разделы с неструктурированной информацией (как правило, это текстовые или графические данные, но стандартами допускаются и другие варианты). Такая специфика не могла не сказаться на технических приемах работы с информацией, использованных в данном проекте.

Реестры ФИПС уже довольно давно существуют не только в бумажной, но и в электронной форме, однако ранее их электронные версии могли служить (и служили) только источниками справочной информации. Как ни мала была вероятность расхождений между бумажным оригиналом и электронной копией, юридически значимые официальные выписки требовалось подготавливать на основе исходной, то есть бумажной версии: ответственному сотруднику следовало убедиться, что выписка соответствует подлиннику, и удостоверить этот факт своей подписью. Первая задача проекта заключалась в автоматизации этого процесса за счет перехода от бумажной формы к электронной. Электронный реестр, построенный в ходе проекта, представляет собой не копию с бумажного оригинала, а сам оригинал, аутентичность которого удостоверена с помощью механизма электронной цифровой подписи.

Второй задачей было обеспечение межведомственного обмена юридически значимыми электронными документами. Поскольку вопросы о принадлежности прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности (и соответственно о законности использования объекта) возникают довольно часто, выписки из реестров ФИПС востребованы целым рядом организаций, в част­ности такими государственными ведомствами, как таможня, МВД, служба судебных приставов и Минздрав. Автоматический запрос нужной информации из реестра может сэкономить массу усилий заинтересованным ведомствам, их клиентам и самому ФИПС. Система межведомственного электронного взаимодействия в России пока полностью не сформирована, но как только она появится, электронный реестр ФИПС сможет работать через нее.

Какими свойствами должен обладать электронный реестр, чтобы служить эквивалентом бумажному? Прежде всего, это принципиальная неизменяемость данных: их можно только вносить, ни изъятие, ни модификация записей не разрешены. Все события, происходящие с товарным знаком (преобразование, продление срока регистрации, передача прав, даже исправление очевидной технической ошибки), фиксируются в реестре путем внесения в него новых записей. Отсюда вытекает использование носителей информации с однократной записью (WORM — Write Once, Read Many). Однако недорогие системы архивирования данных на базе CD- или DVD-дисков для данной задачи не подходили — у них невысокая скорость доступа, поскольку они не рассчитаны на постоянную обработку большого количества запросов. Единственным решением, обеспечивающим одновременно и неизменяемость информации, и быстрый доступ к ней, оказалась система хранения данных EMC Centera. Ее применение определило выбор ПО для документооборота — EMC Documentum.

Необходимо, чтобы неавторизованный доступ к реестру в обход системы безопасности был полностью исключен, а каждое действие по изменению содержимого (внесению данных) надлежащим образом регистрировалось. Оборудование Centera может это гарантировать. Авторизацию пользователей и мониторинг их действий с ЭГР обеспечивает сервер Microsoft Active Directory. Поскольку при внесении в реестр записи, как уже говорилось, должны подписываться электронной цифровой подписью, в состав АС ЭГР входит удостоверяющий центр, который отвечает за формирование и контроль ЭЦП. Используются улучшенные ЭЦП со значительным — до 20 лет — сроком действия (когда этот срок закончится, записи реестра нужно будет переподписать в соответствии с имеющейся регламентной процедурой).

Поддержка работы конечных пользователей с реестром реализована в сервисориентированной архитектуре с использованием сервера Microsoft IIS (Internet Information Server). Предусмотрено два варианта клиентского рабочего места — программа для ПК и Web-клиент. Причем разработчики ориентировали пользователей на работу с тонким клиентом, не требующую специальной подготовки. Для ускорения доступа в АС ЭГР включена база данных Oracle, которая содержит копию данных реестра в табличном виде. Эта база, наряду со служебными данными Documentum, находится в хранилище NetApp. Копия данных реестра публикуется на портале ФИПС. Посредником между внутренней сетью ФИПС и Интернетом выступает FTP‑сервер, также входящий в состав ЭГР. Данные передаются на портал без какой бы то ни было обработки. Вся необходимая подготовка происходит на стадии принятия решения — и в непрерывном режиме, то есть нет необходимости периодически собирать публикацию (например, бюллетень или журнал).

Для восстановления данных в случае катастрофы разработаны процедуры автоматического резервного копирования реестра на ленточные носители, которые хранятся отдельно от остального оборудования ЭГР.

Переход к цифровой форме

В качестве первого реестра, который будет переводиться в электронную форму, руководство ФГУ ФИПС выбрало реестр товарных знаков и знаков обслуживания как самый молодой (в советский период количество товарных знаков было ничтожным по сравнению с нашим временем), динамично развивающийся и актуальный. Но, конечно, не вся информация в нем востребована в одинаковой степени: по одним знакам ведется интенсивная переписка, другие фактически забыты. Чтобы избежать перегрузки и оптимальным образом распорядиться имеющимися ресурсами, была выбрана так называемая «мягкая» технология переноса данных. В соответствии с ней в ЭГР вносятся данные по всем новым знакам, которых появляется 40—45 тыс. в год. Также в электронный реестр переносится из бумажного реестра всякий знак, по поводу которого поступил какой‑либо запрос, а если у сотрудников остается свободное время, они занимаются плановым переносом остальных знаков.

Электронная форма хранения позволила снять существовавшие ранее ограничения, касающиеся объема и типов информации, относящейся к товарному знаку и его истории, так что данные в электронном реестре могут быть более точными и детальными, чем на бумаге. Тем не менее для большинства пользователей, обращающихся с запросом в ФИПС, важно лишь актуальное состояние знака — то, кому он принадлежит в настоящее время, кто имеет право на его использование, в каких регионах и для каких видов товаров. И эту информацию можно получить автоматически.

На сегодня в электронный реестр внесено около 100 тыс. товарных знаков, это примерно треть от их общего количества. Однако треть не случайная, а наиболее активная: теми знаками, которые пока остаются в бумажной версии, за полтора года существования ЭГР никто ни разу не поинтересовался. Они тоже постепенно переносятся в электронную версию — по оценке Алексея Гвинепадзе, заместителя директора ФГУ ФИПС, руководившего проектом со стороны заказчика, эта работа займет еще около двух лет. Конвертировать бумажные документы в электронную форму не нужно, это уже сделано. Но каждый документ требуется проверить на отсутствие ошибок и подписать электронной цифровой подписью, сделав юридически значимым.

В настоящее время в ФГУ ФИПС начат проект по формированию электронного реестра изобретений. Изобретательская деятельность в советское время была очень активной, поэтому в целом изобретений значительно больше, чем товарных знаков, — порядка 2 млн. Но лишь около 200 тыс. из них являются чьей‑то интеллектуальной собственностью, поскольку срок жизни изобретений ограничен. Актуальные изобретения, естественно, будут переведены в электронный реестр первыми, а за ними должна наступить очередь всех остальных, никому не принадлежащих, но сохраняющих значение в качестве источника технической информации. Алексей Гвинепадзе считает, что для полноты в государственный реестр следует внести все изобретения, включая те, которые представляют лишь историческую ценность.

Выходя за рамки классического ECM

Сергей Бушмелев,
ИТ-аналитик DIRECTUM

Еще один пример, наглядно показывающий, что ECM (Enterprise Content Management) — это прежде всего не класс информационных систем, а спектр технологий. В проекте были задействованы не только программные, но и аппаратные решения. Залогом успеха стало то, что интегратору удалось объединить разные продукты и технологии для решения поставленной бизнес-задачи. Сама задача также выходит за рамки отдельных ECM-компонент (электронный архив, управление медиаданными, управление бизнес-процессами, электронная подпись). Для интегратора особенно ценно знание технологий и умение мыслить бизнес‑категориями. Особенностью проекта стало и одновременное применение двух технологий, обеспечивающих неизменность контента, — это контентноадресуемые хранилища (Content Addressable Storage, CAS), в данном случае реализованные за счет использования ECM Centera, и электронная подпись. Применение CAS позволило не только «железно» обеспечить неизменность контента, но решить и другую, не менее важную задачу — редупликацию данных.