Тема краудсорсинга, когда решение тех или иных задач производится с привлечением множества добровольцев, которые координируют свою деятельность с активным использованием инфокоммуникационных технологий, была в числе модных в ушедшем 2012 году. И Россия тут не стала исключением. Часто вспоминают опыт 2010-го, когда добровольцы координировали свои усилия при тушении пожаров и помощи пострадавшим. Во многом он пригодился при ликвидации последствий наводнения в Крымске.

Новым стало то, что методы краудсорсинга начали использовать государственные и муниципальные структуры. К таковым относится, в частности, администрация Зеленограда. И именно этому опыту был посвящен доклад начальника отдела службы «одного окна» и информатизации префектуры г. Зеленограда Анны Коробовой на XIII форуме «Информационные технологии в госсекторе», организованном компанией AHConferences.

В Зеленограде пытались использовать методы краудсорсинга для совершенствования городской среды, обратившись к опыту городов Великобритании и Южной Кореи. Активно использовался и уже имеющийся в России опыт. Существует множество площадок, где собираются и обсуждаются предложения от добровольцев, связанные с жизнью города, — которые касаются, например, работы систем теплоснабжения, создания механизмов мотивации к внедрению средств энергобережения, улучшения системы субсидирования оплаты услуг ЖКХ, информирования об участках дорог, требующих ремонта.

В Зеленограде также имелся опыт работы с обращениями жителей, поданными в онлайне на портал префектуры. Через него ежегодно подается более 3000 обращений. И именно этому порталу суждено было стать первой площадкой для краудорсинга, где обсуждались пути решения различных проблем. Например, о том, как назвать новый микрорайон.

В конце октября 2012 года был запущен новый проект с целью выработки путей развития города накануне его 55-летия. Предполагается определение основных тенденций, которые будут влиять на ситуацию в городе в течение ближайших десяти лет, целей, стоящих перед городом на 2022 год, и путей их достижения. Проект должен был быть закончен до конца 2012 года. Срок в два месяца был выбран вследствие высокой интенсивности работы.

Для участия в проекте зарегистрировалось более 800 человек. Участниками на момент доклада, состоявшегося в начале декабря по итогам пяти недель работы, было подано без малого 480 предложений, сделано 3600 комментариев и проведено 8000 оценок. Среди основных мировых тенденций наиболее активно называлось развитие городского самоуправления, среди российских — отток квалифицированных специалистов, а зеленоградских — рост транспортной напряженности. Одной из важнейших задач, обозначенных в ходе проекта, стало вовлечение в управление городом различных сообществ с активным использованием ИКТ. На следующем этапе было предложено сформировать образ будущего Зеленограда. Всего подано 119 вариантов, из которых путем голосования добровольцев, а затем членами экспертного совета выбраны четыре. Краудсоринг решено применить и для решения других городских проблем. Например, касающихся развития сети велосипедных дорожек. Эту задачу поставил учитель одной из школ, посетовав на то, что их сеть не охватывает всю территорию города.

Прямой экономический эффект от использования данного инструментария Анна Коробова оценила в тридцать часов работы среднего муниципального служащего. Именно такой ресурс был отработан в ходе чуть более месяца действия проекта. Причем компетенция добровольцев оценивается довольно высоко.

В качестве ограничений Анна Коробова отмечает прежде всего необходимость мощной организационной поддержки. Нужны защита от троллинга, от использования средств «накрутки» голосов при голосованиях, а также целый ряд механизмов, координирующих деятельность участников команды. Есть немалый риск того, что в итоге пройдёт популистское решение, долговременные последствия которого могут быть отрицательными.