Сегодня все больше городов и регионов включаются в программу «Безопасный город». Мы знаем об этом не понаслышке. «Техносерв» ведет свыше десяти таких проектов в различных регионах страны. Какими бы «умными» ни были датчики и видеокамеры, в управлении городом главное, на мой взгляд, — добиться общей координации всех шагов участников информационного взаимодействия. Именно эту задачу — обеспечение координации и взаимодействия — решает «Безопасный город», что и делает его по-настоящему «умным».

«Безопасные города» интегрируют в рамках единого информационного пространства множество систем и периферийных устройств, стоящих на страже безопасности населения, но в основе всего этого лежат бизнес-процессы. Сотни сигналов датчиков и звонков граждан преобразуются в событие, порождающее реакцию системы — процесс, который должен быть выверен и отлажен.

Зачастую одно происшествие требует привлечения сразу нескольких городских служб и их слаженного реагирования. Например, если на линию электропередачи упадет дерево, то устранять последствия этого события должны ремонтники электросетевой компании, коммунальщики, спасатели, полиция, а значит, необходимо организовать их синхронную работу.

В федеральной нормативной базе созданы требуемые точки пересечения: Единая дежурно-диспетчерская служба — для города и ситуационный центр — для губернатора. Однако на практике события обрабатываются внутри ведомственных вертикалей и эти процессы не пересекаются. Иными словами, каждая служба использует собственные данные и действует исключительно по своим нормативным документам. Задача «Безопасного города» — обеспечить горизонтальные стыки во взаимодействии служб и ведомств. В рамках этой программы объединено полтора-два десятка федеральных и областных органов власти и как минимум пять-восемь городских служб. Во всех наших проектах мы обеспечиваем взаимодействие в общей сложности пяти или шести десятков организаций.

Именно поэтому еще на этапе проектирования в алгоритмы строящейся системы «Безопасного города» должны быть заложены регламенты реагирования на каждый из сотен инцидентов. Создаваемая матрица событий и действий для всех городских служб описывает логику работы системы, по сути формируя рефлексы городского организма. Крайне важно, чтобы все участники информационного взаимодействия с самого начала были вовлечены в работу, принимали участие в построении бизнес-процессов. Как показывает опыт «Техносерва», в проектах по «Безопасному городу» одна из наиболее трудоемких задач состоит в проработке алгоритмов действий, а также в консультации заказчиков по подготовке необходимой регламентной и нормативной базы для обеспечения полноценного информационного обмена. Более того, данный процесс является многоитерационным: система должна обучаться. В конкретных ситуациях зачастую бывает необходимо вносить коррективы, оптимизирующие процесс. Судя по опыту, полученному нашей компанией в Вологде и Архангельской области, такая работа занимает от двух до трёх месяцев. Она требует категоризации событий по всем регламентам и построения бизнес-процессов. Помимо всех местных участников этой работы в ней задействована команда из четырёх-пяти бизнес-аналитиков. Конечно, каждый следующий проект в новом регионе будет проще. У «Техносерва» уже готовы регламенты по базовым сценариям, которые могут тиражироваться, и тем не менее до 50% регламентов — это местная специфика.

Наша конечная цель — создать не программно-аппаратный комплекс, а организационно-технологическую платформу города или региона. В рамках такой системы каждый участник информационного взаимодействия получает доступ к нужной ему информации, включая ту, которая может содержаться в базах других городских служб. Помимо обмена статичной информацией система обеспечивает сквозную обработку данных: любое изменение в статусах происшествий, внесенный службой комментарий или запрос, а также сведения о силах и средствах мгновенно становятся доступными регламентированным участникам информационного обмена. Анализ событий крымского блэкаута показал, что если бы в регионе использовались автоматизированные системы, то процессы локализации проблем шли бы в несколько раз быстрее.

Наконец, нельзя не упомянуть роль «Безопасного города» как системы управления качеством — это оценка эффективности работы городских служб по инцидентам, индикация «узких мест» (например, аварийности) в системе городского хозяйства, вывод на уровень субъекта агрегированной информации для принятия управленческих решений. Сегодня можно с уверенностью говорить, что «Безопасный город» как подход к управлению городской жизнедеятельностью по уровню проработки процессов и организации межведомственного взаимодействия опережает другие программы концепции «умных городов». Проект сумел объединить в единое целое технику и процессы, а главное — обеспечить горизонтальные связи между участниками информационного пространства.