Развивая практику наших исследований, мы посчитали методически правильным, прежде всего, посмотреть, как компании реагируют на кризисную ситуацию, и по каким направлениям бизнес будет сворачивать свою активность. Результаты показаны на диаграмме 1 (естественно, можно было выбрать несколько вариантов ответов). Понятно, что это вопрос не к ИТ-директору. Но мы полагаем, что он если не участвует в выработке этой тактики, то как минимум должен находится в курсе выбора сделанного топ-менеджментом. Иначе, он собственно не ИТ-директор.

Основные выводы

1. Кризис уже затронул практически всех: лишь 10% компаний заявили, что активность сворачивать не будут.
2. Наиболее популярная тактика в условиях кризиса — это сокращение капитальных вложений.

Прежде всего, надо сказать, что кризис уже затронул практически всех: только 10% компаний заявили, что активность сворачивать не будут. И это результаты на 10 ноября, хотя с тех по кризис продолжает углубляться. Наиболее вероятно, что самые серьезные проблемы еще впереди.

Из оставшейся части 80% заявили, что у них будут сокращаться капитальные вложения. Лидерство этого направления вполне ожидаемо, но отметим, что его обозначили не 100% компаний, сокращающих свою активность.

Кризис одинаково равномерно влияет на такие направления развития, как выход на новые рынки и территориальную экспансию (более трети опрошенных компаний). Интересно, что предприятия пока не торопятся сокращать объемы производства/продажи продукции/услуг — только треть респондентов заявила об этом. Видимо, спрос во многих сегментах пока сохраняется, несмотря на очевидное его падение в целом ряде отраслей. Наконец, совсем мало компаний, которые планируют сокращение ассортимента. Вероятно, это временное явление, и следует ожидать изменения этой ситуации зимой или весной 2009 года, когда мы столкнемся с кризисом спроса. К тому же, сокращение ассортимента требует гораздо большей взвешенности, а следовательно, времени. Только по этой причине картина может измениться.

Группировка респондентов по тактике поведения в кризисе

Методология исследования предполагала использование предыдущего вопроса в качестве опорного. Для этого, исходя из структуры ответов о возможных направлениях сворачивания активности в условиях кризиса, нами были выделены пять групп компаний, исповедующих, как нам представляется, различную тактику в этом отношении. Результаты показаны на диаграмме 1группа.

1. Отсутствие изменений. Эта группа компаний выделяется предельно четко. Ее представители не видят основания для сокращения деятельности своей компании по какому-либо из отмеченных направлений, и поэтому ставят «крестик» исключительно напротив варианта ответа «ни по каким на­правлениям».

2. Развитие без капитальных вложений. Данная группа тоже выделяется очень четко — всего одной конфигурацией ответа. Это те компании, которые сочли нужным отметить «галочкой» один и только один пункт «сокращение капитальных вложений». Таких компаний, как мы видим, довольно много и, как мы полагаем, в данном случае просматривается их желание принципиально не жертвовать ни объемом, ни ассортиментом продукции, ни выводом новой продукции (по крайней мере пока). Даже при сокращении инвестиционных программ, можно пожертвовать не целым направлением развития компании, а такими параметрами, как время или качество этого развития. Территориальную экспансию, конечно, трудно осуществлять без капвложений, но далеко не для всех компаний такая форма в принципе была характерна до кризиса.

Оставшиеся три группы разбиты по принципу, определяющему то, какого сценария компании пытаются придерживаться, сокращая развитие: количественно масштабировать собственную активность в сторону сокращения, пытаться трансформировать ее по качественным параметрам или же «сжиматься по всем осям», сокращаясь комплексно.

3. Количественное сокращение. В данную группу входят компании, выбравшие для себя сокращение в отношении количественных показателей — прежде всего за счет сворачивания территориальной экспансии и уменьшения объема выпуска продукции.

4. Качественное сокращение. Сюда относятся компании, ориентированные на сокращение в отношении качественных показателей — прежде всего за счет уменьшения ассортимента и замедления темпов вывода новой продукции.

5. Комплексное сокращение. Эта группа составлена из компаний, явно ориентированных на сокращение деятельности по обоим выделенным нами сценариям.

Поскольку число отмечаемых вариантов ответов мы не ограничивали (можно было отмечать хоть все пять), то данные группы не столь четко определены как первые две. В ряде случаев смотря на конкретные ответы мы отходили от наших же шаблонов, считая, например, что такой казалось бы типичный «качественный» параметр, как сворачивание или замедление вывода новой продукции на рынок для автодилера (задержка вывода новой модификации той или иной модели автомобиля на рынок), означает скорее количественное сокращение бизнеса.

И наоборот, сокращение территориальной экспансии для предприятия, выпускающего уникальную машиностроительную продукцию, скорее является жертвой в отношении качества развития компании. Параметр сокращения капитальных вложений здесь нами не учитывался, так как отмечался почти всеми респондентами этих групп, независимо от стратегии «сжатия» бизнеса в том случае, когда об этом в принципе уместно говорить.