Сокращение ИТ-бюджетов и смена приоритетов в задачах, решаемых посредством ИТ, должна повлечь за собой изменения в политике автоматизации. Поэтому в «кризисном» исследовании мы спрашивали «По каким направлениям и в какой степени в связи с кризисом будут сокращаться или развиваться работы в области ИТ?» (диаграмма 5).

Основные выводы:

1. Достаточно сильно сокращаются работы в области развертывания ИТ-инфраструктуры, внедрения приложений и обучения персонала. По всем им треть компаний сильно сократила работы и еще треть — слегка. Но при этом есть немало — 10% компаний, у которых работы по этим направлениям возрастут. Напомним, что именно у 10% компаний ИТ-бюджеты возрастут.
2. В наименьшей степени от кризисных явлений страдает деятельность по поддержке ИТ‑систем. Возможно, это реальный показатель существующей зависимости бизнеса от ИТ, то есть осознание факта, что нынешний уровень развития ИТ в бизнесе уже достиг того рубежа, когда резкие изменения связаны с существенным повышением рисков.
3. То, что наибольшему урезанию подвергнется обучение персонала можно трактовать двояко. Можно как несколько непродуманную и импульсивную реакцию — эту строчку быстро и просто сократить, хотя потенциально это может повредить качеству поддержки ИТ‑систем. А можно как признание того, что внутренняя квалификация в области поддержки в совокупности с качеством внешних услуг сейчас не такие уж плохие и обучение можно немного притормозить.

Более явный приоритет сворачивания инвестиций в сферу ИТ-инфраструктуры, при том, что интерес к развитию новых и имеющихся прикладных решений все‑таки не прекращается, нам кажется, можно объяснить наличием определенного задела по данному направлению. Вообще же осознание наличия имеющихся, а может быть, даже излишних резервов по инфраструктуре может так же сильно изменить некоторые, казалось бы, уже незыблемые подходы к развитию ИТ в корпорациях.

У направления, связанного с внедрением новых приложений, перспектива хуже, чем у того, что ориентировано на развитие систем уже существующих. И такое поведение вполне соотносится с изменением приоритетов в развитии ИТ, о котором мы говорили выше.

В наименьшей степени, как мы видим, от кризисных явлений страдает деятельность по поддержке ИТ‑систем, что тоже (повторим в очередной раз) говорит о явных или неявных попытках сохранить некую преемственность развития ИТ. Надеемся, это реальный показатель существующей зависимости бизнеса от ИТ, то есть осознания факта, что нынешний уровень развития ИТ в бизнесе уже достиг того рубежа, когда резкие изменения связаны с существенным повышением рисков. Пусть это больше желаемое, а не действительное положение дел, но это уже неплохой ре­зультат.

Отметим и то, что обучение персонала, судя по представленной диаграмме, будет подвержено наибольшему урезанию. Потенциально это может повредить качеству поддержки ИТ‑систем, внимание к чему предприятия ослаблять не собираются. И столь высокий показатель сокращения можно трактовать как несколько непродуманную и импульсивную реакцию — эту строчку быстро и просто сократить. В таком случае, советуем ИТ-директорам подходить к этому обдуманнее.

Однако с учетом не слишком радужных перспектив использования аутсорсинга (об этом в разделе «Снижение затрат на эксплуатацию») возможно, здесь ИТ-директора успели просчитать ситуацию. Связь слишком очевидна, и резкое сокращение обучения может говорить о том, что внутренняя квалификация в области поддержки в совокупности с качеством внешних услуг уже сейчас не такие уж плохие и обучение можно немного притормозить. Более неопределенная ситуация может сложиться с поддержанием темпа обучения, в связи с внедрением новых ИТ‑систем. Внедрение нового требует вложений в обучение, и это почти аксиома. Но вот какие направления предстоит развивать и какая при этом квалификация потребуется, — куда более сложный вопрос для прогнозирования, чем вопрос поддержки. И, возможно, с этим еще просто не было времени разобраться.

Направления сокращения ИТ‑бюджета в зависимости от тактики компании

Логично предположить, что степень сокращения ИТ бюджета вообще равно как и акценты в урезании отдельных его направлений будут зависеть от тактики поведения в кризисной ситуации, и на диаграмме 5-1 показаны соответствующие данные.

Основные выводы:

1. Компании, которые не планируют сокращений в отношении бизнеса также наиболее оптимистично настроены и в отношении ИТ-бюджетов, причем по всем пяти направлениям.
2. Между количественной, качественной и комплексной политиками свертывания бизнеса больших различий не видно.
3. Желание сократить затраты и на обучение систематически возрастает от группы «отсутствие сокращений» к группе «комплексное сокращение». Можно предполагать, что готовность экономить на обучении оказывается пропорциональной количественному сокращению ИТ-бюджета.
4. В направлении «поддержка инфраструктуры и приложений» все относительно стабильно — сущест­венного сокращения фактически не планирует никто.

Совершенно объяснимо то, что компании, которые не планируют сокращений в отношении бизнеса также наиболее оптимистично настроены и в отношении ИТ-бюджетов, о каком бы направлении мы не говорили. По всем пяти направлениям результаты здесь гораздо оптимистичнее средних по всему опросу. Очень заметная часть компаний данной группы планирует развиваться, что вполне соотносится с увеличением ИТ-бюджета у компаний этой группы. Отметим также, что вариантов ответа «сократится сильно» здесь практически не видно вовсе в том время как в других группах данный вариант иногда присутствует более чем в половине предоставленных нам анкет.

Обратим внимание на группу компаний, ориентированных на сокращение капитальных вложений. В сфере ИТ это означает прежде всего урезание расходов на развертывание инфраструктуры, что мы и видим. Но поскольку такие компании по нашему мнению по возможности стремятся не сворачивать свою профессиональную область деятельности, с бизнес-приложениями они так не поступают. То есть, ответы респондентов данной группы показывают, какой зазор между степенью сокращения инфраструктуры и прикладных систем могут на сегодняшний день позволить себе компании, которые стремятся по максимуму сократить капитальные затраты на ИТ, но при этом все‑таки стремятся развиваться.

Интересную картину мы видим в отношении обучения персонала. Точнее, если считать, что общее урезание ИТ-бюджета нарастает от группы «отсутствие сокращений» к группе «комплексное сокращение», мы видим что столь же систематически возрастает желание сократить затраты и на обучение. Внимание, сосредоточенное на обучении сотрудников, всегда считалось неплохим индикатором степени развития компании и даже конкретного направления этого развития, хотя далеко не всегда при этом являлось стопроцентно необходимым фактором, без которого двигаться в ту или иную сторону нельзя в принципе. А сейчас к этому добавляется еще и определенное ослабление напряженности на рынке труда. Иными словами в отношении обучения, похоже вовсе нет тех ограничений, которые присутствуют, скажем в случае поддержки ИТ‑систем, когда при любом дефиците финансовых ресурсов выполнять определенный объем работ все равно жизненно необходимо. И таким образом готовность экономить на обучении оказывается пропорциональной количественному сокращению ИТ-бюджета. В направлении, определенном нами как «Поддержка инфраструктуры и приложений» наоборот все относительно стабильно. Иными словами, какой бы тактики не придерживались компании, больше половины из них не стремятся сокращать работы в этом направлении, а существенного сокращения фактически не планирует никто.

Направления сокращения ИТ‑бюджета в различных отраслях

Прежде всего обратим внимание на отрасли с наибольшей базой респондентов. В маши­но­строении картина мало отличается от среднего распределения, и данный факт, может быть, является следствием того, что эта отрасль лучше некоторых других сбалансирована в отношении автоматизации по всем функциональным направлениям и всем уровням ИТ-поддержки. В ней автоматизация традиционно развивалась довольно гармонично.

В рознице и дистрибуции картина уже более существенно отличается от средней. Тут, например, развитие инфраструктуры, которое до сего момента, наверное, было больше связано с территориальной экспансией и количественным развитием торговли, сокращается больше чем в среднем по всем компаниям. Обратим также внимание на больший, чем средний процент респондентов в этих отраслях, которые указали на развитие имеющихся бизнес-приложений в текущих условиях. В рознице это может означать перенос акцента на автоматизацию торговых точек, которая естественно уже существует в той или иной форме, в дистрибуции же — на использование потенциала складских систем, которые также в данной отрасли уже довольно широко распространены, но используются пока не на все сто процентов.

Интересно отметить, что консерватизм металлургии и химии в отношении развертывания ИТ-инфраструктуры можно трактовать как продолжение уже намеченных тенденций, для развития которых кризис может явиться катализатором. Возможно, компании этих отраслей накопили достаточно мощный арсенал в этом направлении, и сейчас часто речь идет об оптимизации уже имеющегося арсенала, что также представляет собой самостоятельную и весьма непростую задачу.