Информационные технологии играют все более важную роль в работе любого предприятия. Журнал Intelligent Enterprise решил провести опрос среди ИТ-директоров организаций разного профиля и выяснить, какие архитектуры ИТ-систем сегодня оказываются наиболее востребованными и какие прикладные решения пользуются популярностью.

На конференции «Новые IT-решения для крупных предприятий», проведенной компанией Axelot, мы опросили около сорока ИТ-директоров и других ИТ-руководителей, задав им несколько достаточно общих, но вместе с тем весьма важных вопросов корпоративной автоматизации. Отвечая на вопросы, можно было выбирать несколько вариантов. Изначально нам было интересно выяснить, какие архитектурные усовершенствования управленческих ИТ-решений наиболее востребованы отечественными пользователями на данном этапе (рис. 1). Следует отметить, что особых сюрпризов при ответе на этот вопрос мы не получили: 82% респондентов отметили, что пользователи на данном этапе больше всего ценят возможность работать через Web-интерфейс. Любопытно, что на этом фоне наличие облачной версии приложения, функционирующей в режиме Software as a Service, показалось важным только для 4% респондентов. Очевидно, что эта цифра свидетельствует о том, что многие российские заказчики ИТ-услуг пока не готовы к потреблению облачных услуг, по крайней мере в отношении самой высокоуровневой облачной услуги, предполагающей размещение в нем «чужой» прикладной системы, пусть даже с тем же функционалом.

Практически столь же важной функцией, как и работа через Web-интерфейс, оказалась возможность масштабирования системы и работы в распределенной среде — 75% опрошенных отметили важность такого типа решения. Надо сказать, что данные два свойства можно в определенной мере назвать ортогональными, хотя и вполне сочетаемыми. Единый Web-доступ безусловно универсален, но все-таки особенно удобен при централизованной архитектуре, в то время как некоторые нюансы работы компаний в распределенной среде, обусловленные либо отраслевой спецификой, либо имеющейся инфраструктурой коммуникаций (или и тем и другим одновременно), тоже имеют место.

46% респондентов подчеркнули растущую важность мобильности, сказав, что имеет значение и возможность переноса системы на мобильные платформы. Можно сделать вывод, что мобильные решения играют все более серьезную роль. Это будет видно и из дальнейших ответов наших респондентов. Всего лишь 14% опрошенных отметили, что для них важна способность решения работать более чем на одной операционной системе. Вероятно, кросс-платформенность в настоящее время не является характерной особенностью архитектуры большинства компаний, и меньшинст­во рассматривает миграцию на другие типы операционных систем в будущем. Также очевидно, что подобные потребности существенно нейтрализуются уже становящимися стандартом де-факто в практике корпоративной автоматизации.

Мы также хотели узнать, какие прикладные функции в современных ИТ-системах, по мнению ИТ-директоров, нуждаются в усовершенствовании и дальнейшем развитии. Разумеется, каждое направление бизнеса имеет определенные особенности, тем не менее было интересно узнать и общую картину (рис. 2). Большинство респондентов (58%) отметили, что на данном этапе следует усовершенствовать функции, связанные с управленческим учетом. Показательно, что аналитические функции тоже становятся все более востребованными, и к ним, по сути, начинают относится не только как к универсальному инструменту составления отчетности, но и как к системе с набором функциональных свойств отраслевого уровня: 54% опрошенных отметили, что им необходимо развитие таких функций, как планирование и диспетчеризация производства, а также прогнозирование спроса. Сюда можно отнести и управление закупками — необходимость развития информационных систем в этом направлении отметили 38% респондентов. Несмотря на то что управление маркетингом в высококонкурентной рыночной среде по идее должно нуждаться в самых совершенных ИТ-инструментах, лишь 31% опрошенных ИТ-директоров отметили важность дальнейшей разработки и усовершенствования имеющихся инструментов. Также 31% респондентов отметили, что они нуждаются в более прогрессивном инструментарии для управления мастер-данными. Управление послепродажным сервисом, автоматизация которого по понятным причинам появляется уже вслед за решением соответствующих проблем на других стадиях жизненного цикла продукции, становится все более актуальным, и 31% опрошенных надеется на развитие ИТ-систем в этом направлении.

Новые ИТ-решения для управления продажами и управления основными средствами оказались нужны 27% респондентов. Управление данными об изделии и конфигурацией также оказалось не в топе ответов. Развития решений в этой области ждут 23% ИТ-директоров. Можно было бы объяснить это тем, что не всем нужен подобный функционал. Хотя очень многие отрасли современного производства вслед за машиностроением, в котором это направление, по сути, зародилось, все чаще начинают его использовать.

Всего 19% респондентов отметили, что решения по управлению складированием, хранением и перемещением ценностей нуждаются в доработке. Вероятно, это свидетельствует о том, что логистические функции в современных информационных системах развиты достаточно хорошо. То же можно сказать и об управлении взаимоотношениями с поставщиками, набравшем те же 19%. Любопытно, что усовершенствование решений для бухгалтерского учета ни один из респондентов не отметил как задачу первостепенной важности. Скорее всего, инструменты для бухучета и аудита на данном этапе полностью удовлетворяют руководителей российских предприятий. Результаты явно продемонстрировали, что большинство ИТ-директоров сейчас ждут развития аналитических инструментов. Это подтверждается и полученными ответами на вопрос о том, какие прикладные решения, работающие совместно с комплексными системами управления бизнес-процессами, в настоящий момент могут оказаться наиболее полезными для бизнеса (рис. 3). Три четверти респондентов, как и следовало ожидать, сошлись во мнении и отметили, что именно решения в области бизнес-аналитики могут дать наибольшую отдачу для бизнеса.

Показательно и то, что 61% опрошенных ИТ-директоров уверены: полезными для бизнеса могут оказаться решения в области документооборота. Вообще, эффективное управление документооборотом, как отмечается на многих профильных мероприятиях, оказывает позитивное влияние и на бизнес-процессы, и на корпоративную культуру, поэтому не стоит удивляться, что так много ИТ-руководителей возлагают надежды на перспективные решения в этой области.

Системы автоматизированного сбора первичной информации о ходе основных процессов (АСУТП), по мнению 36% респондентов, могут принести бизнесу дополнительные возможности. Стоит отметить, что эта цифра оказалась одним из «сюрпризов» опроса, ведь очевидно, что в подавляющем большинстве производственных компаний именно АСУТП и является основным инструментом. Впрочем, с появлением множества доступных мобильных и встраиваемых устройств, способных явно или в фоновом режиме собирать данные, в очень многих непроизводственных отраслях начали формироваться «свои АСУТП».

Почти треть опрошенных (32%) подчеркнули, что корпоративные порталы в той или иной степени способны принести бизнесу отдачу. Надо сказать, что выстраивание взаимодействия с сотрудниками в корпоративных сетях способно по крайней мере повысить их мотивацию и оптимизировать коллективную работу, что уже немаловажно.

Сейчас уделяется много внимания теме, связанной с управлением неструктурированными видами контента, однако лишь 14% респондентов уверены в том, что в настоящий момент это может принести конкретную выгоду бизнесу. Таким же образом ситуация обстоит и с другим популярным веянием — социальными сетями. Хотя о важности работы с соцсетями сегодня говорят абсолютно все, лишь 7% опрошенных заявили, что системы сбора информации из социальных сетей на данном этапе смогут принести бизнесу пользу. Вероятно, инструменты работы с этими платформами пока не так хорошо развиты, как хотелось бы, так что ИТ-директора предпочитают делать ставку на решения, проверенные временем, а не тратить время и силы на неясные и дорогостоящие инструменты.

В заключительной части опроса мы хотели узнать, для каких конфигураций программно-аппаратного комплекса важно создание заранее преднастроенных и сконфигурированных решений, гарантирующих пользователю совместимость и производительность интегрированных решений (рис. 4).

Две трети респондентов (67%) отметили, что заранее преднастроенная конфигурация важна для комплекса, включающего в себя управленческую систему и серверный комплекс. Очевидно, что ключевыми задачами такой системы будут исключительно вычисления самого разного класса. Почти половина опрошенных ИТ-директоров (48%) уверены, что преднастройки важны в случае управленческой системы и системы хранения/резервирования данных, основная задача которой — скорее уже не вычислительные задачи, а задачи ввода/вывода информации. Акцент, который на самом деле делается, сильно зависит и от отраслевых нюансов, и от того, какой класс корпоративных систем мы рассматриваем. Но гарантия совместимости и производительности, получается, в целом важней для вычислений.

Как и следовало ожидать, преднастроенная конфигурация оказалась важна для мобильного рабочего места, по мнению более чем трети опрошенных (37%). Только вследствие того, что смартфоны и коммуникаторы требуют принципиально иного интерфейса и формата представления данных, необходимость заранее проведенной и при этом достаточно глубокой и продуманной кастомизации программно-аппаратного решения очевидна. И это не говоря уже о том, что помимо особенностей интерфейса в связи с распространением мобильных приложений появляются и другие особенности, больше связанные с изменением содержательной деятельности. Дополнительную актуальность этот вопрос приобретает и из-за высокого распространения мобильных устройств среди высшего и среднего руководства.

Всего 26% респондентов отметили, что заранее настроенная конфигурация играет роль в случае управленческой системы и стационарного рабочего места. Хотелось бы отметить: эти цифры вовсе не свидетельствуют о том, что обеспечение рабочих мест неактуально. Даже самым «инновационным» специалистам понятно, что стационарные места будут существовать еще долго. Очевидно, они «менее привередливы» и не требуют заранее сконфигурированного решения.