Прошедшая в нынешнем году очередная выставка DOCFLOW заставила задуматься о том, по какому пути развивается одно из самых мощных направлений корпоративной автоматизации, связанное с управлением документами, а если быть точнее, то с управлением корпоративным контентом. В этом смысле полезно провести некоторые параллели с американским форумом AIIMExpo, который также устраивается ежегодно и посвящен той же самой тематике. Если просмотреть презентационные материалы компаний и аннотации сопутствующих выставке AIIMExpo секционных докладов, то можно увидеть, что словосочетание «Enterprise Content Management» (ЕСМ) является здесь одним из доминирующих. Это понятно, тем более что сам термин впервые был определен самой американской ассоциацией AIIM (Association for Information and Image Management). Однако хочется обратить внимание, что ECM в данном случае трактуется не в качестве некого нового класса систем, к которому большинство участников так или иначе пытается притянуть собственные продукты, а как платформа для создания решений. Действительно, согласно определению ECM представляет собой набор технологий, используемых для создания систем управления, хранения, архивирования и распространения корпоративной информации и документации. Определение действительно звучит расплывчато, и при этом кажется, что оно должно вбирать в себя чуть ли не подавляющее большинство имеющихся на рынке технологий — от аппаратных платформ хранения и массового ввода данных до систем описания бизнес­процессов и редактирования изображений. И при этом думается, что даже крупных компаний, которые могут претендовать на разработку неких полных комплексных ECM­решений, может не оказаться вообще.

При всей масштабности выставки AIIMexpo ‘2007 на роль апологетов, или неких центров практической реализации ECM­технологий, судя по её стендам, действительно претендуют очень немногие компании. Это безусловно EMC, быть может, отчасти Microsoft, и тут список практически исчерпывается. В этом смысле AIIMexpo совсем не походит на те форумы, где заметны лишь 5—10 грандов индустрии, делящих рынок между собой. Основной контингент ее участников представляют небольшие фирмы, подавляющее число которых в России вообще неизвестно. И, похоже, дело здесь не только и не столько в разнице задач, стоящих перед различными корпоративными рынками. Характерно именно отмеченное отношение к ECM как к платформе для построения решений. Здесь надо вернуться к определению, которое дала ассоциация AIIM, и к некоторым её же сопутствующим пояснениям. Согласно им в соответствии с задачами ECM (создание, хранение, архивирование и пр.) рынок рано или поздно генерирует те или иные классы приложений. Это могут быть системы архивации документов, управления Web­контентом (включая порталы), автоматизированного сканирования перевода системы workflow и BPM (Business Process Management) и т. д.

И та часть AIIMexpo, которая связана с сессионными докладами и круглыми столами, как раз проливает свет на то, каков один из механизмов формирования подобных решений. У кого­либо из заказчиков имеется та или иная бизнес­задача, связанная с обработкой контента. При этом решение может строиться в соответствии с известным принципом конструктора «лего», когда вы начинаете с некой начальной конфигурации, уже имеющейся на предприятии. К ней подводится ряд необходимых информационных сервисов, будь то распознавание текста или форм на бумажных носителях, системы информационного поиска и преобразования форматов, обеспечение безопасности и т. д.

Подобный акцент, думается, полностью определяет подход к формированию структуры докладов конференции, которая сопутствует каждой крупной выставке и которая существенно отличается от той практики, что мы обычно наблюдаем в России. Иными словами, на AIIMexpo не действует привычный для нас принцип «кто выставляется на стендах с решениями, тот о них и рассказывает в докладах». Там выступают либо представители заказчика, либо независимые консультанты (а порой и те и другие), рассказывая именно о таких сборных решениях.

Что касается DOCFLOW, то здесь пока ситуация несколько иная. На выставке доминируют производители и интеграторы комплексных систем, и словосочетание «поддержка полного жизненного цикла управления документами» является для них, пожалуй, главенствующим. Уже наметившееся на протяжении ряда лет явное связывание проблем Web­контента и электронного документооборота со всеми инфраструктурными функциями в большинстве случаев развивается на базе наращивания функций в уже имеющихся продуктах. Да, речь идет и о решении специализированных задач, но, как правило, здесь имеется в виду не интеграция систем и компонентов, а скорее кастомизация единого комплексного решения под клиента.

Хотя если прислушаться к сообщениям участников, то определенные изменения в их тональности заметить можно. Например, неоднократно произносимая в докладах аббревиатура BPEL (Business Process Execution Language), упоминания которой вовсе не было на DOCFLOW образца прошлого года, неявно наталкивает на мысль о смещении акцентов в сторону «компонентизации» монолитного направления, связанного с электронным документооборотом. Да и понятие сервисов в применении к управлению документами тоже затрагивается всё чаще. Но для формирования мощной сервисно­ориентированной среды, создаваемой в масштабах всего данного направления корпоративной автоматизации, как известно, одних технологий (будь то пресловутая SOA или еще что­нибудь) недостаточно. Нужно массовое движение поставщиков комплексных систем в сторону технологической «нарезки» функционала на сервисы. Но скоре всего столь же важно и наличие серьезной инфраструктуры решений, которые содержательно, а не технологически развивались изначально и продолжают развиваться поныне в качестве самостоятельных сервисов. Компании, представляющие такие решения, вряд ли окажутся в самом центре внимания какой­либо одной выставки, но зато к ним всегда будет стабильный интерес на большинстве из них, какому бы конкретному направлению информационной поддержки бизнеса она ни была посвящена и где бы она ни проходила. Такие решения на DOCFLOW всегда представлялись, и на последнем форуме их разработчики выступали тоже.

Компания ABBYY является одной из таковых и притом единственной участницей обеих упомянутых выставок — AIIMExpo и DOCFLOW. И надо сказать, что будучи российской фирмой выглядит она и там и там абсолютно гармонично. Дело, опять­таки, во­первых, в отмеченных выше особенностях AIIMExpo, а во­вторых, в явной содержательной ориентации ABBYY на сервисы — по переводу бумажных документов в редактируемый вид, переводу на другие языки, полнотекстовому поиску и пр. На DOCFLOW подобные и более чем популярные в среде корпоративной информационной инфраструктуры предложения отчасти заслоняются «системами полного жизненного цикла». Однако в случае более акцентированного перехода на компонентную структуру в системах электронного документооборота положение может измениться. Технологически и функционально отлаженные, четко позиционируемые, востребованные со стороны заказчика сервисы никогда, наверное, не смогут все вместе образовать монолитный продукт для электронного документооборота. Зато всегда и везде они будут популярны как элементы неких конструкторов, из которых собирается система для решения конкретной задачи.