В мире

Различные сегменты рынка интеллектуальных карманных устройств показывали разную динамику. Так, продажи КПК продолжают снижаться. Второй квартал текущего года, по данным IDC, стал десятым по счёту, показавшим такое снижение: оно составило 26,3%. За 2005 год продажи снизились на 18%. Называются и более высокие темпы снижения. Например, Canalys считает, что во втором квартале 2006-го продажи КПК по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на треть.

Однако если к КПК добавить коммуникаторы, для которых первичной функцией остается работа с данными, то ситуация изменится. В результате по оценкам Gartner всё за тот же II квартал 2006 года продажи не уменьшились, а выросли, хотя и на довольно скромную величину в 3,7%. Напомним, что Gartner, в отличие от IDC и Canalys, включает в свою статистику устройства, имеющие модуль мобильной связи.

Но при этом корпоративные продажи КПК не снижаются. Основным источником падения является потребительский сегмент, для которого более привлекательны конвергентные устройства — коммуникаторы и смартфоны. Спрос на них не только не уменьшается, но и продолжает расти. Так, по данным IDC, в I квартале 2006 года продажи коммуникаторов и смартфонов по сравнению с IV кварталом 2005-го выросли. И это в традиционно провальном начале года! Ну а если сравнивать с первыми тремя месяцами 2005-го, то реализация более чем удвоилась.

Значительное снижение рынка КПК привело и к другим последствиям. В частности, недополучение доходов от продажи процессоров вынудило Intel и AMD продать свои подразделения, занятые работами над чипами на ядре ARM — XScale и Alchemy соответственно. О заключении данных сделок обе компании объявили в самом конце второго квартала, с интервалом в несколько дней. Тем более, что производство процессоров с ядром ARM сопряжено с оплатой лицензионных отчислений. Плюс ко всему рост интереса к конвергентным устройствам делает более привлекательными микросхемы от TI и Samsung.

Спад на рынке несколько повлиял и на расстановку сил среди вендоров (рис. 1 и 2). В частности, Acer по версии IDC находится на грани выхода из «большой пятерки». Эта компания продемонстрировала наибольшее снижение продаж — почти на 70%. Хотя надо отметить, что потери понесли все, другой вопрос, насколько велики они были. Так, например, несмотря на довольно существенное падение, Dell сохранила свою долю на рынке, а Mio даже усилила свои позиции. Тем не менее Dell уже давно не обновляет свой модельный ряд, и руководство компании близко к тому, чтобы совсем уйти с этого рынка. HP выпускает новые устройства с завидной регулярностью, но не спешит обновлять ПО. И именно с этим связывают то обстоятельство, что продажи ее продукции снижались более высокими темпами, чем рынок в целом.

Рис. 1. Доли основных производителей в общемировом объеме продаж КПК по итогам II квартала 2006 года Рис. 2. Доли основных производителей в общемировом объеме продаж КПК и коммуникаторов по итогам II квартала 2006 года

По данным Gartner, наиболее высокие темпы снижения продемонстрировали Nokia (40,5%), Palm (26,7%) и HP (15,1%). Несколько упали продажи и у Research in Motion (RiM), но это по большей части связано с особенностями учета: ряд новых продуктов этой компании по методологии Gartner уже относится к смартфонам.

Крупнейшими игроками на рынке смартфонов IDC считает Nokia, Panasonic, NEC, RiM и Sharp. При этом Nokia контролирует почти 43% всего рынка. А вот Panasonic, NEC и Sharp за пределами Дальнего Востока малоактивны, а RiM только в нынешнем году развернула экспансию за границы Северной Америки.

В России

На российском рынке, как и в мире в целом, сказывается неопределенность, связанная с разграничением между секторами мобильных помощников. Из-за того, что различные агентства по-разному определяют, что считать КПК, что смартфоном, а что коммуникатором, данные могут различаться в разы. Так, например, ITResearch оценивает продажи КПК за весь 2005 год в 194 тыс. штук, а SmartMarketing (с учетом конвергентных устройств) — уже в 397 тыс. штук, из которых «чистые» КПК составили лишь 31%. Ну а группа компаний Divizion реализацию одних только смартфонов оценила в 974 тыс. штук.

В целом тенденции на российском рынке карманных компьютеров соответствуют мировым: продажи «чистых» КПК снижаются, а конвергентных устройств растут, причем весьма высокими темпами. Однако если по данным ITResearch реализация КПК упала на 3,9%, то SmartMarketing зафиксировала рост в 2,2 раза, и это несмотря на негативные последствия кризиса, связанного с таможенными проблемами, которые имели место в ключевом IV квартале.

В текущем году высокие темпы роста сохранились. Так, по данным SmartMarketing продажи интеллектуальных устройств в I квартале по сравнению с аналогичным периодом 2005 года выросли в 3,7 раза. Продажи смартфонов по результатам первого полугодия 2005 года, по оценке группы компаний Divizion, увеличились в 2,7 раза.

Среди программных платформ, по оценке SmartMarketing, в текущем году лидерство захватила Windows Mobile (рис. 3), хотя по итогам 2005 года доли Windows и Symbian были равны. Впрочем, первый квартал никогда не был показательным, и ситуация может измениться, причем существенно. Ведущими игроками на рынке карманных интеллектуальных устройств являются Fujitsu Siemens, High-Tech Computers (HTC; включая устройства с маркой Qtek), HP, Nokia и Palm. Агентство ITResearch в группу лидеров включает и компанию Asus, однако по его методологии устройства Nokia не считаются КПК.

Рис. 3. Распределение карманных интеллектуальных устройств
по программным платформам по итогам I квартала 2006 года


Наиболее конкурентным является сегмент устройств на платформе Windows (рис. 4). А вот среди моделей на базе Palm и Symbian доминирующие позиции занимают соответственно Palm и Nokia. Хотя надо отметить, что оборудование других производителей, в частности Sony Ericsson и Rover, также представлено на рынке Symbian-устройств, и их отсутствие опять-таки связано с особенностями учета.

Рис. 4. Распределение устройств на платформе Windows Mobile
по производителям по итогам 2005 года

На российском рынке смартфонов по-прежнему лидирует Nokia (рис. 5). Хотя по итогам января — июня 2006 года доля этой финской компании снизилась на три процентных пункта, её доминирование остается подавляющим. Сократили свое присутствие на рынке Sony Ericsson и Motorola. Зато положительную динамику демонстрируют HTC (Qtek) и Samsung. Особенно аналитики из Divizion отмечают удачный старт последней, которая, выйдя на рынок лишь в 2005 году с тремя моделями, в очень короткое время завоевала второе место. Впрочем, тогда же с рынка ушла Siemens, занимавшая довольно заметное место, и Samsung удалось выиграть битву за дистрибьюторов, работавших с продукцией германского концерна. Так что совместному предприятию BenQ — Siemens как прямому наследнику Siemens в сегменте мобильных телефонов (которая не так давно вышла на российский рынок смартфонов) предстоит решать весьма непростую задачу.

Рис. 5. Доли основных производителей
на российском рынке смартфонов по итогам января—июня 2006 года