Мария Суханова

Каковы особенности ведения проектов по поставке и монтажу презентационного оборудования? На эту тему мы попросили высказаться экспертов из фирм — поставщиков соответствующих систем. Ответы на наши вопросы дали представители компаний Activision, «ДеЛайт 2000», «Оптима», Polymedia, «РТА-ТехноИнжиниринг» и «Систематика».

Стержень проекта

Представляя на своих сайтах выполненные проекты, компании-поставщики группируют их различным образом — и по типу использованного оборудования, и по назначению помещений, где оно устанавливалось, и по отраслям, в которых работают заказчики. Что же в наибольшей степени определяет особенности проекта по созданию систем отображения информации?

«Если говорить о технических особенностях, то они в первую очередь зависят от типа аппаратуры, — констатировал руководитель группы проектирования инженерных систем компании “Систематика” Владислав Баринов, — однако сам этот тип определяется постановкой задачи: какую информацию необходимо отображать, для чего и в каком режиме». Юрий Дагаев, начальник отдела профессионального оборудования фирмы «РТА-ТехноИнжиниринг», обращает внимание на то, что системы отображения создаются в основном в рамках комплексных проектов, где каждая задача с помощью современного оборудования может быть решена несколькими способами. Поэтому с его точки зрения главным фактором, определяющим особенности проекта, является функциональная насыщенность устанавливаемой системы.

Если заказчик сам ставит задачу (пишет полное техническое задание), то поставщик сразу знает тип аппаратуры. Но так бывает отнюдь не всегда, и тогда надо помочь заказчику с выбором. По мнению директора компании Activision Юрия Ильина, если заказчик не в состоянии самостоятельно написать техническое задание, то прежде всего следует выяснить, «...какую информацию ему нужно отображать, затем — где именно». Михаил Петров, генеральный директор «ДеЛайт 2000», описал подход, в котором за отправную точку берется основная функция системы — демонстрация, обучение, мониторинг или поддержка принятия решений — и анализируются связанные с этой функцией бизнес-процессы: «Анализ позволяет определить информационные потоки и на основе этих данных разработать сценарии сбора и вывода информации. От сценариев, в свою очередь, зависят требования к аппаратному обеспечению. При этом необходимо не только формально определить основные процессы, но и “неформально” вписать аппаратные средства в существующие помещения с учетом удобства для тех, кто будет работать с оборудованием».

По мнению Бориса Переверзева, директора по стратегическому развитию компании Polymedia, основные параметры системы определяются прежде всего типом отображаемой информации. Ключевым понятием здесь выступает необходимая информационная емкость дисплея, от которой зависит его разрешение и конфигурация. В диспетчерских центров управления сложными технологическими процессами разрешение дисплея может быть самым разным (например, 3072Ч1536 или 11 520Ч3072 пикселов). Для показа компьютерных презентаций достаточно существенно меньшей емкости и обычно используется одно из стандартных компьютерных разрешений (XGA, SXGA+ и т. д.). «Правда, — добавляет эксперт, — распространение в последнее время оборудования HDTV с высоким разрешением (1920Ч1080) и соотношением сторон 16:9 провоцирует усложнение презентационных систем, выражающееся в “многооконных” презентациях с несколькими информационными потоками на одном экране». Исходя из требуемого разрешения и конфигурации выбирается технология дисплея (прямая/обратная проекция, многопроекторная система, модульная видеостена, плоская панель, многоэкранная система на базе плоских панелей). Дополнительно учитываются параметры аудитории (размер, расположение зрителей относительно дисплея) и особенности восприятия информации. «Собственно, — резюмировал Борис Переверзев, — это почти универсальные критерии, с которыми можно подходить к разработке любой системы, от диспетчерского центра электрических сетей до выставочного дисплея на стенде».

Требования и стандарты

Какими правилами регламентируется построение презентационных систем? «В настоящее время, — указал Юрий Дагаев (РТА), — не существует нормативных документов, в которых были бы сведены воедино все требования к монтажу, наладке и эксплуатации любого презентационного оборудования. Поэтому компании, работающие на этом рынке, руководствуются различными документами, иногда, к сожалению, устаревшими или не имеющими прямого отношения к проектируемым системам». Михаил Петров («ДеЛайт 2000») перечислил три группы стандартов, так или иначе связанных с проектированием систем отображения: стандарты на автоматизированные системы (34-я группа ГОСТов), СПДС — строительные стандарты (так как аппаратура привязывается к конкретному помещению) и ЕСКД — стандарты на конструкторскую документацию. Константин Барсуков, руководитель направления систем отображения информации компании «Оптима», особо выделил международный стандарт, определяющий эргономические требования к диспетчерским залам и ситуационным центрам: «Там предусмотрено буквально всё, включая, например, такие параметры, как максимальный угол обзора для оператора или допустимые цвета стен и мебели. Мы в точности соблюдаем эти нормы, тем более что на их выполнении настаивают и наши заказчики».

Помимо общих стандартов существуют требования, определяемые производителями оборудования. Владислав Баринов («Систематика») разделил их на три категории — эргономические, требования к монтажу и эксплуатационные — и отметил, что они свои для аппаратуры каждого типа и при выполнении проекта должны увязываться с действующими строительными нормами и правилами.

А что делать, если не удается увязать исходные параметры проекта с какими-то требованиями, — скажем, помещение диспетчерской с точки зрения эргономики слишком мало для экрана необходимого размера? Константин Барсуков («Оптима») назвал несколько возможных подходов. Например, можно повысить разрешающую способность экрана и соответственно его информационную емкость (впрочем, слишком мелкое изображение недопустимо). В других случаях удается оптимизировать представление информации и сделать схему более компактной, так что она будет помещаться на дисплее допустимой ширины и высоты (это требует перепрограммирования системы визуализации). Если достаточно придвинуть видеостену вплотную к стене помещения (это довольно распространенная ситуация при переоборудовании старых диспетчерских), можно использовать видеокубы, обслуживаемые с фронтальной стороны, но их выбор не очень велик.

Здесь же надо сказать о бюджете, который, естественно, в любом проекте ограничен. Как правило, компания располагает средствами, которых хватает только для решения текущих задач, но никак не будущих, пусть даже ближайших. Тем не менее потребности компаний в развитых технологических средствах, включая системы отображения, растут вместе с их бизнесом, и при проектировании презентационных систем это необходимо учитывать. «Современная аппаратура во многих случаях допускает масштабирование, но чтобы воспользоваться этой возможностью, будущее наращивание нужно предусмотреть уже на этапе разработки решения, — отметил Владислав Баринов. — Это позволит в дальнейшем избежать ненужных трат».

Этапы и команда проекта

В отличие от самих систем отображения процесс их создания четко регламентируется. Этапы их разработки и построения заданы отечественным стандартом из упомянутой Михаилом Петровым 34-й группы (ГОСТ 34.601—90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»). Для простых проектов ГОСТ допускает работу по сокращенному циклу, исключающему некоторые этапы. Константин Барсуков заметил, что это характерно для случаев, когда проект заключается в замене прежней системы отображения на более новую того же типа и все параметры инсталляции более или менее ясны заранее. Если же система устанавливается в помещении, где ее раньше не было, необходима работа по полному циклу, причем совместно со специалистами, выполняющими архитектурный проект.

Владислав Баринов перечислил семь стандартных этапов проекта:

  • определение потребностей заказчика и постановка задачи;
  • написание технического задания;
  • разработка решения, выбор оборудования, проектирование системы, дополнительных инженерных подсистем, планирование работ по подготовке помещения, согласование с заказчиком;
  • поставка оборудования;
  • строительная подготовка помещения, подготовка инженерного обеспечения, монтаж системы;
  • пуско-наладочные работы;
  • сдача системы заказчику.

Похожие перечни (с меньшим числом этапов, но аналогичным составом работ) привели и другие эксперты.
В состав своей проектной команды все поставщики, участвовавшие в опросе, включают инженеров-проектировщиков различных профилей (собственно по системам отображения, по инженерным системам, по строительным работам), монтажников и специалистов по настройке оборудования (инсталляторов). Команду всегда возглавляет руководитель (менеджер) проекта, в некоторых случаях в ней присутствуют также главный инженер проекта, дизайнер, системный архитектор. В вопросе о том, кто должен представлять заказчика, эксперты разошлись сильнее, но все едины во мнении, что с его стороны необходимы те, кому предстоит работать с системой (пользователи, специалисты служб эксплуатации). «Счастливый случай, когда удается поработать с архитектором заказчика», — заметил Борис Переверзев (Polymedia).

Проблемы

Каковы основные сложности при создании систем отображения? На этот вопрос эксперты дали близкие, но не совпадающие ответы. С точки зрения Бориса Переверзева одна из главных сложностей заключается в противоречиях между теми или иными архитектурными либо дизайнерскими решениями, а также традициями взаимного расположения зрителей (слушателей) в помещении, с одной стороны, и особенностями работы аудиовизуальных систем (в основном экранов коллективного пользования) — с другой. По мнению Владислава Баринова, труднее всего увязать в единый комплекс все необходимые дополнительные подсистемы (свои для каждого типа проектов), по оценке Михаила Петрова — скоординировать действия всех служб и субподрядчиков. Чтобы избежать накладок (или по крайней мере свести к минимуму их негативное воздействие), нужно планировать сетевой график с учетом возможных нестыковок.
Юрий Дагаев разделил проекты на краткосрочные и долгосрочные. Первые должны выполняться быстро, чему могут мешать задержки поставок (в первую очередь на таможне, если оборудование доставляется из-за границы). Для вторых на передний план выходит проблема согласования — с самим заказчиком (который может по ходу проекта корректировать свои требования) и с многочисленными смежниками. Наиболее эффективное решение достигается «...при непрерывном и четком управлении проектами в условиях постоянного изменения внешних и внутренних факторов». Важную роль при этом играет внутренняя система менеджмента качества оказываемых услуг. Юрий Ильин (Activision) в качестве проблемы отметил также невыполнение сроков поставок, причем по вине как таможенников, так и изготовителей заказного оборудования — и зарубежных, и отечественных.

Установка и обслуживание

«Идеальный вариант — это когда нас приглашают на стадии проектирования помещения. Хороший — когда помещение находится на реконструкции или капитальном ремонте. Хуже всего, когда в помещении закончен ремонт и хозяева решили нашпиговать его электронной начинкой», — заметил Юрий Ильин. «Прекрасно, когда архитектор изначально понимает законы работы аудиовизуальной [AV] системы, — развил похожую мысль Борис Переверзев. — Вариантов оформления помещения множество, а вариант инсталляции проектора — один. Это, конечно, некоторое преувеличение, но AV-проектировщик гораздо менее свободен в выборе компоновки аппаратуры, чем архитектор или оформитель помещения».

Константин Барсуков привел некоторые требования к месту установки: достаточный размер (если устанавливается видеостена, то с учетом места для обслуживания позади нее), ровный пол, определенный температурный режим (важен не только максимум и минимум температуры, но и скорость ее изменения). На видеостену не должен падать прямой солнечный свет — если окна расположены так, что он все-таки в определенные часы на неё попадает, необходимо предусмотреть плотные жалюзи.

В помещении, готовом к монтажу AV-системы, должна быть полностью завершена отделка (и проведена влажная уборка), подготовлены все кабельные каналы и закладные устройства, дополнительные инженерные подсистемы, обслуживающие данное оборудование, а также место для его установки. Системы вентиляции, кондиционирования, электропитания, заземления должны работать в штатном режиме. Если какие-то работы запаздывают, то, по мнению Михаила Петрова, можно выполнить механическую сборку оборудования, затем законсервировать его на время оставшейся подготовки, а по ее завершении настроить. Однако, как указали некоторые эксперты, необходимо тщательно беречь аппаратуру от пыли, к которой она очень чувствительна.

Но вот система установлена — и что теперь? У заказчика должен быть сотрудник, ответственный за ее эксплуатацию (все эксперты упоминали о необходимости его присутствия в проектной команде) и текущее техническое обслуживание — чистку оптики и экранов, замену ламп, фильтров; элементы, имеющие ограниченный ресурс, как правило, включаются в комплект поставки в качестве ЗИП.
Поставщик, со своей стороны, обеспечивает техническую поддержку для нештатных ситуаций, хотя Михаил Петров считает необходимым среди мероприятий по сопровождению предусмотреть и плановое техобслуживание (профилактику, технический контроль работоспособности и т. п.). С ним согласен и Юрий Ильин: «Все больше и больше заказчиков соглашаются на заключение договоров по техническому (сервисному) обслуживанию тех объектов, на которых произведены инсталляции, и это правильно — никто не знает всех нюансов и тонкостей оборудования лучше, чем те, кто его поставил и смонтировал».