Текущие задачи управления запасами в масштабах цепочки поставок сегодня в России уже решаются. То, что пока это делается в ограниченном масштабе, обусловлено, в частности, недостаточной популярностью ряда функциональных компонентов информационных систем и, быть может, некоторыми недостатками в культуре использования исходных данных. Вместе с тем прогресс здесь также налицо.

Один из ключевых моментов, характерных для развития современных технологий управления закупками и запасами, состоит в том, что данная проблема, как подчеркнуто в первом интервью текущего номера, постепенно становится межотраслевой. Представители ритейла, логистики и производства вынуждены решать ее в тесной интеграции друг с другом, а тот результат, которого добивается каждый из них, соответственно все в большей степени зависит от качества работы партнера. Забегая немного вперед и ссылаясь на публикации данного выпуска, отметим, что среди характерных примеров методических приемов, пока не распространенных в нашей стране, но вместе с тем способствующих оптимизации запасов, были приведены VMI (Vendor Managed Inventory), а также категорийный менеджмент.

Практика их применения в России, пожалуй, не столь богата, однако она все­таки существует. Один из примеров — совместный проект известной компании­производитля Nestle и крупной торговой сети «Мосмарт», посвященный управлению категории «кофе», о котором недавно было доложено на итоговой конференции некоммерческого партнерства ECR­Rus, созданного четыре года назад с целью внедрения методов эффективного отклика на запросы потребителей. Для нынешнего этапа данного проекта, по признанию самих его участников, больше характерны акценты на управлении ассортиментом категории и распределении под входящие в нее товары полочного пространства в магазине, нежели на управлении промоакциями, закупками и складскими остатками, для чего собственно и предназначен категорийный менеджмент.

Данная ограниченность трактовки, наверное, связна с текущими потребностями как розничного, так и производственного бизнеса, однако она зависит и от того, о каких функциях бизнес­систем сегодня можно говорить, что они отработаны российской практикой. Как отмечается в материалах данного выпуска, в контексте решений по управлению запасами речь пока идет о «продвинутых» внедрениях учетных функций, точечном использовании аналитического инструментария (в основном, надо полагать, в форме универсальных OLAP­средств) и значительном дефиците работающих и управляемых с помощью информационных систем статистических моделей, центральной среди которых является модель прогнозирования спроса. А именно последние во многом являются основой успешного решения тех задач категорийного менеджмента, которые оказались не затронутыми в упомянутом проекте. Универсальный же OLAP­анализ (разумеется, при наличии достоверных первичных данных) представляется вполне эффективным инструментом поддержки для той части задач, которые были решены.

От управления спросом к VMI

Мартин Арутюнян, заместитель генерального директора i2 СНГ
(infor channel partner)

Внедрение прогрессивных методик управления запасами сегодня очень актуально, хотя решение этой задачи требует выполнения ряда предварительных условий. Так, например, для применения VMI необходима поддержка некоторых ключевых бизнес­процессов, в частности управления спросом. Под управлением спросом мы понимаем не только составление прогнозов продаж при помощи статистических моделей и алгоритмов, но и согласование данного прогноза с функциональными подразделениями — маркетинга (для учета промоакций и рекламной активности), складской логистики (для пересчета количества товарных позиций, скажем, в необходимые складу или распределительному центру объемные параметры), транспортной логистики (для планирования объема работы транспортных средств — собственных либо привлеченных). Только после появления согласованного прогноза и его утверждения мы можем говорить о плане продаж.

Синхронизация мастер­данных как глобальная инициатива, безусловно, также поможет повысить эффективность, качество и точность процессов по всей цепочке поставок. Очевидно и то, что в мастер­данные должны быть включены не только потребительские свойства того или иного товара, но и вся информация, критически важная для четкого функционирования складской и транспортной логистики. 

Вместе с тем к принятию рынком весьма совершенного аналитического функционала (по крайней мере со стороны ритейла) постепенно подталкивают некоторые сегодняшние проекты, также направленные на совместную оптимизацию запасов. Например, «Вимм­Билль­Данн» совместно с рядом продуктовых ритейлеров ведет ряд проектов, направленных на решение одной из типичных проблем совместного управления запасами — сокращения дефицита товара в торговых точках. При этом уже сейчас четко различаются две стандартные ситуации: отсутствие его на полках магазинов (out­of­shelf) и отсутствие на складе торгового предприятия (out­of­store). В плане информационной поддержки речь здесь больше пока идет о корректной методике сбора информации, о присвоении ей правильных атрибутов и помещении в OLAP­кубы и на страницы портала в удобной для просмотра и анализа форме. Вместе с тем разделение двух ситуаций дефицита запасов так или иначе заставит разделять и причины их возникновения — будь то некачественный мерчендайзинг, плохо спланированная промоакция, недопоставка или некорректная спецификация заказа. Если действительно пытаться разделять эти проблемы и решать каждую из них отдельно, то тут же должна возрасти потребность в функциях автоматизации, которые далеко не всегда имеются в ERP­системах, но стандартно присутствуют в специализированных продуктах ИТ­поддержки ритейлового бизнеса. Речь, например, идет об управлении промоакциями, планировании ассортимента или о совместном управлении запасами с помощью уже упомянутой концепции VMI, ИТ­поддержка которой фактически отдельной строкой декларируется в ряде систем автоматизации.

Новая ситуация и новые задачи, возникающие в цепочке поставок, свидетельствуют и о том, что более или менее зрелый уровень внедрения учетных систем в каждой отрасли отнюдь не означает полного решения проблем с исходными необходимыми бизнесу данными. Во­первых, информация, традиционно присутствующая в этих системах, ориентированных в свою очередь на решение финансово­экономических задач, не является и вряд ли когда­либо будет полной. Классический пример — элементарные геометрические размеры товара, важность достоверной информации о которых в складской логистике, в частности, подчеркивает ИТ­директор «ЮниТранс Логистик» Андрей Холинов (см. интервью на с. 32). Характерно, что и категорийный менеджмент в уже активно развивающейся форме оптимизации полочного пространства также требует точных сведений о размерах того или иного элемента товарной номенклатуры, о чем еще вчера можно было не думать. В некоторых направлениях розничной торговли одним из важных атрибутов может оказаться цвет товара, который для складского оператора, стоящего между производителем и продавцом, может вообще не иметь никакого значения. Подобная детализация информации о товаре тоже не появляется автоматически по мере все большего охвата бизнеса функционалом учетных систем.

Еще один аспект повышения культуры подготовки исходных данных для современных методик управления запасами связан с переходом к статистическим оценкам в бизнесе. Осознание того факта, что объективно вычисленная вероятность некоторого события (скажем, доставки груза от определенного поставщика в определенный период времени) может быть куда более полезно и значимо, чем необъективно полученное; но более понятное всем конкретное прогнозное значение вряд ли приходит в одночасье. Однако чем более конкурентным становится рынок, а стало быть, чем в большей степени взаимозависимости находятся конкуренты, тем, наверное, в большей степени будет ощущаться необходимость статистического представления даже исходных данных для решения тех или иных задач оптимизации запасов.

Многое определяется зрелостью бизнеса

Денис Стороженко, директор практики «Розница»,
компания Columbus IT Russia

При внедрении категорийного менеджмента акцент делается на управление ассортиментом и определенные аспекты мерчендайзинга, такие как выкладка товара. В прин­ципе функционал современных бизнес­систем вполне позволяет решать и более сложные задачи, касающиеся данной категории. Однако нельзя забывать об обратной зависимости: функциональность информационных систем, получившая наибольшее развитие в нашей стране, элементарно зависит от спроса на решение конкретных бизнес­задач. Иными словами, текущий уровень предложения на рынке информационных систем зависит от текущего уровня развития бизнеса и соответствующих этому уровню потребностей. Для партнера — разработчика информационной системы покрыть единой функциональностью всю связку «производитель — логистическая компания — ритейлер» в нынешних российских условиях можно только в двух случаях: либо когда все эти компании входят в один холдинг, либо когда одна из них является огромной по нашим масштабам западной корпорацией, которая может задать тон всему своему бизнес­окружению.

Еще одна проблема, стоящая на пути внедрения эффективных межотраслевых механизмов управления запасами, — несогласованность мастер­данных и отчасти их неполнота и недостоверность. Данный факт также подчеркнут в материалах этого выпуска как одно из основных препятствий на пути формирования эффективных цепочек поставок, и, как часто считают, прогресс отечест­венного рынка здесь будет определяться деятельностью зарубежных компаний. В продолжение этого разговора вернемся к проектам, представленным на последней итоговой конференции ECR­Rus. Они в свою очередь свидетельствуют о том, что на российском рынке уже разворачиваются работы, направленные на решение подобных вопросов. Правда, пока можно говорить скорее о глобальных проектах, реализуемых в нашей стране крупными мировыми компаниями, чем о чисто российских инициативах. В частности, речь идет о совместном проекте компаний Nestle и Metro в области синхронизации мастер­данных, проводимой с помощью GDSN (Global Data Synchronization Network) — иерархической сети, функционирующей на основе Интернета и обеспечивающей партнерам по цепочке поставок обмен стандартизированными мастер­данными. С целью решения проблемы с синхронизацией специальная рабочая группа по унификации мастер­данных комитета по технологическому обеспечению ECR­Rus уже разработала спецификацию формализованного описания мастер­данных о товаре, учитывающую в том числе и требования российских ритейлеров. Иными словами, методическая проработка вопросов, связанных с качеством исходных данных, не стоит на месте, для чего необходимо, чтобы и информационные системы (в том числе и чисто учетные) подтягивались к требованиям новой ситуации.

Происходит ли это на самом деле — тема для отдельного разговора. Упомянем в этой связи лишь два­три примечательных факта. В конце прошлого года статус провайдеров услуг электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI) между торговыми партнерами получили шесть компаний, в том числе «1С». Это как раз может свидетельствовать о том, что для эффективной работы с первичными данными, генерируемыми внутри того или иного бизнеса, простого наращивания учетного функ­ционала на сегодняшний день оказывается недостаточно. Здесь необходимы принципиально новые инициативы.

Что касается алгоритмов их обработки, то значимость проблемы совместного управления запасами заставляет, по крайней мере крупных поставщиков прикладных ИТ­систем, делать определенные акценты. В частности, в структуре их предложений функции детального производственного планирования все чаще оказываются в группе функций, ориентированных на управление цепочками поставок, соответственно исчезая из стандартного раздела Enterprise Resource Planning. Движение это имеет отчасти маркетинговую окраску, но вместе с тем представляется знаковым.

И, наконец, еще одна любопытная тенденция связана с тем, что продукты класса PLM/PDM, некогда развивавшиеся исключительно как средства ИТ­поддержки жизненного цикла сложных изделий машиностроения, начинают проникать в другие отрасли, в которых (опять­таки в целях более эффективного управления запасами в перспективе) в проектирование будущего товара помимо производителя более активно вовлекаются и другие звенья цепи, стоящие ближе к конечному потребителю.