Разговоры о внедрении социальных карт начались еще в середине 90-х. А практические шаги в этом направлении начали предприниматься в 2001-м, когда в Москве был объявлен пилотный проект, первоначально очень неоднозначно принятый жителями всей остальной страны. Однако когда стало ясно, что монетизации льгот избежать не удастся, процесс внедрения таких карт в разных регионах стал поистине массовым.

Особенно активно этот процесс развернулся в 2006 году. Практически каждый месяц сообщалось о начале всё новых проектов в разных регионах и мегаполисах. Высокая динамика сохранилась и сегодня. Но важным отличием нынешнего времени является то, что процесс этот стал затрагивать регионы, которые считаются депрессивными, такие как Республика Алтай или Тамбовская область. Однако ничего удивительного тут нет: вложения себя оправдывают, и внедрение социальных карт позволяет закрыть целый ряд узких мест — впрочем, об этом ниже.

Обычно инициаторами проекта выступают администрации того или иного субъекта Российской Федерации. Но есть и исключения. Например, в Тамбовской области такого рода проект ведет ГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс». Правда, пока он охватывает только сферу ЖКХ.

Задачи

Во всех регионах основными задачами, которые должно было решить внедрение социальных карт, были следующие:

  • улучшение качества жизни людей;
  • совершенствование социальной политики;
  • повышение эффективности и адресности социальной поддержки;
  • расширение перечня услуг, предоставляемых населению;
  • обеспечение контроля за использованием бюджетных средств и их учета.

Разница состоит в функциональном наполнении проектов, особенно на первом этапе. Общей является лишь функ­ция идентификатора — того факта, что держатель документа относится к льготной категории. Где-то, в частности в Москве и Новосибирске, первоочередным стало всё, что связано с оплатой транспортных услуг (см. Intelligent Enterprise, №3/2007). Кроме того, в столице важной и востребованной оказалась функция социальной карты как средства, дающего право на скидку при покупке товаров и оплате услуг, тем более что перечень предприятий, где такая возможность предусмотрена, растет буквально ежедневно. Где-то региональные власти подтолкнула к введению социальных карт задача дополнительного лекарственного обеспечения, где-то во весь рост встали вопросы упорядочивания выплаты субсидий на услуги ЖКХ. В последних по времени проектах уже само начисление пенсий, пособий, стипендий и иных выплат производится на социальную карту. Наиболее показательны в данном отношении проекты в Чувашии (реализует компания «АйТи»), в Хакасии (фирма «Центр финансовых технологий»), в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе (оба проекта ведет «Систематика»). В дальнейшем это будет распространено и на те проекты, реализация которых была начата в более ранний период, в том числе на «Социальную карту москвича». Тем более, что социальные карты в большинстве своем изначально задумывались как полноценный платежный инструмент.

Пользователи социальных карт

Потенциально пользователями социальных карт являются все жители. Однако получателями их, по крайней мере на первом этапе, были только пенсионеры (причем те, кому пенсия выплачивается через органы соцзащиты), учащиеся и студенты. Впоследствии этот перечень расширяется. Например, пользователями «Социальной карты москвича» не так давно стали беременные женщины и молодые мамы.

Сами эти изделия представляют собой микропроцессорные карты, обычно с бесконтактным чипом или дуальные. Надо отметить, что их стоимость часто является ключевым условием победы в конкурсе на проведение такого проекта, и обычно она составляет около 60 рублей. Однако в целом ряде проектов используются банковские карты международных систем Visa Electron, Cirrus/Maestro, MasterCard — в последнее время намечается явная тенденция к расширению использования именно их. И здесь решающим фактором скорее всего является наличие работающей инфраструктуры по всей территории региона, а не стоимость самой карты как таковой. Более дешевые контактные и дуальные карты требуют принципиально другого терминального оборудования, что ведет к новым затратам и несовместимости между различными системами при переходе на межрегиональный уровень. Кроме того, применение банковских карт не требует введения дополнительной нормативно-правовой базы, что также немаловажно.

Тем не менее для держателя карта, как правило, будет бесплатной. Оплата требуется только при восстановлении утерянной, причем если это произошло не в первый раз. Обычно не взимается даже комиссия при обналичивании средств через банкомат другого банка. В ряде случаев, как, например, в Республике Саха (Якутия) на социальную карту начисляются повышенные проценты по вкладу.

В Новосибирске и Челябинске социальную карту за плату может приобрести любой житель города, не обязательно льготник. В этом случае она будет выполнять функции «продвинутого» проездного билета на все виды транспорта, а также средства для безналичных расчетов за услуги ЖКХ. Насколько нам известно, на момент написания этих строк данный случай пока уникальный.

Социальный регистр

Первоочередной и при этом наиболее сложной задачей при реализации такого рода проектов является создание процессингового центра. Обычно эти функ­ции выполняет Социальный регистр — государст­вен­ный ресурс, предоставляющий информацион­ное обеспечение при об­служивании субъектов и участников системы. Формированием и ведением Социального регист­ра занимается, как правило, специально созданное для этого государст­венное учреждение. Исключе­ние пока составляет только Тамбовская область, где, как уже было сказано выше, подобный проект осуществляет не администрация, а одно из предприятий сферы ЖКХ.

Основу Социального регистра составляет база данных о жителях региона, имеющих право на льготы. В целом же функциональность этой составной части Александр Пронин из компании «Систематика» охарактеризовал как «создание подсистемы управления бизнес-процессами, которая должна сыграть роль того самого связующего и управляющего слоя по обмену информацией в единой интеграционной схеме между распределенными межведомственными системами и единой базой данных жителей области» («От интеграции приложений к бизнес-интеграции» // Intelligent Enterprise, №10/2006). Как видно, это довольно сложная интеграционная задача, для решения которой в рамках проекта «Социальная карта жителя Свердловской области» использовались продукты IBM — WebSphere и MQ Series.

Для обеспечения полноценной работы Социального регистра необходимо построить центр обработки данных. При его проектировании важно не допустить просчетов в определении конфигурации технических средств, сразу предусмотрев резервы по масштабированию. Ситуацию может усугубить то, что функциональность карт со временем дополняется новыми приложениями, а к числу пользователей добавляются все новые категории населения. И примеры того, что техническое обеспечение приходилось модернизировать на ходу, уже есть. Так, в Москве то оборудование и ПО, которого было достаточно для задач, определенных на старте проекта, перестало справляться с новыми спустя два года. В результате по мере расширения задач, решаемых «Социальной картой москвича», это оборудование пришлось модернизировать, установив Unix-серверы HP Integrity вместо x86 и заменив СУБД Microsoft на продукты Oracle.

Пропаганда и обучение — залог успеха проекта

Очевидно, что для успешной реализации проекта необходимо информирование населения. Причем эта составляющая не менее важна, чем организационная, техническая или финансовая. Плохо проведенная пропагандистская кампания чревата ростом напряженности и недовольства, в то время как при должном уровне разъяснительной работы отношение к такому проекту определённо будет положительным. По этому поводу часто приводят пример Новосибирска, где внедрение социальной карты люди встретили с энтузиазмом. Там заблаговременно на всех остановках наземного транспорта и на станциях метрополитена развесили плакаты, наглядно показывающие, как оплачивать проезд с помощью карт. Разъяснительная работа проводилась и через местные СМИ — газеты, радио, телевидение.

Необходимо также учить граждан пользоваться различными функциями карт, например оплачивать услуги через Интернет или с помощью средств мобильной связи. При этом нужно учитывать специфику такого непростого контингента, как пожилые люди, часто с низким уровнем образования, а в ряде мест еще и недостаточно хорошо владеющие русским языком. Скажем, в Якутске сотрудники банка, обслуживающего социальные карты, просто дежурили у банкоматов, помогая пользователям социальных карт снимать деньги. Причем для этого подбирались те работники банка, которые одинаково хорошо владеют и русским, и якутским языками. А задолго до введения карт все их потенциальные пользователи получили специальные плакаты и брошюры, также на двух языках, где подробно описывалось, как использовать карты.

Некоторые проблемы и опасения

Больше всего шишек было набито в Москве. Оно и понятно, быть самым первым всегда тяжело. Хотя это не помешало некоторым регионам допускать свои. Особенно много обид, иногда переходящих в протесты, вызывала политика отбора групп населения для охвата социальными картами. Например, почему сотрудники милиции и прокуратуры получили их, а работники детских садов и учителя нет, или почему чернобыльцам города N такие карты выдали, а наших обошли. Плюс ко всему много сложностей было сопряжено с обеспечением картами тех, кто получает пенсии и пособия не в органах социальной защиты населения. В Москве, например, на решение этого вопроса со всеми ведомствами в общей сложности ушло больше года.

Вторая проблема: далеко не сразу предприятия, которых обязали работать с «Социальной картой москвича», получили для этого оборудование. Кроме того, обслуживает эти карты лишь один банк, что, вообще говоря, является нарушением антимонопольного законодательства. Впрочем, данная проблема является лишь потенциальной. Надо отметить, что ту же ошибку повторил еще целый ряд регионов, в частности республики Башкортостан и Саха (Якутия), но источник ее лежит в другом: вести операции с социальными картами многие банки, особенно относительно небольшие региональные, просто не могут. В силу того, что у них нет необходимой инфраструктуры, а для ее построения не хватает средств.

Много проблем могут создать те, кто отказывается получать такие карты. Не важно, почему это происходит. Кто-то делает это по политическим и религиозным убеждениям, кто-то просто не доверяет безналичным платежным средствам, тем более что всевозможных «карточных» афер все больше и больше, и о них часто говорят в разного рода криминальной хронике. В результате, например, в Москве, по официальным данным ГУП «Московский социальный регистр», социальные карты не захотели получать более 4 тыс. человек. При этом навязывание услуги напрямую запрещено Гражданским кодексом России. Но своих льгот отказники, тем не менее, не лишаются. На этой почве уже возникали различные коллизии, а по мере расширения функций социальных карт их может стать еще больше.

Бывали сложности, порожденные извечным «хотели как лучше, а получилось как всегда», когда отрицательный эффект не был элементарно просчитан. В частности, в Москве попытка использовать социальные карты вместо пропусков и установка специальных турникетов в школах привела к очередям и всем сопутствующим неудобствам. Вот как оценивал ситуацию депутат Мосгордумы Евгений Бунимович: «Архитектура школ не самая подходящая для установки турникетов. Многие школьные вестибюли не приспособлены для установления нескольких турникетов. Потому и не могут пропускать детей без толкучки и очередей. Нет места и для считывающих устройств, которые должны отмечать посещаемость учеников». Кроме того, попытка использовать социальные карты для оплаты школьных завтраков стала занимать больше времени, чем при оплате наличными, из-за чего школьникам перестало хватать перемены и участились опоздания на уроки. Много жалоб поступает на нехватку терминалов, где можно просмотреть баланс карты. Плюс ко всему резко участились случаи утери карт. А поскольку они являются источником медицинской информации, то усиливаются (и справедливо) опасения, что такого рода сведения могут попасть не в те руки.

Тем более, что перечень держателей социальных карт в дальнейшем будет расти, и медицинские данные будут там храниться. Или по крайней мере карта станет своего рода ключом, с помощью которого их относительно легко можно будет получить. Вот разглашения этих данных люди и боятся, тем более что на Западе утечки такого рода информации случаются очень часто. Так что со временем можно ожидать резкого увеличения числа отказов от получения социальных карт.

Эффект

Строго говоря, проекты внедрения социальных карт являются, по крайней мере декларативно, некоммерческими. И тем не менее первые результаты выглядят весьма впечатляюще. Так, в Москве прямой экономический эффект по состоянию на конец 2005 года составил 2,4 млрд. рублей. Это в четыре раза больше, чем затраты на внедрение «Социальной карты москвича». Достичь такого результата удалось благодаря повышению адресности социальной поддержки населения. И это только за счет транспортных услуг. А по мере расширения функционального наполнения «Социальной карты москвича» эффект будет только расти.

В других регионах опыт поменьше, но и там отмечается отличный эффект, причем нередко с местной спецификой. В Челябинске, например, внедрение социальных карт позволило полностью устранить ущерб, связанный с использованием поддельных проездных билетов льготных категорий. А он по самым скромным подсчетам ежегодно составлял около трёх миллионов рублей на тысячу билетов по ценам 2002 года, когда одна поездка стоила шесть рублей. Кроме того, транспортники стали понимать, сколько они в действительности перевозят пассажиров льготных категорий, а муниципальные власти — сколько нужно платить транспортникам за эти услуги. Мало того, льготы удалось распространить и на транспорт коммерческих перевозчиков, чего раньше сделать не получалось. В Новосибирске также с помощью карт был оптимизирован пассажиропоток. Они оказались полноценным средством мониторинга, причем не понадобилось закупать никакого дополнительного оборудования и брать на работу новых сотрудников, а это прямая экономия, и не такая уж малая.

Естественным образом повышается адресность социальных услуг. Социальная карта обеспечивает адресность уже по той причине, что ее обслуживание просто не может происходить безадресным способом, без участия ее пользователя.

Есть и эффект, который сложно измерить в денежном эквиваленте. Так, например, оплата школьных завтраков на все сто процентов гарантирует от того, что деньги будут потрачены, например, на сигареты, пиво либо на «пищевой мусор» вроде чипсов и кондитерских изделий. Или система «Город», которая удобна простым гражданам тем, что избавляет их от необходимости стоять в очередях. Там, где на социальную карту производится выплата пенсий, их получатели избавлены не только от очередей, но им вообще не нужно идти за деньгами в Сбербанк или на почту. Это уже хоть и небольшие, но все же заметные шаги к повышению качества жизни.

При реализации проекта в Ханты-Мансийском автономном округе в качестве эффекта было также указано на «отсутствие необходимости посещения органов государственной власти для получения информации о положенных и фактически оказанных мерах социальной поддержки». Кроме того, уже на самой ранней стадии реализации этого проекта было отмечено заметное снижение нагрузки на отделения органов государственной власти по информированию населения в том, что касается прав на льготы.

О перспективах

Несмотря на всё вышеописанное, в настоящее время нигде в России пока нет полноценной социальной карты. Так что главная тенденция состоит в том, чтобы наращивать функциональность различными приложениями, а не только теми, которые наиболее востребованы региональными администрациями. Кроме того, уже довольно скоро можно будет говорить об объединении региональных социальных карт и введении некоего единого общефедерального стандарта, что также можно рассматривать как рост, но «вширь». В разработке проекта участвуют такие компании, как ФГУП ВНИИПВТИ, «АйТи», «Сберкарта», «Систематика», ГУП «Московский социальный регистр» и др. Предполагается, что данный стандарт будет выработан уже к концу нынешнего года. Это предусматривается ФЦП «Электронная Россия».

Единая карта должна будет заменить все остальные — транспортные, налоговые, медицинского страхования, кредитные и другие. С ее помощью будут выплачиваться заработная плата, пенсии и пособия, производиться иные выплаты. В память карты будут внесены все данные ее владельца, что позволит использовать ее в качестве документа, удостоверяющего личность, а также водительского удостоверения. Мало того, социальная карта должна стать полноценным платежным инструментом. Причем ее обладатели должны оплачивать не только коммунальные счета или проезд в общественном транспорте, но и обычные покупки, всевозможные услуги, выплачивать налоги и иные сборы или штрафы. Естественно, что пользователями социальных карт будут все, а не только льготные категории. Так что не случайно, что, например, в Самарской области подобный документ, обладателями которого в перспективе должны стать все ее жители, назвали не социальной картой, а социальным паспортом. О своем желании стать участниками такой системы, по данным РБК, заявили 70 финансово-кредитных организаций. Причем получатели карт смогут сами выбрать банк, который предложит им лучшие условия обслуживания.