Рассматривая тенденции, наблюдаемые в области развития ERP-систем, ведущие мировые информационные источники в последнее время все больше сосредотачиваются на деятельности всего трех поставщиков — SAP, Oracle и Microsoft.

При этом между строк нередко читается мысль о том, что остальные вендоры, количество которых за последние годы, надо сказать, заметно поубавилось, будут учитывать те направления, что очертили для себя гранды индустрии, а конкуренция немногих непримиримых соперников определяет соперничество подходов к построению ERP-решений и на всем остальном рынке. Оправданно такое «огрубение» может быть еще и потому, что эти «избранные» компании теперь явно пытаются охватить своими решениями предприятия практически любых размеров и отраслевой направленности, представить сопутствующую современным ERP-внедрениям прикладную инфраструктуру да еще насытить «технологическую подложку» всеми современными концепциями, начиная от SOA и заканчивая Web 2.0.

SMB — вечная тема

В сфере освоения малого и среднего бизнеса формально более высокую активность в 2007-м проявляла SAP. Уже в середине января прошлого года компания представила свое новое решение для SMB под названием A1S, которое в сентябре было переименовано в SAP Business ByDisign. Тогда же прояснилось, что широкий выход его на мировой рынок намечается на начало 2008 года, хотя перспективность A1S весьма интенсивно обсуждалась в течение всего года. Интерес к решению подогревался по крайней мере двумя обстоятельствами.

С одной стороны, дискуссии неминуемо стимулировались тем, что у SAP и без того, как известно, есть два решения для SMB, позиционируемые на нижнюю и верхнюю «половинки» SMB-пирога. Надо признать, аналитики за целый год так и не пришли к единому мнению о возможности конкуренции между теперь уже тремя продуктами, в конце концов заявив, что всё определят сами пользователи начиная с 2008 года. Однако в большей степени активность обсуждений SAP Business ByDisign связана с тесно ассоциируемой с данным решением моделью распространения корпоративного ПО. Речь идет о концепции Software as a Service (SaaS), которая предусматривает размещение решения на серверах разработчика или провайдера, стороннее его администрирование и дистанционный доступ к нему (как правило, посредством Web-браузера) пользователей-клиентов.

Сама SaaS, казалось бы, не нова и является своего рода вторым рождением концепции Application Service Providing (ASP), попытка активного продвижения которой в конце прошлого века, как известно, оказалась не слишком успешной. Возрождение интереса к этой модели в настоящее время обусловлено рядом серьезных технологических усовершенствований, принятых в практике корпоративных ИТ.

К тому же активизация внимания к SaaS сейчас подогрета двумя очень успешно развивающимися и активно обсуждавшимися именно в 2007 году проектами — NetSuite и SalesForce.com, которые целиком опираются именно на эту модель. В обоих проектах ставка пока преимущественно делается на работу в секторе SMB, и на сегодняшний день в основном продвигаются приложения, более близкие концепции CRM (автоматизация отделов продаж, маркетинга или сервисной поддержки). Кстати, по пути предоставления CRM-решений по модели SaaS (или, в терминологии некоторых компаний, on-demand — по требованию) так или иначе пошли практически все ведущие поставщики ERP-решений. Еще с 2006 года и SAP, и Oracle начали делать весьма серьезные шаги в этом направлении, развивая собственные системы SAP CRM 2007 и Oracle Siebel соответственно. Ходили даже упорные слухи о покупке SalesForce.com компанией Oracle, чего, впрочем, пока не произошло. С моделью Software as a Service в 2007-м активно связывала собственное CRM-решение Microsoft Dynamics CRM 4.0 (называемое также Titan) корпорация Microsoft. Все это дало аналитикам повод на протяжении прошедшего года систематически муссировать идею о том, что основной моделью распространения CRM-решений в ближайшем будущем станет именно SaaS.

Продвигаемся на SMB, но думаем о крупном бизнесе

Вообще в зарубежных публикациях (в отличие от отечественных) теме SaaS в 2007 году уделялось большое внимание, причём, что характерно, именно в связи с обсуждением ситуации на рынке ERP. В подавляющем большинстве случаев речь шла о малом и среднем бизнесе, главным образом в силу того, что данная модель, по мнению экспертов, не самым лучшим образом подходит для глубокой кастомизации ERP-решения под конкретного клиента. Кроме того, в него (по крайней мере на сегодняшний день) не слишком успешно встраиваются специфические компоненты, часто необходимые крупным компаниям в составе комплексных отраслевых ИТ-решений. Однако в конце года в некоторых публикациях стали появляться более смелые мысли по отношению к перспективам SaaS на рынке крупных ERP-внедрений. Этому, в частности, способствовал выход на IPO и, как следствие, существенная капитализация одного из апологетов SaaS-рынка — компании NetSuite, в арсенале которой имеется, пожалуй, даже большая, чем у других лидеров этого сегмента, доля решений, отличных от CRM. Отметим также, что изначально около шестидесяти процентов акций NetSuite принадлежало основателю Oracle Ларри Эллисону. И все же оценка перспектив SaaS на рынке крупных компаний в целом пока даётся с очень большой осторожностью.

Но при любой ситуации здесь важно другое. Рынок SMB — так или иначе очень крупный (одна SAP хочет захватить к 2010 году порядка 100 000 клиентов), и успехи на нем той или иной модели распространения делового ПО в виде многочисленных проектов будут активно рекламироваться и в конце концов станут известны всем. Предполагается, что вместе с этим значительно теснее будут ассоциироваться с практикой корпоративной автоматизации сопутствующие SaaS направления. Это, безусловно, SOA и Web-сервисы, интернет-ориентированные технологии Java, .NET , AJAX, Flash и т. д., а вместе с ними пресловутые композитные приложения, способные, в частности, легко связывать элементы приложений внутри компании с теми, что будут располагаться на площадке провайдера, а также с приложениями партнеров. По мнению аналитиков, это важнейшее условие успешности SaaS. А если все это считать реальной перспективой, то к подобным изменениям надо готовиться, в том числе (а может, и в первую очередь) имея в виду автоматизацию крупного бизнеса.

О том, насколько активно ведущие компании в течение последних лет поддерживали вышеперечисленные технологические концепции, говорилось много не только в зарубежной, но и в отечественной прессе. Для Oracle и Microsoft как для ведущих игроков инфраструктурного ПО это вполне естественно. Первая показывала высочайший уровень активности (как технологической, так и маркетинговой) в продвижении своих интеграционных решений. Помимо многочисленных инициатив в отношении Fusion middleware, Oracle во второй половине прошлого года даже усиленно пыталась купить авторитетнейшего производителя интеграционного ПО — компанию BEA Systems, и это ей все же удалось сделать в начале нынешнего года. Однако рвение здесь понятно. Ведь именно в интеграционных платформах, как правило, сосредоточен потенциал практической реализации базовых технологий, о которых мы говорили выше. Деятельность Microsoft в данном направлении (конкретно — в отношении BizTalk Server и SharePoint Server) была, пожалуй, не столь бурной, как в 2006-м, хотя это не помешало ей на одной из своих центральных конференций Convergence ‘2007 заявить о том, что впредь с продуктом Dynamics она будет значительно активнее выходить на крупных корпоративных заказ­чиков.

Вместе с тем SAP в течение последнего года также развивала новое для себя направление интеграционных решений. Для укрепления позиций NetWeaver корпорацией были куплены две небольшие компании (индийская Yasu Technologies и норвежская MaXware). Акценты на Java-технологии у неё за последнее время ничуть не ослабли, и это даже подтолкнуло топ-менеджеров SAP на форуме TechEd ‘2007 явным образом заявить, что ABAP не умер и хоронить его разработчик пока не собирается. Наконец, показателен пример начала сотрудничества SAP c Adobe в области технологии Adobe AIR. Последняя рассматривается как конкурент Web-браузерам и позволяет на базе тех же Web-технологий (в частности, HTML, AJAX и Flash) разрабатывать desktop-приложения, фактически заменяющие браузер на стороне клиента.

Подготовка «высокого уровня»

Даже идеальная технологическая платформа — это в лучшем случае только часть общей готовности поставщиков ERP-систем к композитным приложениям. Ведь чтобы создавать их, нужно иметь прикладные компоненты, которые можно было бы интегрировать, необходимы средства интеграции не технологического, а бизнес-уровня и, наконец, ERP-производитель должен позиционировать себя несколько по-иному, нежели раньше. Значительная часть такой «высокоуровневой» подготовки у Oracle и SAP в последние годы осуществлялась через стратегию приобретений. Еще пару лет назад, во время апогея интереса Oracle к расширению собственного бизнеса за счет покупки компаний, считалось, что она приобретает крупные предприятия, в то время как SAP, наоборот, предпочитает без мощного PR-сопровождения своих инициатив интегрировать в собственные продукты решения малоизвестных узкоспециализированных игроков. В последний год, по мнению экспертов, положение выровнялось. Как они отмечают, на корпоративном рынке все в меньшей степени становится справедливым тезис: «Там, где внедрен ERP-продукт одной компании, для системы конкурента места уже нет». В условиях доминирования композитных приложений любой узконаправленный элемент ИТ-поддержки может стать средством проникновения в ИТ-инфраструктуру заказчика, в том числе и уже частично освоенную конкурирующими продуктами. Наиболее типичным примером того, как учитывается это изменение, представляется приобретение компанией Oracle PLM-производителя Agile Software в середине 2007 года. Классические вертикальные решения подобного типа, как известно, часто сопутствуют крупным ERP-внедрениям в промышленности и, как правило, предлагаются сторонними поставщиками. Чуть позже Oracle заявила о том, что собирается сделать это решение дружественным по отношению к своей middleware-платформе Fusion и ближе «подружить» новый продукт с Web-сервисами и технологией Java. Очевидно, расчет здесь не в последнюю очередь на то, чтобы в условиях открытых композитных приложений, которые рано или поздно будут широко представлены на среднем и крупном рынке, иметь возможность выйти с узкоспециализированным решением в огромный сегмент производственных компаний, где спрос на PLM сейчас высок и очень стабилен. И при этом не сильно беспокоиться по поводу того, что ближайший соперник в лице SAP также имеет конкурентоспособное PLM-решение, из-за чего дорога ко многим заказчикам может быть попросту закрыта. Надо сказать, что в арсенал покупок обоих ERP-гигантов в 2007 году вошло по четыре-пять приобретенных компаний с продуктами специфической направленности, где ситуация, судя по сообщениям информационных источников, развивается примерно так же, как с Agile.

Разумеется, все эти изменения могут влиять и на позиционирование компаний на рынке. Та же Oracle на своей ежегодной конференции OpenWorld ‘2007, говоря о собственной ERP-системе, впервые пустила в обиход термин «best-of-suite», стремясь всячески подчеркнуть тот факт, что даже после многочисленных и в ряде случаев уже давних по меркам динамичного ИТ-рынка приобретений E-Business Suite представляет собой не монолитный продукт, а скорее набор лучших в своем классе (best-of-breed) приложений, объединенных в рамки одного набора (suite) по некоторым правилам.

Однако так или иначе, но ERP-решения должны все-таки по-прежнему видеться корпоративным пользователям как единые платформы. Одних только низкоуровневых средств, входящих в состав интеграционных платформ, здесь недостаточно, а изначально жесткое связывание функций отдельных решений явно не соответствует современным подходам к созданию корпоративного ПО. В этой ситуации крупные ERP-производители все больше внимания обращают на «мягкие» средства консолидации на уровне бизнес-процессов в виде систем, определяемых в настоящее время как продукты класса BPM (Business Process Management). Два на сей раз крупных приобретения со стороны конкурирующих ERP-вендоров, осуществленные в 2007 году, по мнению аналитиков являются значительным вкладом именно в решение задачи создания полноценных BPM-систем. Речь идет о покупке Oracle компании Hyperion и о состоявшемся чуть позже приобретении SAP фирмы Business Objects. Вместе с тем сфера BPM — это поле битвы очень серьёзных игроков корпоративного ПО, включая таких грандов, как BEA, Tibco, IBM и Microsoft. И даже крупным производителям ERP-систем конкурировать здесь будет не просто.

В России без перемен?

Что касается российского рынка, то комментировать, что из вышесказанного наиболее актуально у нас, довольно трудно. Когда наблюдаешь рынок изнутри, всегда кажется, что он занят очень прозаичными проблемами и стандартными внедрениями. Впрочем, так, наверное, происходит везде. Вместе с тем на фоне рутины нельзя не заметить вечных и часто весьма абстрактных разговоров о завоевании рынка SMB, о потенциале SOA и Web-сервисов и при этом практически полного отсутствия темы SaaS. Думается, что тут мы заметно отличаемся от западного рынка хотя бы по тематическому спектру обсуждаемых вопросов. Хотя последовательные сторонники этой концепции в России есть, и некоторые потенциальные катализаторы данной технологии тоже. В частности, за последний год явно активизировалась деятельность по созданию независимых датацентров, а стало быть, и потенциальных платформ для размещения приложений. Число внедряемых интеграционных платформ в последнее время тоже возросло.

То, что будет происходить с реализацией ERP-проектов на крупном рынке, пожалуй, в меньшей степени зависит он нас и соответственно в большей — от активности самих поставщиков. Здесь следует заметить, что идеи BPM пока продвигаются на российский рынок в виде интегрированных проектов по внедрению ERP-систем и систем моделирования и анализа бизнес-процессов (наподобие ARIS). Даже без детального анализа можно сказать, что число таких проектов в прошлом году по сравнению с 2006-м в крупных отечественных компаниях явно воз­росло.