Эффективность бизнеса в современном мире во многом зависит от телекоммуникационной составляющей. Не последнюю роль играет здесь видеоконференцсвязь (ВКС). Например, нефтяная компания StatOil в результате внедрения ВКС на двадцати нефтедобывающих платформах в море получила экономию в размере свыше 440 млн. долларов.

Сегодня бизнес вплотную подошел к той черте, за которой привычные технологии уже не в состоянии способствовать дальнейшему повышению производительности управленческого труда. Исследование компании RoparASW показало, что электронной почты и телефона недостаточно для принятия оптимальных решений. При опросе выяснилось: 56% бизнесменов полагают, что они впустую тратят более тридцати минут в день, используя неэффективные средства общения. Только в США убытки, связанные с этим фактом, оцениваются в сумму 297 млрд. долларов в год. Согласно данным той же компании, при видеообщении собеседники почти так же хорошо понимают друг друга, как и при личном контакте (уровень понимания в этом случае — до 90% от максимального). Более того, согласно этим данным видеообщение более чем на 80% сокращает путаницу в разговоре по сравнению с беседой по телефону. Это и понятно, потому что до 73% информации человек получает через невербальные каналы, которые не доступны при использовании телефона. Когда видна мимика, людям легче найти взаимопонимание и принять правильное решение.

Внедрение ВКС — это и есть реальная возможность роста эффективности управления. Данная технология не только сводит к нулю расстояние, но и до некоторой степени сохраняет преимущества непосредственного общения человека с человеком.

Ситуация изменилась

Видеосвязь имеет давнюю историю. Видеотелефония как массовая услуга была разработана компанией AT&T и впервые представлена на всемирной выставке World’s Fair в Нью-Йорке в 1964 году. Дальше оборудование и видеотехнологии постоянно совершенствовались. Постепенно они обогнали свое время, но дороговизна этой техники довольно долго была одним из факторов, тормозящих рост спроса. Да и собой она тогда представляла настоящий «зоопарк»: каждый производитель разрабатывал свои уникальные алгоритмы кодирования и сжатия видеоданных. Лишь в последние годы произошел поворот в сторону стандартизации. Другим фактором, тормозящим распространение видеосвязи, было отставание развития электронных коммуникаций. В их состав неоднократно пытались включить видеопоток, но дело по большей части останавливалось на стадии эксперимента. Мультисервисные сети, которые сейчас служат основой для передачи видеосигнала, появились не так давно. Из экспериментального состояния до промышленного стандарта они выросли лет пять назад, а их географическое распространение началось лишь в последнее время. Поначалу передавать огромные объемы данных, обеспечивающих видеообщение, можно было только по сетям, построенным по технологии ISDN. Но эти сети не получили широкого распространения, в том числе и в России, опять-таки из-за дороговизны. Попытки передать видеосигнал с помощью обычной IP-инфраструктуры через Интернет или корпоративные сети были не совсем удачными. Особенность IP-технологии приводила к тому, что данные передавались с задержками, сигнал обладал низким качеством, доставленное изображение оказывалось зашумленным, а в звуковой части появлялось эхо. То есть уровень качества опускался до того критического порога, за которым он становился не интересен для практического применения в бизнесе.

Сейчас ситуация изменилась. IP-сети стали высокопроизводительными, а IP-инфраструктура — мультисервисной. На сегодняшний день в Москве и Московской области, на Сахалине, в Казахстане и Узбекистане уже предлагаются услуги, распространяемые по сетям NGN (Next Generation Network). Широкополосное интернет-подключение обеспечивает качественную передачу по IP-сети голоса и видео­изображения. Кроме того, современная корпоративная инфраструктура компаний также в основном базируется на протоколе IP.

В родном отечестве

Видеоконференцсвязь в России уже совсем не является экзотикой. В стадии реализации находятся проекты по расширению систем ВКС в российском филиале компании Danone, в Московском физико-техническом институте и многих других организациях. Она применяется в медицине, судебной системе, образовании, на морских судах и нефтяных скважинах. Более тысячи консультаций с применением видеосвязи ежегодно организует Научный центр имени Бакулева, оказывая помощь пациентам не только по всей России, но и в других странах СНГ. Благодаря внедрению и использованию видеоконференцсвязи в Верховном суде РФ значительно сокращены сроки рассмотрения кассационных судебных дел. Возможность рассматривать дела без доставки осужденных в здание суда ликвидировала перегруженность московских следственных изоляторов (раньше она троекратно перекрывала норму).

Значительные средства на обучении сотрудников казахстанского филиала сэкономил ГКТПЦ им. М. В. Хруничева. Валерий Меньшиков, директор НИИ космических систем — филиала ГКТПЦ — отметил, что инвестиции в видео­связь уже принесли как краткосрочные, так и долгосрочные положительные результаты и преимущества. По его словам, применение данной технологии помогает повысить производительность труда в проектах НИИ благодаря возможности обмена опытом, информацией и знаниями с коллегами со всего мира.

Все шире видеоконференцсвязь применяется чиновниками городской администрации Москвы. Это и не удивительно, потому что управление мегаполисом, в котором десять префектур, 124 района и более 10 млн. жителей, — задача сложная. Ежедневно требуют решения тысячи проблем, десятки проектов нуждаются в постоянном контроле. Мэр Москвы и представители Московской городской администрации должны собственными глазами видеть, что происходит на территории площадью более 1000 кв. км. И сегодня вместо того, чтобы тратить время на перемещение в столичных пробках, чиновники все чаще проводят личные встречи, совещания и т. д. с помощью систем ВКС. На сегодняшний день более 170 кабинетов Московского правительства оборудовано видеотерминалами, в том числе, конечно же, и кабинет Юрия Лужкова. В ближайшее время в администрации будет установлено еще 66 терминалов.

«В современной России с ее географическим простором и растущей бизнес-активностью использование ВКС-систем является закономерной необходимостью. В этом мы не раз убеждались при реализации своих проектов для представителей разных отраслей и сегментов экономики», — отметил Борис Попов, начальник отдела систем аудио- и видеоконференцсвязи «Энвижн Груп».

Не только удобство, но и экономический эффект

Конечно, сегодня организация видеоконференцсвязи стоит не дешево. Однако предприятия в результате внедрения такого решения получают не только удобство, но и впечатляющий экономический эффект. Приведем некоторые данные, полученные в результате исследования, которое компания Forrester Consulting выполнила в Exelon Corporation — одной из крупнейших национальных энергетических корпораций США. Услугами Exelon пользуется порядка 5,7 млн. потре­бителей, её годовой оборот превышает 15,2 млрд. долларов.

Исследование показало, что эффективность инвестиций Exelon в технологии видеосвязи превысила 140%. Затраты на проект были распределены на пять лет. При этом уже со второго года ежегодный эффект в денежном выражении превышал расходы; период возврата инвестиций составил 2,22 года, показатель ROI — 37% при IRR в 48%. Кроме того, совершенствование бизнес-процессов, связанное с внедрением видеосвязи, позволило компании высвободить значительный объем рабочего времени — порядка 18 000 часов в год, не считая 10 360 часов экономии на деловых поездках.

Основные факторы повышения эффективности актуальны и для российских компаний, работающих в различных отраслях экономики. Приведем два примера. Один — построение системы видеоконференцсвязи с использованием технологии высокой четкости (High Definition) в холдинге «ФосАгро», второй — проект в Абсолют-банке.

Сергей Рац, финансовый директор Абсолют-банка, рассказал: «К созданию системы видеосвязи нас подтолкнул проект по расширению регионального бизнеса. Ему отводилось одно из важнейших мест, за него отвечали топ-менеджеры банка, причем несмотря на широкую географию проекта мы были жестко ограничены во времени. Но это сыграло и положительную роль. Банк посчитал, что для выполнения плана руководство должно по крайне мере половину своего времени проводить в командировках. А это — прос­то нереально, учитывая загрузку топ-менеджеров. Тогда и возникла идея перестроить всю систему банковских коммуникаций и положить видеоконференцсвязь в ее основу».

Проект был начат в 2006 году и продолжается до сих пор, поскольку расширение региональной сети получило новый импульс в 2007-м и будет проходить и далее. Через ВКС банк осуществляет связь и со своими иностранными акционерами. В настоящее время настольные решения для организации ВКС имеются у топ-менеджеров и региональных управляющих организации, в проект включена также аппаратура для переговорных комнат и конференц-залов (системы телеприсутствия).

Что касается результатов работы, то Сергей Рац прокомментировал их так: «Мы получили двойной эффект. Во-первых, удалось выполнить тот региональный проект, ради которого система видеосвязи и создавалась. Масса совещаний, переговоров, сопровождавших запуск этого бизнеса, шла по ВКС. Но и после того, как все заработало, видеосвязь не потеряла своего значения. Сейчас это основной инструмент оперативного общения, которым активно пользуется служба управления персоналом. Например, все собеседования при приеме на работу управленцев среднего звена и ниже проходят только по ВКС. На эту инфраструктуру опирается система дистанционного обучения банка. Кроме того, уже решив региональную задачу, мы оказались перед новой, весьма амбициозной. Наш банк вошел в состав одной из международных кредитно-финансовых структур, и вновь на интеграцию были выделены кратчайшие сроки — всего несколько месяцев. А ведь речь шла о совершенно другой корпоративной культуре, о разных системах управления, о разных ИТ-инфраструктурах. И здесь система ВКС проявила себя как идеальное решение для управления процессом слияний — поглощений. При этом мы сэкономили очень значительные средства на командировках и выиграли на эффективности совещаний — за счет того, что к нему можно в любой момент подключить нужного человека».

В холдинге «ФосАгро», занимающем первое место в Европе и второе в мире по производству фосфорсодержащих удобрений, также был осуществлен проект построения системы ВКС. Подразделения компании расположены по всей территории России. Сначала система видеоконференцсвязи была создана в опытной зоне, в которую вошла управляющая организация холдинга и несколько региональных объектов — «ФосАгро АГ», «Апатит» и «Аммофос». Чуть позже к абонентам ВКС присоединилось предприятие «Череповецкий азот». Кроме персональных решений для кабинетов топ-менеджеров и оборудования переговорных комнат комплекс ВКС включает серверное оборудование для обеспечения многоточечных видеоконференций, оптимизации передачи трафика между абонентами и централизованного мониторинга и управления всей системой.

Павел Вахнин, директор по информационным технологиям «ФосАгро», рассказал: «В связи с большой территориальной распределенностью наших объектов мы ставили задачу оптимизации и повышения эффективности управления. Пилотное внедрение системы ВКС полностью оправдало наши ожидания, поэтому мы приняли решение оснастить ею ключевые объекты “ФосАгро”. Созданная система позволит нам ускорить принятие решений по ключевым вопросам, требующим присутствия всего руководящего состава, а также существенно сократить финансовые затраты на деловые поездки сотрудников. Помимо управленческих проблем мы решаем вопросы совершенствования нашей ИТ-инфраструктуры — когда специалист головного офиса дает рекомендации инженерам на местах посредством видеосвязи». На сегодняшний день ВКС используется в «ФосАгро» более двух часов в день. По словам Павла Вахнина, система ВКС помогла компании в процессе внедрения Oracle E-Business Suite, которое проходило практически одновременно с построением ВКС.

Несколько рекомендаций

Компаниям, планирующим построить у себя систему ВКС, Сергей Рац советует разумно подходить к созданию культуры видеоконференцсвязи. «Командировки, в которые многие менеджеры просто любят ездить, совсем отменить не удастся, но через решение рутинных вопросов (в нашем случае кредитные комитеты, частые презентации) люди начинают понимать, насколько важно именно живое общение (а через видеоконференцсвязь оно как раз возможно) без необходимости тратить время на постоянные разъезды, — отметил он. — И постепенно это становится частью их рабочего дня». Сергей Рац подчеркнул также, что «…первоочередное значение надо придавать мультирешениям, с помощью которых можно проводить как конференции, так и презентации, и оборудование ВКС прежде всего устанавливать в конференц-залах, чтобы вовлекать в это дело как можно больше людей. Дальше по значимости идёт оснащение персональных мест топ-менеджеров».