По наблюдениям западных экспертов, ни одна область универсальных коммуникаций не привлекает сегодня такого внимания, как видеоконференцсвязь. По мере того как качество связи повышается, а стоимость оборудования и каналов снижается, видеоконференции все шире используются для дистанционных совещаний между работниками, находящимися на значительном расстоянии друг от друга, и с успехом заменяют командировки, существенно сокращая соответствующий бюджет.

Из участников опроса, проведенного американской компанией Nemertes Research, три четверти планировали внедрить у себя некоторую форму видеоконференцсвязи. При этом переговорные традиционного типа определенно уходят в прошлое: у многих респондентов они на момент опроса уже имелись, но устанавливать новые такие системы собиралось меньшинство. Основной рост приходился на системы на базе ПК (бюджетный вариант) и, что более существенно, системы телеприсутствия, которые обходятся в среднем в 250—300 тыс. долл. за точку, не считая дополнительных затрат на поддержку и канал связи. Хотя ИТ-бюджеты после кризиса все еще остаются скромными, телеприсутствие внедряли или собирались внедрять более половины опрошенных компаний — правда, чаще всего речь шла об оборудовании ограниченного числа комнат в крупных офисах. Отсюда аналитики Nemertes Research заключили, что телеприсутствие обладает в глазах высших руководителей компаний особой ценностью, поскольку, в отличие от всех прочих форм дистанционных совещаний, представляет собой полноценную замену живому общению. Оно позволяет собеседникам забыть о технической стороне дела и целиком сосредоточиться на взаимодействии друг с другом.

Российские предприятия обычно довольствуются традиционными средствами проведения видеоконференций. Систем телеприсутствия пока мало; один пример — видеосеть для совместной работы на базе технологий Tandberg/Cisco, объединившая подразделения департамента социального развития Тюменской области в 25 районах Западной Сибири.

Вернемся к исследованию Nemertes Research. Согласно его данным, невысокое (по сравнению с другими типами оборудования) качество изображения у систем на базе ПК тормозит развитие этого сегмента, который увеличивается медленнее, чем предполагалось, хотя и вполне стабильно. И это внушает серьезные сомнения по поводу перспектив конференц‑связи на основе мобильного видео.

В ближайшие два года эксперты ожидают бума в сфере мобильного видео, так как сотовые операторы планируют широкое развертывание скоростных беспроводных сетей на базе технологий 4G, а производители смартфонов неуклонно совершенствуют процессоры и встроенные видеокамеры своих устройств. Есть основания полагать, что новые технические возможности обеспечат прорыв в сфере мобильного видеонаблюдения. Так, в Аннаполисе (штат Мэриленд) полицейские патрульные машины оборудованы видеокамерами, передающими изображение в полицейское управление; переход с 3G на 4G позволил сократить задержку с трех-четырех секунд до полусекунды, и это привело к качественному скачку в оперативности реагирования. Однако для видеоконференций скорость передачи не так важна. Частные пользователи, по всей вероятности, будут охотно беседовать по видео, но Фил Редмен, вице-президент по исследованиям Gartner Group, специализирующийся в области сетевых сервисов и инфраструктуры, не верит, что бум затронет корпоративный сектор. «Для перехода от голоса или текстовых сообщений к видео нужна достаточно веская причина, — говорит Редмен, — а здесь ее нет». Разговаривать по видео из не приспособленного для этого помещения (или с улицы) означает передавать собеседнику помехи, которые будут его только отвлекать, и чем лучше связь, тем больше помех. Стефан Карапетков, директор по перспективным технологиям компании Polycom, рассуждает иначе: мобильная видеоконференцсвязь позволит члену команды, отправившемуся в командировку, присоединиться к видеоконференции, остальные участники которой находятся в своих офисах, и такая возможность, скорее всего, будет востребована.

Стационарность против мобильности

Дмитрий Синицын,
директор по маркетингу ОАО «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»).

Услуга видеоконференцсвязи становится все более востребованной среди крупных компаний, особенно с территориально распределенной структурой. Преимущества ее очевидны: это ощутимое сокращение бюджетных затрат, снижение транспортных и временных издержек, высокий уровень безопасности, оперативность в организации переговоров с большим числом участников.

Сегодня на рынке представлены десятки различных решений от производителей из Европы, Азии, Америки, стационарных и мобильных. Мобильные решения, как правило, представляют собой «коробочные» продукты, включающие экран, встроенную камеру и микрофон. Однако наибольшим спросом пользуется все же стационарная видеоконференцсвязь, которая предлагает множество вариантов «конструктора» для оснащения переговорных комнат. Учитывая насыщение улиц транспортом, компании, имеющие несколько офисов только в одном городе, будут стремиться к более рациональному использованию рабочего времени сотрудников, поэтому спрос на такие системы и каналы связи будет расти.