Корпоративные коммуникации больше не зависят от инфраструктуры связи: пользователь может находиться у себя в офисе, дома, в командировке, в дороге — набор доступных ему услуг связи в идеале останется одним и тем же. Зато коммуникации, кажется, попали в зависимость от прикладных систем.

Тенденции в сфере корпоративных коммуникаций могут показаться парадоксальными: с одной стороны, связь становится все совершеннее и многообразнее, и роль ее возрастает, с другой — она утрачивает самостоятельность, и прежние лидеры телекоммуникационного рынка сдают позиции ИТ-компаниям. Посмотрим, как это происходит. Созданием систем унифицированных/объединенных коммуникаций (unified communications, UC) занимаются как производители сетевого и телекоммуникационного оборудования, так и разработчики программного обеспечения. Первые, условно говоря, наращивают телефонию, вторые — возможности электронной почты, а в качестве центрального элемента UC-систем в большинстве случаев выступает нечто среднее — обмен текстовыми сообщениями в реальном времени (instant messaging, IM), или чат с индикацией доступности (presence). Но крупные разработчики ПО находятся в лучшем положении, поскольку могут предлагать UC в связке с другими своими продуктами, помогающими организовать эффективное взаимодействие в рабочем процессе.

Поэтому на рынке UC сейчас лидируют IBM и Microsoft: у Microsoft IBM, наряду с UC-решением Microsoft Lync, есть портал SharePoint и платформа для разработки корпоративных решений .NET, у IBM — соответственно Lotus Sametime, Lotus Quickr и WebSphere. Производители специализированных систем автоматизации также включают UC в свои портфели предложений. Например, в системах Salesforce.com и Siebel Sales имеется встроенный набор коммуникационных функций для торговых агентов — голосовая связь, Web, видео, функция записи, электронная почта, чат, индикация доступности. Отраслевые решения с похожими возможностями — быстроразвивающееся направление, обычно они разрабатываются для специфических узких задач.

Журнал Netwatcher, посвященный вопросам стратегии в области телекоммуникаций, последние три года публикует пять наиболее важных, на его взгляд, вопросов, в которых поставщики UC-систем должны будут разобраться в следующем году. Вопросы в данном случае традиционно упорядочиваются от менее важных к более важным.

Год назад вопрос номер пять касался слабой связи между UC и облачными вычислениями — предприятия реализуют те и другие проекты, но не пытаются связать одно с другим. Четвертое место занимала определенная разрозненность и явная несогласованность в развитии рынка UC-решений, на который одновременно вышел ряд новых игроков, включая почти всех знакомых большинству пользователей грандов ИТ-индустрии. К тому же все эти новые игроки не стали продавать унифицированные коммуникации как отдельный продукт, а предпочли поставлять UC только как часть более широкого предложения, что, конечно, затруднило для клиентов процесс принятия решений.

Далее, отмечается некоторая утрата унифицированными коммуникациями политической поддержки со стороны руководства предприятий. Отчасти это связывается со скептическим отношением к UC со стороны аналитиков и периодических изданий, отчасти — с тем, что большинство требований к UC исходит от «телефонистов» (то есть работников, отвечающих за корпоративную АТС), соответственно выдвигается предположение, что появление на рынке новых игроков из сферы ИТ способно переломить ситуацию. На второе журнал Netwatcher ставит конкуренцию между UC и социальными сетями, которые, не имея ничего общего с телефонией, тем не менее представляют собой альтернативный — и неплохой — способ связи, вполне работоспособный в том числе и в корпоративной среде. Самой главной темой в конце 2010 г. был всплеск интереса к корпоративной мобильности и связанный с этим риск для лидеров UC-рынка (разработчики мобильных решений могут быть далеки от идеологии UC).

В конце 2011 г. издатель NetWatcher Том Нолле опубликовал новую статью, где констатировал, что ни в одном из названных им вопросов поставщики даже близко не подошли к решению, и предложил повестку из новых пяти пунктов. Номер пятый — потребность в «планшетизированной» концепции для UC. Пока унифицированные коммуникации существовали в качестве чисто теоретической концепции, их рассматривали как механизм конвергенции технологий связи, а также обсуждали в контексте технологий корпоративного взаимодействия (collaboration), но практика показала, что существенно более важная роль принадлежит планшетам.

Планшет, может быть, наилучшим образом отвечает нуждам мобильного/портативного расширения продуктивности, но, к сожалению, популярные модели планшетов не состыкованы с UC, а планшеты, при разработке которых эту проблему попытались решить, не пользуются популярностью. Такого рода вакуум не может долго сохраняться, считает Том Нолле, и делает прогноз, что в 2012 г. рынок получит наконец устройство, которое будет одновременно и популярным, и подходящим для бизнеса.

Под четвертым номером Нолле поместил развитие так называемых «мэшапов» (mashups) — приложений, объединяющих и использующих данные из разных источников. Они успели завоевать себе популярность как в потребительской сфере, так и в области бизнеса, что отчасти связано с интересом к смартфонам и Web-приложениям, отчасти — с интересом к облачным вычислениям. Если пользователи станут смотреть видео, слушать речь, читать почту и обмениваться текстовыми сообщениями с помощью Web-виджетов (Web-приложений), единый интерфейс UC может стать попросту ненужным. Кроме того, на основе мэшапов можно создать средство построения специализированных виртуальных UC-продуктов для решения задач в конкретных ситуациях, и в этом случае они оказываются мощным конкурентом UC.

На третьем месте — безопасность UC и выполнение законодательных требований. Чем больше унифицированные коммуникации расширяются за пределы телефонии, тем серьезнее становятся эти проблемы, если же искусственно ограничивать возможности UC, соответствующие решения вряд ли смогут считаться «объединенными», а главное — сфера их применения значительно сузится. Допустимо ли, например, инкорпорировать в UC функции совместной работы над документами? С одной стороны, это, наверное, полезно, с другой — создает риск распространения зараженных файлов через пиринговые соединения, которые крайне сложно обезопасить. Еще один вопрос — как при использовании UC обеспечить архивирование и аудит всей информации, которой обмениваются сотрудники, на предмет ее соответствия законодательным нормам? Это достаточно серьезная проблема для отраслей, деятельность которых во многом подлежит государственному регулированию.

Второй по значению пункт на 2012 г. — растущая потребность в улучшении интеграции UC и механизмов сотрудничества (collaboration) с корпоративными приложениями. Задача интеграции непроста и должна решаться в рамках отдельного проекта, для выполнения которого большинству компаний понадобится помощь внешнего подрядчика. Но кто способен оказать такую помощь? Ни сетевые интеграторы, ни VAR-поставщики коммуникационного оборудования не имеют опыта настройки систем ERP или CRM.

Первое место ныне отводится изменениям в сервисах публичных сетей, которые оказывают огромное влияние не только на потребительский рынок, но и на рынок решений для предприятий. Мобильность приобрела существенно большее значение. То же можно сказать и об IP-телефонии, на которую все активнее переходят даже «домашние» пользователи (в США их подталкивает к этому государственная политика в области связи). Вообще же корпоративные услуги связи довольно точно следуют в своем развитии за сервисами публичных сетей. Этими же сервисами определяются запросы и возможности в области внешних коммуникаций — взаимодействия с клиентами и партнерами. Публичные коммуникационные инструменты, такие как различные предложения от Skype или Google, очевидно, вполне вписываются в идеологию UC, и именно от них отталкиваются предприятия при формировании представлений об идеальных корпоративных коммуникациях. Например, развитие двустороннего видеочата подогревает интерес к корпоративному видео, причем никто не сомневается в его полезности, хотя откуда такая уверенность — непонятно.

До полной трансформации бизнес-коммуникаций, о которой мечтают сторонники UC, еще очень далеко, считает Нолле. И все же ему представляется, что 2012 г. станет в определенном смысле поворотным для UC и поможет предсказать итог будущей трансформации, а также скорость, с которой она будет протекать.