В последние два года ситуация с информатизацией медицины начала сдвигаться с мертвой точки. И произошло это во многом благодаря применению облачных решений, в том числе и на уровне целых регионов. В результате решён целый ряд застарелых проблем, которые другими способами искоренить не удавалось.

С чего пришлось начинать

Можно сказать, что до недавнего времени с информатизацией медицины в большинстве учреждений дело обстояло практически никак. Единственным направлением, которое было хоть как-то автоматизировано, долгое время оставались учетные задачи, связанные с административно-хозяйственными функциями. Несколько позже сюда присоединилось обеспечение взаимодействия с Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), и то лишь потому, что ФОМС практически полностью взял эту обязанность на себя. Всё остальное делалось по старинке.

При этом количество медиков сокращалось, а нагрузка на них соответственно росла. Причем рост был опережающим, поскольку увеличивалось не только число пациентов в расчете на одного медработника, но и объем работ, который необходимо было проводить. Ведь росли объемы всякого рода отчетности, и заполнение всех необходимых форм занимало порой даже больше времени, чем сам осмотр. Касалось это не только врачей, но и среднего, а также младшего медицинского персонала.

В итоге такие проблемы, как очереди, невозможность записаться на прием к врачу, потери карточек и врачебные ошибки только нарастали. Равно как и мобильность людей, что также создавало много проблем. Например, значительная часть населения не прикреплена к медицинским учреждениям.

Почему так произошло? С одной стороны, вследствие недостатка финансирования. Причина эта важная, даже одна из ключевых, но не единственная. Так, слишком долго задаче внедрения ИТ в медицине не придавали большого значения. Эту тему практически игнорировали в программах подготовки и переподготовки специалистов начиная с уровня училища. В результате молодые врачи и медсестры зачастую не имеют навыков работы в типовых системах, используемых для автоматизации медицины. Ну а ИТ-специалистов, ориентированных на работу в медучреждениях, насколько известно автору этих строк, вообще нигде не готовят. До недавнего времени даже должностей, связанных с ИКТ, не было предусмотрено штатным расписанием большинства медучреждений. Но до сих пор проблема поиска персонала стоит крайне остро как в Москве, так и в регионах.

Есть и масса других препятствий. Так, например, советник руководителя Департамента информационных технологий Правительства Москвы Владимир Макаров (его статья опубликована в настоящем спецвыпуске) обратил внимание на то, что в типовом проекте поликлиники, который разработан на рубеже 60-х — 70-х годов прошлого века, просто не предусмотрено места, где можно разместить серверную комнату. Кстати, именно это обстоятельство во многом способствовало тому, что для поликлинического звена решено было использовать облачные сервисы. Впрочем, об этом ниже.

Спасение в облаке

Очень многие из проблем, обозначенных выше, удалось решить с помощью облачных технологий. Причем использовать их начали уже года два назад. Именно тогда, в 2010-м, были открыты первые такие проекты. Причем в авангарде оказались совсем небогатые регионы. Такие, например, как Владимирская область. Там создали централизованную медицинскую информационную систему (МИС), которая охватывала все медучреждения региона уже к началу 2011 года. Затем схожие проекты были запущены в Алтайском и Камчатском крае, в Бурятии (в настоящем спецвыпуске этому проекту посвящен отдельный материал), в Татарстане, Якутии, Ульяновской и Новосибирской областях, а также в Москве. В нынешнем году появился прототип облачных сервисов от Ростелекома, и еще шесть регионов (Амурская, Белгородская, Волгоградская, Омская области, Забайкальский и Ставропольский края) стали их пользователями.

Использование облаков позволило существенно сократить время, необходимое для построения работающих сервисов. Ведь для обеспечения доступа к сервисам, как правило, вполне достаточно обычного Web-браузера. Например, у Ростелекома все обстоит именно так. Хотя только Web-технологиями дело не ограничивается. Скажем, в Якутии используется технология виртуальных рабочих мест (VDI), что, впрочем, не помешало тиражировать решение всего за две недели.

Быстрее всего удалось запустить работающее решение во Владимирской области, где не стали строить центр обработки данных, а взяли мощности в аренду. В итоге работы заняли считанные месяцы. Потребовалось только перенести нужные приложения в облачную среду.

Такое решение сняло также задачу поиска и удержания кадров для обслуживания ЦОДа. Однако и в ходе других проектов указывается на то, что персонала для обслуживания облачного решения нужно существенно меньше, причём нет необходимости иметь подготовленных сотрудни­­ков в каждой поликлинике или фельдшерско-акушерском пункте, куда еще далеко не всегда можно добраться. Ну а организовать ремонт и техническое обслуживание обычных ПК намного проще, чем каких-либо специфичных АРМ или программно-аппаратных комплексов.

И даже в масштабах Москвы, где необходимо было создать почти 100 тысяч рабочих мест, сроки были относительно небольшими. Уже к концу текущего года работы по их созданию намечено завершить, и в том, что так оно и будет, сомнений практически нет. Для сравнения: в стационарах, где решено внедрять локальные МИС, окончание работ планируется на два года позже, и это при существенно более скромных масштабах проекта.

Кроме того, использование облачной модели позволило существенно снизить затраты на проекты построения МИС в масштабе региона. Этого удается достичь за счет уменьшения количества серверного оборудования, лицензий на ПО (а во многих проектах используется СПО, где затраты на лицензирование отсутствуют), затрат на персонал и техническое обслуживание. Надо учесть также, что медицинская информация содержит персональные данные, причем наивысшей категории. И требования по их защите предусматривают весьма дорогостоящие мероприятия, которые в случае применения локальных систем пришлось бы проводить в каждом учреждении. А при использовании централизованной модели нужно защищать лишь одну площадку.

Облачная МИС: что она умеет

В функциональном отношении МИС, используемые в различных регионах нашей страны, довольно заметно различаются. Тем более, что на российском рынке просто не существует системы, которая обеспечивала бы всю необходимую функциональность для каждого учреждения в полном объеме. Кроме того, регион самостоятельно решает, какие сервисы будут предоставляться централизованно, а какие придется разворачивать локально.

В итоге, например, во Владимирской области в разряд облачных включили подсистему автоматизации лаборатории, а в Алтайском крае — модуль работы с медицинскими изображениями, причем с поддержкой мобильных устройств. Впрочем, пока это остается предметом дискуссий, весьма оживленных. И действительно, в обжитых регионах скорее всего нет большой необходимости выносить эти подсистемы в облако. С другой стороны, есть немало и таких территорий, для которых крайне актуальна задача развития телемедицины. Вот тут создание централизованной системы, где могли бы храниться результаты анализов и исследований, которые даже сделать можно не везде, более чем целесообразно.

Много споров связано и с тем, выбирать ли тиражную систему (и какую) или строить свою МИС самостоятельно из отдельных частей. Тут также есть примеры обоих подходов. Скажем, в Новосибирской области решили пойти по первому пути, а в Ульяновской и в Москве — по второму. Впрочем, обычно данный вопрос в открытой информации о реализованных проектах не освещается.

Общим во всех проектах является решение такой задачи, как автоматизация работы регист­ратуры и создание электронной медицинской карты. Важный элемент данных систем состоит в обеспечении процесса самозаписи пациентов к врачам, что, впрочем, понятно: ведь он охватывает практически всё население. Однако это, как отметил Владимир Макаров в вышеупомянутой статье, — лишь видимая часть большого айсберга. Тем не менее и эффект от внедрения даже на пилотной стадии достигается быстро. Другая типовая задача заключается в автоматизации учета. Причем это относится как к решению сугубо административно-хозяйственных проблем, так и к ведению всяческого рода медицинских регистров. Впрочем, последнее реализовано не везде. Вынесение данных функций в централизованную систему позволяет существенно снизить затраты на поддержку, и чем больше учреждений в регионе, тем больше экономия.

Проблемы и трудности

Всякого рода сложностей в ходе таких проектов возникает немало. Очень много неудобств создает сетевое бездорожье. Причем с этим сталкиваются все без исключения регионы, в том числе и Москва, по крайней мере новые её территории. И данную проблему приходится обходить. Например, решение Ростелекома может работать и при низкоскоростном соединении. Приходилось прибегать ко всяческого рода ухищрениям для того, чтобы можно было работать при медленной и нестабильной связи и при реализации проектов, которые велись без привлечения облачной платформы Ростелекома. Кроме того, приходилось отказываться от применения технологий, которые заведомо не могут работать в таких условиях, в частности VDI.

К особенностям можно отнести и необходимость длительного периода опытной эксплуатации, поскольку интерфейс систем, с которыми работают конечные пользователи, практически неизбежно приходится дорабатывать. Это в равной степени касается и медицинских работников, и населения. Причем далеко не всегда удается выстроить процесс обратной связи между теми, кто ведет работы, с одной стороны, и потенциальными потребителями, с другой. Не всегда учитывается и то обстоятельство, что недовольные обычно весьма активны и часто поднимают шумиху в прессе, создавая лишний ажиотаж.

Большой комплекс проблем порождается несовершенством законодательства, регламентирующего процесс закупок. Это, в частности, ведет к ошибкам при выборе оборудования. Например, в одном из проектов в качестве мобильного рабочего места были выбраны дешевые планшетные ПК, которые оказались непригодны для работы с медицинскими изображениями.

Но самой большой сложностью является обучение персонала. Как уже было сказано, уровень подготовки медиков в области ИТ оставляет желать лучшего. В итоге надо быть готовым к тому, что процесс обучения займет существенное время. Например, в таком относительно небольшом и довольно «продвинутом» в смысле проникновения ИТ городе, как Якутск, процесс подготовки медперсонала занял ровно год. И это при том, что весь комплекс работ по строительству инфраструктуры потребовал менее десяти месяцев с учетом весьма длительного времени, которое ушло на доработку пользовательского интерфейса и устранение узких мест. В Москве на обучение медиков отведено уже три года. Причем пришлось предусмотреть обучение не только навыкам работы с ПК и прикладными системами, но и скоростному вводу данных. Об этом, к слову, довольно часто забывают, что может приводить к целому ряду не слишком приятных моментов как для медиков, так и для пациентов.